Когда логически пояснить поступки и речи украинских политиков уже практически невозможно, возникает предположение: а не ведут ли себя первые лица государства так, как они поступали в детстве? Ведь, если вглядеться внимательнее, действия тех же Виктора Ющенко, Виктора Януковича и Александра Мороза до боли напоминают возню малышей в песочнице, когда каждый из играющих старается отбить у других самую дорогую игрушку. Не брезгуя при этом оплеухами и тычками, сыпля попутно песок в глаза конкурентам. Побеждает обычно в такой потасовке или самый сильный, или самый хитрый.

Берем приведенный выше незатейливый сюжет, накладываем на последние события, и что же видим? Все совпадает. За неделю, прошедшую с момента подписания приснопамятного совместного заявления, после которого политический кризис был на время приостановлен, много чего поменялось в расстановке сил основных конкурентов в борьбе за власть в Украине. Не изменилось только одно: вместо конструктивного диалога, который, априори, должен был привести снятию всех противоречивых моментов в деле о перевыборах в Верховную Раду, день за днем украинцы наблюдали все тот же бедлам. Сопровождаемый обвинениями сторон в намеренном торможении процесса консолидации всех политических сил вокруг, казалось бы, неминуемого – даты проведения досрочных выборов. То есть, борьба в песочнице продолжилась.

Указ как орудие давления

Если представить Президента в качестве одного из детей, упрямо вырывающих игрушку из рук друг у друга, то охарактеризовать его можно в двух словах: нерешительный смельчак. Да-да, именно так, ведь одноплановой характеристики для поступков и поведения главы государства вряд ли подберешь: он то нерешительно дергает других, более наглых «детей», за рукава, прося отдать то, что якобы принадлежит ему по праву, то, устав получать затрещины, вдруг набирается смелости, чтобы что есть силы гаркнуть. И, воспользовавшись паузой, рвануть предмет всеобщего спора на себя, надеясь, что ему удастся продержать его в руках как можно дольше.

В принципе, третий указ Виктора Ющенко, который появился на свет во вторник, 5 июня, стал вот таким вот «окриком», рассчитанным отрезвить чересчур заигравшиеся горячие головы. Однако, этот прием Президента уже не нов для его оппонентов, и ничего кроме недоумения не вызывает. Еще бы: первые два указа не признавали ни премьер, ни спикер ВР, и тут же находилось нужное количество депутатов от коалиции, которые быстренько стряпали представление о конституционности указа в Конституционный суд, чем, несомненно, парализовали дальнейшую активность главы государства.

Впрочем, как объяснил сам Виктор Ющенко, указ о назначении даты повторных выборов в парламент он издал, чтобы закрепить политические договоренности от 27 мая. И, тем самым, подчеркнуть – Рада уже нелегитимна, так как депутаты фракций «Наша Украина» и БЮТ сложили с себя полномочия.

Позиция Гаранта, в общем, понятна – указ этот был нужен не так для коалиции, как для оппозиции, в среде которой уже начались разброд и шатания. Так, если БЮТ отчитался о том, что 103 его депутата написали заявлении о сложении полномочий, то «нашеукраинцы» не дают четкого ответа на то, сколько же точно оранжевых парламентариев ушли в «отказ». По слухам, не подтвержденным номинальным главой фракции Вячеславом Кириленко, только 66 депутатов от «Нашей Украины» написали заявления об уходе. То, что до сих пор нет официальной цифры, может свидетельствовать только об одном: внутри пропрезидентской фракции снова, как и во время обострения политической борьбы, происходят внутренние междусобойчики. Наверняка, некоторые депутаты-«нашеукраинцы», напуганные перспективой не быть включенными в обновленный избирательный список, и следовательно, лишиться хлебного места под куполом на Грушевского, упираются из последних сил. А руководство фракции делает все возможное, чтобы этих сомневающихся все же склонить к политическому суициду со слабой надеждой на воскрешение в новом, шестом по счету созыве. В этом ключе указ Президента – оружие психологического воздействия на несогласных. Которых, по слухам, частично подтвержденным Александром Морозом, становится все больше, причем, не только в пропрезидентской фракции, но и в БЮТ. Стало быть, угроза срыва третьего срока выборов достаточно велика, учитывая, что против Президента сейчас играет КС и Центризбирком, который фактически отказал «Нашей Украине» аннулировать избирательные списки образца 2006 года. Да и обнуление списков БЮТ сейчас под большим вопросом. Удачен ли вариант Банковой задействовать для пущей важности президентский указ – вопрос во многом сомнительный. Даже этот документ не дает гарантии того, что оппозиционеры не одумаются и не заберут свои заявления из секретариата ВР. Просто потому, что процедура лишения депутатских полномочий отдельного парламентария не закреплена законом, а значит, может быть оспорена в суде.

Чисто региональный скепсис

Для Партии регионов, лидер которой 27 мая формально дал согласие на проведение выборов 30 сентября, третий указ Президента, по сути, не был неожиданностью. По всей видимости, главные «акционеры»парламентского большинства подозревали, что президент может ответить чем-то таким на заявления Виктора Януковича о том, что раз выборы перенесены на осень, то дать доработать парламенту до августа – святое дело. Премьер – тот же ребенок из песочницы, правда, в отличие от своего тезки, он медлителен, но напорист. Его преимущество над другими «детьми» в силе и расторопности не раз приводило к тому, что игрушка, ради которой был затеян весь сыр-бор, в итоге больше всего побывала, и вероятно, еще побывает именно в премьерских руках.

Если отбросить аналогии, можно констатировать, что наибольшую выгоду от временного перемирия получили регионалы. Смотрите: в обмен на конкретную дату выборов и изменения в Госбюджет в части финансирования внеочередного волеизъявления, Виктор Ющенко сделал ряд весомых политических уступок, которые, наверняка, он никогда бы не решился совершить, если бы не соблазн вернуть власть в свои руки. Ведь Виктор Андреевич ничтоже сумняшеся отписал Партии регионов Генпрокуратуру, восстановив на посту генпрокурора «продонецкого» Александра Медведько. Затем принял, хотя, возможно, и скрепя сердце, поправки к закону о выборах, которые инициировали коалиционеры. И, наконец, ввел в состав ЦИК представителей Партии регионов, обеспечив коалиционерам большинство голосов, и, тем самым, донельзя политизировав эту структуру.

Медлительный и напористый Янукович, не торопя события, взял их под строгий контроль. Не удивлюсь, если Верховная Рада таки проработает отведенный ей третьим указом Президента о внеочередных выборах срок - то есть, до августа. А за это время Кабмин, как основной административный ресурс Партии регионов, сделает все для того, чтобы довести рейтинг этой политической силы до максимально возможных в данной ситуации высот электоральной симпатии. Подкузьмить премьера и его партию в преддверии выборов могут только стихийные бедствия и… нестабильность украинской экономики. Засуха, которая установилась сейчас практически на всей территории Украины, может серьезно скорректировать «урожайные» планы правительства – придется снова вводить квоты на экспорт зерна, что крайне нежелательно для отечественных зернотрейдеров и наших зарубежных покупателей. С другой стороны, неурожай в значительной мере повлияет на цены на муку и хлебобулочные изделия в Украине – и груз обвинений снова ляжет на плечи правительственных мужей. К тому же, прогнозируемый этим летом рост цен на бензин и дизтопливо вполне может вылиться в бензиновый кризис – к кому в этом случае будут предъявлять обвинения украинские автолюбители?

Потому регионалам сейчас важно сыграть на опережение, и сделать все возможное для того, чтобы набранные благодаря политическим маневрам весной электоральные очки не обнулились летними экономическими потрясениями. Следует ожидать, что критика действий Президента в ближайшие дни усилится, а в КС отправят очередное представление – на всякий «пожарный» случай, чтобы держать Ющенко на коротком поводке.

Вся надежда на Цушко

Александр Мороз, которому в нашей детсадовской аллегории отведена роль эдакого хитреца, мальчика «ни нам, ни вам», по сути, единственный персонаж, который сумел выжать из ситуации максимальную выгоду прежде всего для себя и своей политической силы. Судите сами: Верховная Рада работает? Работает. Постановления и законы принимаются? Принимаются. Президент их подписывает? Подписывает. То есть, Сан Саныч фактически доказал, что предыдущие два указа главы государства ни что иное как политические памфлеты рвущегося к власти человека. Впрочем, в этой истории Виктор Ющенко сам подставил себя под дуло критики социалистов. Ведь по соглашению от 27 мая гарант должен был реанимировать парламент только на 2 дня – 29-30 мая, в течение которых депутаты должны были в экстренном порядке принять уже наработанный рабочей группой пакет законов. И уже 31 мая главный законодательный орган страны должен был закрыться до следующего, внеочередного созыва. Что же мы видим на самом деле? На дворе уже 6 июня, и Рада работает как ни в чем не бывало. То есть формально Виктор Ющенко не сдержал своего обещания, и парламент не разогнал, дав основания Морозу использовать это обстоятельство для повышения собственного рейтинга. Хотя, конечно, не исключено, что уже в ближайшем будущем Рада таки закроется – если, конечно, ЦИК даст добро на аннулирование полномочий депутатов-оппозиционеров. Но у председателя ВР есть козырный туз, которого он не преминет разыграть как только над парламентом нависнет угроза закрытия «по политическим мотивам». Это – глава МВД Василий Цушко, который известно сейчас где, но неизвестно, что с ним. Социалисты упорно раскручивают версию об отравлении Василия Петровича злостными политическими конкурентами. Депутаты от СПУ всячески угрожают оппозиционерам мрачными прогнозами а-ля «а вот приедет Цушко, да как выведет вас на чистую воду!». Смысл этих телодвижений очевиден: фигуру якобы отравленного министра социалисты будут использовать для популяризации себя любимых – точно так же, как они это делали сначала с Гонгадзе, а затем – с Мельниченко. Возвращение Цушко на родину даст Морозу еще один повод апеллировать к Президенту, чтобы тот оставил парламент в рабочем режиме – для этого спикеру или его соратникам достаточно подать заявление о создании специально парламентской комиссии по обстоятельствам отравления Василия Петровича. Расчет ясен: вряд ли Ющенко осмелится заморозить работу Рады и данной комиссии, ведь в противном случае это может стать для СПУ аргументом обвинить главу государства в намеренном саботировании расследования обстоятельств отравления Цушко. Похоже, социалистов в этом плане даже не будет волновать то, что факт нанесения министру умышленного вреда требует доказательств – им достаточно будет упрекнуть Президента в том, что дело об его отравлении давно пылится под сукном. И тогда спектакль с Цушко в главной роли, с которого социалисты намереваются получить большие политические дивиденды, может растянуться вплоть до 30 сентября.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3304