Александр Лукашенко начал словесное наступление на Россию
 

"Я самый открытый президент, я не люблю пиар и не разрешаю, чтобы меня "раскручивали", фотографируя в костюмах для спортивных единоборств", - даже самая первая фраза интервью Александра Лукашенко немецкой Die Welt говорит о том, что белорусский президент больше не намерен играть в дружбу с Москвой и лично с Владимиром Путиным. Лукашенко открыл сразу два фронта: экономический, требуя платы за землю под транзитными трубопроводами, и политический, грозясь совершить резкий разворот от России в сторону Запада. Как ни странно, в Москве к этим угрозам относятся спокойно. Как говорят опрошенные "Известиями" высокопоставленные источники, в случае с Лукашенко все время приходится учиться отличать демагогию от реальности.

Лукашенко никогда не отличался щедростью на интервью западным изданиям. Но после новогоднего нефтегазового скандала он все-таки решил, что европейская трибуна ему необходима. И выбрал в качестве собеседника немецкого журналиста и политолога Александра Рара. Рар к делу подошел весьма деликатно и свой первый вопрос сформулировал так: "Какой вы на самом деле?"

В итоге текст интервью оказался заполнен направленными против Москвы колкостями: "Мы не хотим получать свои зарплаты из Кремля", "Российская элита стала заносчивой, однако это изменится с падением цен на энергоносители". Но главная перемена, произошедшая в позиции Лукашенко, в том, что он откровенно ищет поддержки у Европы. Собственно, и интервью, по большому счету, давалось ради одного тезиса: мол, если сегодня Москва пыталась оставить без энергоресурсов Белоруссию, то завтра может перекрыть кран и Западу. Еще одна "сенсация" звучит так: "Белоруссия находится в центре Европы, и у нас единые ценности".

"В этой жизни все возможно"- так Лукашенко ответил на вопрос о том, может ли когда-нибудь евро стать белорусской валютой. То есть Лукашенко впервые публично допустил, что Белоруссия может стать членом Евросоюза. Для него это заявление- сплошной парадокс, так как в реальности сближение Минска с Брюсселем возможно только после смены белорусского лидера.

Тем не менее, как полагают российские эксперты, к двум "белорусским фронтам" нужно относиться весьма спокойно и по крайней мере не вступать с Лукашенко в публичную перепалку. "Ему нужно как-то оправдать дыры в своем бюджете, но, заметьте, за всей этой демагогией нет никаких действий",- говорят собеседники "Известий". Зато Москва некоторые действия, выбивающие почву из-под демагогии Лукашенко, предпринять все же намерена.

В российском правительстве серьезно обсуждается вариант строительства обходного маршрута- минуя несговорчивого Лукашенко. Речь идет о том, чтобы развернуть экспортные потоки нефти из приграничного к Белоруссии города Унеча и направить их в морской порт Приморск (см. карту).

Мощность этого трубопровода, как предполагается, составит около 50 млн тонн в год, а стоить он будет не менее $1 млрд. Еще $1,5-2 млрд нужно для того, чтобы расширить принимающие мощности порта Приморск. Все вместе в итоге будет стоить России $2,5-3 млрд- ровно на такую сумму сейчас дотируются поставки нефти в Белоруссию. Ведь даже после введения Россией пошлин на экспорт нефти в Белоруссию Лукашенко оставили льготные цены- после трудных январских переговоров стороны договорились, что Россия будет брать со своих нефтяников, которые привозят нефть в Белоруссию, не $180, а $53 за тонну. Если обходной маршрут построят, белорусским НПЗ придется совсем несладко, а белорусские транзитеры и вовсе останутся без своих комиссионных за прокачку сырья. Остается надеяться, что Лукашенко уже придумал, на что будет жить белорусский народ без доходов от российской нефти. Стоит напомнить, что эти российские льготы составляют около 25% всего белорусского ВВП и почти 40% белорусского бюджета.

Какими словами Лукашенко ругает Россию

"Не мытьем, так катаньем они намертво хотят пристегнуть нас к себе, и чтобы я еще ездил в Кремль за деньгами для своих людей... Когда увидели, что нас сломать трудно, то тогда начали ломать, предлагая войти в состав России. Мы никогда внутрь другого государства не войдем". 26 января на церемонии вручения дипломов научным работникам в Минске.

"Беларусь в силу своей экономической стабильности больше, чем какая-либо другая страна на данном этапе готова к вступлению в Евросоюз и использованию евро". 25 января в интервью немецкой газете Die Welt.

"Самый дурацкий проект России- это строительство по Балтийскому морю газопровода. Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов... Что, мы можем вести с таким руководством нормальные переговоры?" 14 января, беседа с журналистами в Минске.

Готов ли Запад поддержать Лукашенко?

Максим Юсин

Александр Григорьевич Лукашенко пугает Россию "разворотом на Запад". Насколько реален такой сценарий? И готов ли Запад с распростертыми объятиями принять нового "стратегического союзника"?

Увы, белорусский лидер выдает желаемое за действительное. Создает мифы, рисует нереальные геополитические схемы- и пытается заставить нас во все это поверить.

К счастью или к несчастью, Лукашенко не суждено стать союзником Запада. Президент Белоруссии- не Ющенко и не Саакашвили. Ни один самый гениальный западный пиар-технолог не сумеет представить батьку демократом, пострадавшим от имперской политики России и потому заслуживающим помощи и сочувствия.

Образ Лукашенко на Западе сформирован давно и бесповоротно. И образ этот- зловещий. В отличие от наших СМИ, сверхделикатно освещавших события в "братском государстве", зарубежные журналисты и политики все последние годы называли вещи своими именами, в выражениях и оценках не стеснялись.

Лукашенковская Белоруссия в глазах западной публики- страна, где правит диктатура, где политические противники вождя не просто подвергаются репрессиям, а бесследно исчезают, где выборы нещадно фальсифицируют, а кандидатов в президенты от оппозиции по смехотворному обвинению бросают за решетку.

Можно ли в единочасье проделать головокружительный политический кульбит и превратить такой режим из изгоя в союзника? Поймут ли такой маневр избиратели, пресса, парламентарии? Все-таки сегодня не 70-е годы прошлого века, когда Соединенные Штаты могли поддерживать одиозных диктаторов в Латинской Америке, не боясь обвинений в двойных стандартах. Да и Белоруссия- не Парагвай или Гаити. Это- страна в центре Европы, которой не грозит оказаться в информационном вакууме, она давно у всех на слуху.

Конечно, политика- вещь циничная. Но любому цинизму есть предел. Провозгласить Лукашенко демократом и другом на том лишь основании, что Минск не сумел договориться с Москвой о ценах на нефть- это уже за гранью добра и зла. Слишком уж примитивно и аморально.

Есть и еще один момент. Демонстративная поддержка Западом Лукашенко в его нынешнем конфликте с Кремлем будет воспринята в Москве однозначно: вызов, разрыв, сжигание мостов. Со всеми вытекающими последствиями в других "горячих точках" планеты, где сотрудничать с Россией- гораздо полезнее, чем враждовать: Иран, Северная Корея, Ближний Восток, Косово.

Александр Григорьевич Лукашенко- при всем его самомнении- на этом фоне не слишком котируется. Так что пусть блефует, сколько ему угодно. Главное- понимать, что это блеф.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1772