Президент Польши Лех Качиньский отложил намечавшийся в марте свой визит на Украину на осень. Пресс-служба украинского президента Виктора Ющенко причину объяснила так: "Визит перенесен в связи с интенсивными двусторонними консультациями на разных уровнях".

Тени прошлого

В польских СМИ многочисленные эксперты высказывают сомнения, что дело дойдет до запланированной на 28 апреля встречи президентов Польши и Украины в Пшемысле. Причина подается без обиняков: стратегических партнеров в очередной раз разводят призраки истории, а точнее - память о взаимно убиенных соотечественниках.

Лишь в позапрошлом году затих многолетний польско-украинский конфликт вокруг польских военных захоронений 1918-1920 годов на Лычаковском кладбище во Львове. Открытие мемориала несколько раз откладывалось. Депутаты местного горсовета никак не могли согласиться с высеченными по настоянию польской стороны словами "героически" и "независимость", которые, по их мнению, никак не вязались с похороненными поляками, погибшими в боях с сечевыми стрельцами во время польско-украинской войны. Компромисс был найден в словах "погиб за Родину". Сейчас мартирология предъявила счет сороковым годам.

Дети на дереве

В Польше много написано книг и защищено научных работ на болезненную тему польско-украинской борьбы в 1943-1948 годах. Хватает и кинодокументалистики. Теперь появилась попытка восполнить пробел в монументальной пропаганде.

Проект памятника жертвам Украинской повстанческой армии (УПА) в мгновение стал общественным раздражителем, как только появилось сообщение, что варшавская мэрия дала предварительное согласие на его установку в центре польской столицы. Достаточно раз взглянуть на макет - и мурашки побегут по телу. К пню дерева, у которого вместо ветвей крылья, колючей проволокой привязаны трупики детей. Инспирацией стал жуткий снимок убитых польских детей на околице деревни Козова на рубеже 1943-1944 годов. "Только что-то невероятно потрясающее может сегодня привлечь внимание людей, никто не реагирует, когда на Украине ставятся памятники преступникам УПА", - объясняет идею Ян Невиньский, председатель всепольского комитета, который хочет увековечить память десятков тысяч погибших от рук ОУН-УПА на восточном пограничье Польши - на Волыни и в Галичине.

Автором монумента, который предполагается отлить в бронзе, является самый известный польский скульптор, почетный академик Российской академии художеств краковянин Мариан Конечны. Его знаменитая "Варшавская Ника" стала одним из символов героизма польской столицы, в которой стоят еще несколько его памятников. По его проектам воздвигнуты уже два величественных памятника Иоанну Павлу II. Правда, огромное изваяние В.И. Ленина снесли с постамента у входа на комбинат "Нова Гута", когда в начале 90-х металлургов лишили патроната пролетарского вождя, но сам ваятель об этом не жалеет - частный коллекционер из Швеции выкупил Ленина, что называется, на корню.

К развернувшейся полемике вокруг его нового творения, как неслыханно рискованного и поражающего ужасом, Мариан Конечны относится философски: "Это вопрос интерпретации. Я сам из тех мест и видел еще более страшные вещи, чем выражены в памятнике. Необходимо обо всем этом напоминать".

Однако не только натуралистическая форма памятника жертвам УПА вызвала в Польше дискуссии. Здесь понимают, что появление в центре Варшавы такого монумента отзовется в Киеве подобной идеей. А это уже будет цепной реакцией, способствующей только расширению взаимной ненависти.

Ответ Бандерой

Отозвалось во Львове, и неожиданно скоро. Из некогда польского города пришла весть, что уже в октябре может быть открыт памятник Степану Бандере или хотя бы его часть, приуроченная к 65-й годовщине создания УПА.

Предводитель радикального крыла Организации украинских националистов (ОУН), которому была впоследствии подчинена УПА, Бандера и по сей день считается врагом Польши. Еще в 1934 году после покушения в Варшаве на тогдашнего главу МВД он был приговорен к смертной казни, которой избежал. Но отождествляется в Польше Бандера прежде всего с УПА, на совести которой, как уже замечено, десятки тысяч жизней поляков.

Задумка поставить памятник Бандере на улице его имени, которая раньше называлась улицей Нового мира, перед этим - Сталина, а до войны носила имя рожденного в Варшаве князя Леона Сапеги, появилась несколько лет назад. Был даже организован конкурс проектов, собирались среди народа гривны, но денег все равно не хватило. Да и сейчас мэр Львова считает, что проект, идея которого родилась без участия города, слишком масштабен. "Даже коммунисты не позволяли себе строить таких огромных памятников", - приводят в печати слова львовского мэра Андрея Садового. Тем не менее инициаторы этим не смущены и к 100-летию Бандеры в 2009 году намерены завершить комплексное сооружение, включающее семиметровый монумент, окруженный 30-метровыми колоннами и триумфальной аркой.

Обиженные львовские поляки говорят, что обсуждать памятник Бандере уже поздно. Да и что тут обсуждать, считают они, если Виктор Ющенко недавно заявил, что участники ОУН-УПА заслуживают памяти, а ветеранам УПА удвоили прибавки к пенсиям.


Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1959