Заместитель министра региональной политики и строительства Александра Кужель считает, что политикам, желающим очиститься, необходима «хорошая клизма». Также в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’а экс-нардеп рассказала, почему растет уровень преступности, по каким причинам невозможна реализация силового варианта выхода из политического кризиса, и что такое «коалиция мудрости».
- Александра Владимировна, почему, как Вы считаете, Виталий Гайдук ушел с поста главы СНБО? Является ли Плющ равноценной заменой?
- Плющ — очень сильный политик. Я всегда говорила, что мне, например, очень жаль, что сейчас в политике нет Костенко, Плюща, Мусияки. Гайдук и Плющ — это очень разные направления. Мне жаль, что Виталий Гайдук ушел. Они оба государственники, но они разные. Гайдук — это человек нового поколения в политике. Это политик более проевропейский. А Плющ мудрый, как и Кравчук. Это та мудрость, которая сегодня, наверное, очень нужна Украине.
Я не знаю причин ухода Виталия Гайдука, но мне с ним было очень интересно и комфортно работать. У нас всегда были очень живые беседы.
- Насколько достоверными Вы считаете нашумевшие заявления Валерия Гелетея о готовящихся покушениях на известных политиков?
- Когда я узнавала о том, что на меня готовились покушения, то я сама подавала заявление в СБУ, и на пресс-конференции сообщала об этом для того, чтобы те люди, которые это готовили, знали о моей осведомленности. Такого очень много, к сожалению, в нашей стране. Пока господин Луценко был министром МВД, у нас восстановились практически все банды. Поэтому неудивителен такой рост уровня преступности. В любом случае это надо расследовать.
Есть очень хорошая притча, когда мальчик в шутку кричал «волки, волки», и дважды ему прибегали на помощь, а на третий раз, когда мальчику действительно угрожала опасность, ему не поверили, и волки его загрызли. Если бы это был человек с улицы, Кармазин, к примеру, или Кужель, у которых нет возможности поднять всю СБУ и МВД… Я думаю, что у Секретариата Президента была возможность более серьезного анализа этих документов перед обнародованием.
- Как Вы думаете, почему рабочая группа так долго не может договориться? Что тормозит ее работу?
Мне кажется, что причина, в первую очередь, в главной позиции коалиции — в необходимости создания реестра. Я их абсолютно в этом отношении поддерживаю.
Я сейчас нахожусь в Тернопольской области и езжу по селам. Здесь практически нет тех жителей, которые голосуют. Большая часть людей находится на работе заграницей. И об этом надо честно говорить. На одну Тернопольскую область пришло 200 млн. долларов по Western Union. А как они голосуют? Они голосуют там, в посольстве, а потом здесь по их паспортам голосуют родственники. Это нечестно.
Если мы говорим об очищении, то нужно его проходить действительно с желанием очиститься, а не так поверхностно обмыться. Пусть уже делают хорошую клизму.
- Александра Владимировна, как вы считаете, какой состав коалиции сформируется в парламенте после досрочных выборов? Будут ли коммунисты и социалисты отделяться от Партии регионов?
- Я не могу этого знать, но могу сказать, чего бы я хотела. Я считаю, что выборы должны пройти осенью, чтобы не портить сезон, когда люди зарабатывают деньги. Люди должны поработать на земле, в садах, провести строительство. Это самое плодотворное время. Крым, к примеру, вообще целый год живет на заработанные летом деньги. Ситуация с рейтингами за два-три месяца не изменится. К выборам нужно основательно подготовиться, сделать реестр, выделить деньги на выборы, если уже такое решение принято. Хотя, честно говоря, я не вижу конституционности в этом решении. Я была одной из тех, кто принимал действующую Конституцию, и мне неприятна вседозволенность. Я понимаю, что это может не очень хорошо закончиться.
По моему мнению, если бы в прошлом парламенте была создана коалиция «Нашей Украины» и Партии регионов, это был бы очень серьезный прорыв. В каждой из партий есть масса порядочных людей, специалистов. Конечно, хотелось бы максимального присутствия тех, чьи позиции совпадают с пониманием реформ, которые могла провести Юлия Тимошенко в 2005 году. Тогда она, имея сумасшедшее доверие населения, ничего не сделала. Но сегодня реформы все равно надо проводить.
Я знаю и очень уважаю оппозиционную команду: и «Правицю», и «Нашу Украину». Есть хорошие специалисты и в «регионах», это очень сильная команда. Есть специалисты и в СПУ. Я хочу, чтобы они работали на Украину. Есть два-три человека, которые мне интересны, в БЮТ, но они полностью лишены права решать вопросы. А популизм мы просто больше не выдержим. Ни популизм Луценко, ни БЮТ. Для страны это — катастрофа.
Возьмите последние рисунки ВВП и посмотрите: 2004 год — валовой внутренний продукт — 12 с лишним процентов, 2005 год — 2,4 процента. Сейчас еле «вылазим» на 8 процентов. Юлия Владимировна разорвала нам торговый баланс почти на 9 миллиардов. Импорт превысил экспорт, это угроза национальной валюте. Мы только-только «вылезли», на пузе проползли эти года правительства Еханурова и Януковича, чтобы довести в этом году до цифры 1,6. Вы представляете еще один такой взрыв? Это катастрофа.
Все-таки, при всех политических симпатиях, нужно делать дело. Я считаю это самым главным. Хотелось бы, чтобы была такая коалиция мудрости.
- Если в ближайшее время Ющенко и Янукович не придут к компромиссу, возможна ли реализация силового варианта?
- Я думаю, что оба Виктора настолько мудрые и ответственные, что они придут к компромиссу. Что тот, что другой — государственники, и переживают за людей. Если бы они думали только о себе, если бы на их месте была Юля, то можно было бы ожидать силового варианта. А так я думаю, что они договорятся.
- Как вам работается на новой должности??
- Мне раньше казалось, что я так много знаю, что уже могу все. А теперь, работая рядом с Яцубой, могу сказать, что учусь каждый день. Такого опыта у меня еще не было, мне сложно, но безумно интересно.
- Успеваете ли посещать светские мероприятия? Быть с семьей?
- Свободного времени у меня очень мало. Работаю по 12-13 часов в день. Сейчас много командировок, потому что министр хочет успеть наработать очень интересные программы. Мы не участвуем во всех этих политических разборках. Работаем как последний раз, вкладываем все силы. Хотелось бы очень много успеть до того, как опять начнутся перестановки.
Один день недели — воскресенье — я уделяю семье.
- Не хотите ли попасть в список той или иной партии?
- Пока что я не думала на эту тему. Я бы очень хотела работать с умными людьми. Придут умные люди в исполнительную власть, будем мы востребованы — значит, будем работать. А если пригласят в список — надо подумать.
Недавно я слышала, как Нина Карпачева призывала, чтобы ушли олигархи и пришли специалисты. Нужны им специалисты? Позовут — я готова поработать. Я уже знаю, как работать, у меня есть опыт. Я приду, и с первого дня буду работать профессионально. Надо будет, пригласят — значит, будем рядом.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом