Увольнение президентом судей КСУ за невыполнение присяги является ширмой, за которой Президент прячется от решения КСУ по указу о роспуске Рады от 2 апреля. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’a рассказал директор украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович.
Среди прочего, Малинкович предположил, что в ситуации полного игнорирования Президентом Ющенко законов Украины и Конституции, может снова стать актуальной тема разгона действующего правительства. «Президент может через Совет безопасности объявить Кабмин действующим против указов Президента потому что он не финансирует выборы», - считает Малинкович.
- Как вы расцениваете сегодняшнее назначение Медведько заместителем генерального прокурора Украины. Было ли оно прогнозируемым? Не считаете ли вы, что такие действия Пискуна являются попыткой смягчить удары, ранее нанесенные Президентом?
- Я думаю, что это все-таки связано с позицией самого Пискуна, который весьма и весьма осторожен и не хочет разрывать ни с кем отношения. Он боится острой конфронтации.
Дело в том, что Медведько нельзя уволить, поскольку он был на больничном, а это значит, что пока он Генеральный прокурор Украины. Для того, чтобы смягчить этот конфликт, Пискун предлагает Медведько эту должность, но тот пока настаивает на суде с Ющенко по поводу законности его указа о назначении Пискуна в тот момент, когда он болел.
- Коалиция говорит о том, что судьи КСУ Станик и Пшеничный по-прежнему являются действующими судьями, поскольку указ Президента об их увольнении нелегитимен. А как считаете вы?
- Я считаю, что в КСУ по-прежнему 18 судей и поэтому сейчас назначать новых судей абсолютно бессмысленно. И не только потому, что они не могут принять присягу, но и потому что все-таки не решен вопрос с легитимностью президентского указа об увольнении Станик и Пшеничного. Действительно в соответствии со статьями Конституции 106 и 126 Президент вправе уволить тех судей, которые прошли по президентской квоте, но это вовсе не означает, что подобное решение не предусматривает какую-то предварительную процедуру. Эти судьи уволены за нарушение присяги и надо все-таки определить, действительно ли они нарушили присягу.
В данном случае есть процедура, предусмотренная регламентом Конституционного суда, согласно которой, судьи КСУ должны определить имело ли место нарушение присяги, и признать это можно только если 12 судей высказываются в поддержку факта нарушения.
К тому же в законе о КСУ, причем в редакции от августа 2006 года, когда уже действовали изменения в Конституцию, сказано, что полномочия судьи Конституционного суда, нарушившего присягу, может прекратить Верховная Рада, и только после этого вступает в действие норма Конституции о праве Президента лишить этих судей должности. Но эта процедура не соблюдена. Мягко говоря, вопрос о том, является ли Конституция и ее нормы выше, чем нормы других законов - это спорный вопрос.
Сегодня судьи КСУ должны принять решение по первому Указу Президента о роспуске парламента, и я думаю, что у них есть такая возможность. Президент может ссылаться на все, что угодно, но если будет решение КСУ, включая голоса Станик и Пшеничного о неконституционности его Указа, он будет выглядеть плохо.
- То есть вы не считаете, что в ближайшие дни может дойти дело до приведения к присяге новоназначенных судей КСУ?
- Ну, это вообще немыслимо, ведь с точки зрения Президента парламента давно нет. В парламенте 5-го созыва Степан Гавриш и Василий Костицкий не могут принимать присягу, потому что его уже нет, а парламента 6-го созыва еще нет, даже с точки зрения президентской логики. Так что им просто негде принимать присягу и в ближайшее время их можно рассматривать только как кандидатов на место судей.
- Вас не настораживает, что КСУ до сих пор не вынес решения относительно первого указа Президента о досрочном прекращении полномочий парламента 5-го созыва и о назначении парламентских выборов на 27 мая?
- Меня действительно сильно волнует проблема, будет ли решение КСУ по первому указу Президента о досрочном прекращении полномочий Рады. Странно, что сегодня КСУ молчит, ведь 5 мая, то есть завтра, у него заканчивается месячный срок, в течении которого Суд обязан в случае безотлагательного рассмотрения его завершить, а они ни вчера, ни сегодня не работали.
То есть мы уже за пределами правового поля и нам остается только фантазировать о возможных последствиях, поскольку уже давным-давно все решается по воле одного человека, а не согласно законодательству.
- Выход из этой ситуации – переговоры?
- Никоим образом. Мне кажется, что сейчас вступать в переговоры с Президентом аморально. Он ни в чем не уступает, не соблюдает закон, даже грубо попирает закон. Вступать в переговоры с Президентом нужно, но смягчать углы путем переговоров можно только после решения КСУ. В зависимости от того, каким будет решение, все и определится.
Мы сейчас воюем не за выборы, а за то, будем ли мы жить в правовом государстве, или же в стране беспредела. Если сейчас позволить Президенту делать то, что он хочет вопреки закону, то кто сказал, что он признает результаты выборов? Кто сказал, что он снова назначит лидера победившей партии премьер-министром. Ничего нельзя гарантировать, потому что он пока ни в чем не уступил и не действует в рамках норм права.
- Сегодня Рада внесла изменения в бюджет текущего года, дабы повысить пенсии инвалидам войны и ветеранами зарплаты бюджетникам. Очевидно, что Президент, не признавая легитимность парламента, не станет подписывать и этот закон. Какие могут быть последствия этого шага?
- Если он не станет подписывать этот закон, по Конституции через 15 дней достаточно будет подписи председателя ВР. Если же Президент наложит вето, то это другой вопрос. Но он этого делать не будет, ведь это социальный закон и он рискует настроить против себя миллионы людей, а во-вторых, он не будет накладывать вето, поскольку для него парламента нет.
Тут есть и другая проблема: кто признает закон, подписанный Морозом? Правительство этот закон признает, а Президент не признает. Выполнять его будет Кабмин, пока он жив, но если завтра распустят Кабмин…
- А это возможно?
- А почему нет? Об этом уже во всю говорят. Президент может через Совет безопасности объявить Кабмин действующим против указов Президента, потому что он не финансирует выборы… То есть без решения КСУ мы снова в правовом тупике, и Президент делает что хочет.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом