Накануне визита в Германию президента Украины Виктора Ющенко страну сотрясают внутриполитические скандалы.

В Германии опять скандал. На этот раз во внутренней политике. Буквально через неделю, после того как Ангела Меркель поссорилась с Еврокомиссией, защищая немецкие энергетические концерны, о своей отставке заявил Эдмунд Штойбер. Премьер-министр федеральной земли Бавария и глава Христианско-Социального Союза (ХСС) пообещал снять с себя все полномочия к 30 сентября этого года.

Причиной отставки Штойбера стало растущее недовольство членов ХСС его авторитарным стилем руководства, а непосредственным поводом — недавний политический скандал. Штойбера обвинили в превышении должностных полномочий и попытке незаконно получить информацию о частной жизни своего внутрипартийного политического оппонента Габриэлы Паули, которая подвергла критике ряд допущенных им политических и тактических ошибок.

«Успех и единство ХСС, благополучие и хорошие перспективы Баварии всегда были и остаются моей высшей целью. Поэтому я принял решение не участвовать в предстоящих в будущем году выборах в баварский парламент (ландтаг), а к 30 сентября снять с себя полномочия премьер-министра федеральной земли. Кроме того, на партийном съезде ХСС в сентябре я не буду выдвигать свою кандидатуру на должность председателя партии», — заявил Штойбер.

Не успел Штойбер сделать свое заявление, как в партии разгорелась такая жесткая борьба за его политическое наследие, что аналитики опасаются внутрипартийного раскола. Напомним, что ХСС входит в правящий блок ХДС/ХСС во главе с канцлером Меркель, а Бавария во многом задает тенденцию политического и экономического развития всей Германии. Кроме того, этот скандал разгорелся на фоне председательства ФРГ в ЕС и G8.

История политического фиаско

Эдмунд Штойбер может похвастаться экономическими достижениями, которым нет равных в Германии. В Баварии самая низкая безработица и самый высокий экономический рост. И все-таки после исторической победы в 2003 году (ХСС занял две трети мест в ландтаге Баварии) в адрес авторитарного и далекого от реальности стиля управления Штойбера поступало все больше и больше критики.

Недовольство действиями главы ХСС значительно усилилось, когда после победы на выборах в бундестаг 2005 года Штойбер отказался от поста федерального министра экономики и вернулся в Баварию. По мнению представителей ХСС, таким образом он ослабил влияние партии в стране, потому что многие партийные функционеры не получили повышения по карьерной лестнице.

С того времени Штойбера преследовали политические неудачи. В 2006 году он приобрел 5% новых сторонников и потерял доверие 52% немцев. Последней каплей стало заявление Габриэлы Паули, главы администрации земельного округа Фюрт под Нюрнбергом. По ее словам, Штойбер, «используя служебные полномочия, инициировал прослушивание ее частных разговоров, чтобы собрать компрометирующий материал». В связи с этим Паули потребовала от Штойбера «отказаться от выдвижения своей кандидатуры на пост премьера Баварии в 2008 году».

Шеф канцелярии Штойбера признал, что собирал конфиденциальную информацию о личной жизни женщины и подал в отставку. Глава же ХСС, проявив крайнее высокомерие и не дав даже затихнуть скандалу, сообщил, что собирается выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих земельных выборах и оставаться премьер-министром Баварии еще пять лет. Это переполнило чашу терпения партии.

Согласно опросу института Forsa, доверие Штойберу в конце года составляло 40%. Это на 20% меньше, чем на выборах 2003 года. Около 60% в баварцев высказались против того, чтобы Штойбер вновь претендовал на эту должность на земельных выборах 2008 года.

Удар в спину или своевременный уход?

Большинство немецких политиков считают, что отставка главы ХСС не будет иметь негативных последствий для внешней и внутренней политики страны. Однако ожесточенная борьба за его политическое наследие действительно может представлять определенную опасность.

«Большая коалиция осознает, что длительный спор вокруг наследия Штойбера представляет для них опасность. Мы, либералы, очень внимательно наблюдаем за ситуацией внутри ХСС. Можно без сомнения увидеть, что в коалиционных фракциях существует определенная нервозность и потеря ориентиров. Если ХСС это не преодолеет, то в условиях существования в Германии таких спорных тем, как, например, реформа здравоохранения, это может спровоцировать конфликты внутри коалиции», — сообщил «ДЕЛУ» Гаральд Лайбрехт, депутат Немецкого бундестага от оппозиционной Свободной демократической партии.

«На позицию ХДС/ХСС в большой коалиции влияла продолжающаяся дискуссия в отношении личности Штойбера и связанное с этим состояние неуверенности. После того как вопрос выяснен, коалиция продолжает нормально работать. Критическое отношение Баварии ко многим законопроектам федерального правительства вряд ли изменится при новом главе партии и новом премьер-министре», — выразил «ДЕЛУ» свое личное мнение Нико Ланге, глава Представительства Фонда К. Аденауэра в Украине.

«Эта отставка не повлияет на существование большой коалиции и на председательство Германии в ЕС», — считает депутат бундестага от ХДС Манфред Грунд.

«Новое руководство ХСС будет больше, чем прежде, опасаться вмешиваться в дела Берлина. Оно будет, прежде всего, заботиться о спокойствии и консолидации в собственном баварском доме. В связи с этим в ближайшее время не приходится рассчитывать на негативное влияние со стороны Баварии на большую коалицию», — отметил «ДЕЛУ» профессор «Свободного университета» Гельмут Вагнер.

А как же ЕС?

Эдмунд Штойбер активнее, чем канцлер, выступал против вступления в ЕС Турции. Ряд аналитиков считает, что после его отставки ХСС и ХДС будут проводить более спокойную политику в вопросе развития отношений ЕС со странами-соседями, а после высказываний Папы Бенедикта XVI еще и более сдержанную.

«Изменившаяся политическая ситуация, связанная с отставкой Штойбера, будет иметь позитивные последствия для председательства Германии в ЕС. Потому что уход Штойбера усилил позицию канцлера. Она теперь имеет одним внутреннеполитическим критиком меньше, что повысит ее влияние также во внешнеполитических вопросах», — считает Гельмут Вагнер.

«В связи с отставкой Штойбера некоторые пункты могут в ходе председательства естественно еще измениться. Однако основные моменты немецкого председательства в ЕС установлены уже давно. Мы, либералы, во всяком случае, подписали программный документ по председательству в ЕС. Естественно, мы надеемся на то, что также некоторые наши идеи будут приняты во внимание», — считает Гаральд Лайбрехт.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1650