Народный депутат Раиса Богатырева редко дает интервью. Сейчас она познает на практике тонкости переходной демократии в статусе политического координатора парламентского антикризисного большинства. Кроме того, она лидер самой крупной фракции в Верховной Раде Украины. А в жизни Раиса Васильевна - искренняя и немного романтичная женщина, что-то ищущая в густых тенях украинской политики. Неравнодушная, с неизменной улыбкой...

Мама говорила, что без образования не сможешь жить достойно

- Раиса Васильевна, в вашей биографии я прочитал, что вы родились в России...

- Я действительно родилась в Челябинской области - под Рождество. Считаю это божьим знаком. Есть там такой город - Бакал. Может, поэтому постоянно верю в чудо рождения в яслях истории и Украины. Да я и в детстве верила, что судьба будет меня оберегать и указывать дорогу - ведь я родилась в «сорочке», как говорили в старину. Бабка, принимавшая роды, сказала: «Этой девочке уготовано большое будущее».

- Когда ваша семья возвратилась в Украину?

- В 1960-м я пошла в школу, а в Украину мы приехали чуть раньше. Мне тогда было 6 лет. Как сейчас понимаю, родители постоянно мечтали о возвращении на родину предков, поближе к своей земле. Хоть мы и жили среди добрых и отзывчивых людей, но зов моих дедов-прадедов оказался сильнее. И при первой же возможности собрали все, забрали детей - и домой.

- А что у вас от мамы? Какая она была женщина?

- Она у нас - сама душа. Моя мама жива. Если у меня возникает мысленный образ ангела, то обязательно в виде мамы. Она необыкновенно светлая. Очень трудолюбивая и домовитая. Прекрасно стирала, вышивала, гладила. Кроме того, была мудрая, имела хозяйственную хватку. Вот лежит какая-то вещь, и никто не обращает на нее внимания. А она подберет, подумает и скажет: «Гляньте, как надо - раз, раз, раз» - всегда может сделать что-то нужное и интересное.

Она, как и отец, тоже много работала - ведь тогда не было ни нянь, ни бабушек. И будущее для детей видела в образовании…

- Как состоялись ваши первые университеты, ведь, несмотря на советские времена, детям рабочих было нелегко поступить в вуз?

- Да, времена были суровые, пролетарские. Это была школа жизни, а если добавить, что поступление - это фактически начало самостоятельной жизни вне родительского гнезда, то… В общем, с первого раза мне не удалось поступить. Тогда ведь какая ситуация была? Ближайшим к Краматорску был Донецкий мединститут, но о нем говорили, что без взяток не поступишь, и я поехала в Луганск. Там сразу не поступила и, пока готовилась к экзаменам на следующий год опять же в Луганск, пошла работать на швейную фабрику. В то время это было и престижно, и романтично. У меня в трудовой так и записано - швея-мотористка.

От вида крови я просто падала в обморок

- Когда вы все-таки поняли, что хотите стать врачом?

- Это желание крепло во мне постепенно. Мама считала, что врач - это лучшая профессия для женщины. Может быть, это чисто житейское мнение. Но мама не хотела, чтобы ее дети жили в нищете, мечтала, чтобы нас уважали. А врач в советские времена был уважаемым человеком. Уже в старших классах, когда серьезно начала учить биологию, а может, и потому, что взрослела, меня начала увлекать медицинская тематика, законы жизни, ее зарождения, развития. И еще природная или, возможно, воспитанная родителями готовность откликаться на помощь. Я реагирую на зов о помощи мгновенно! Если кому-то плохо, меня не надо уговаривать, просить. Не раздумываю и не взвешиваю, чего мне это будет стоить. Мне надо туда прийти, разобраться и помочь человеку, сделать все как следует. Только тогда успокоюсь.

- Веселая студенческая жизнь не мешала учиться? Ведь эти времена часто воспевают как романтические?

- Студенческую жизнь я помню и люблю. Но на первом месте все-таки была учеба. В медицинском институте нельзя подработать, а я понимала, каким потом родители зарабатывали деньги и помогали мне. Поэтому я очень старалась, и учеба мне давалась достаточно легко. Но самое сложное было в конце. Я очень хотела попасть в гинекологическую группу, а туда претендовали дети важных родителей. И я добилась своего. Но когда у нас пошли первые практические занятия, я от вида крови просто падала в обморок. Ведь акушерские операции - это сплошная кровь: сам в крови, все вокруг в крови. Я тогда даже хотела переводиться в другую группу и решила посоветоваться с мамой. Но она как отрезала: «Даже слушать не хочу! Это что за порода такая, что не может взять себя в руки». И действительно, думаю, что это я - совсем уже слабачка?! Вот и взяла себя в руки, и со временем стала хорошим оперирующим врачом в Краматорске.

- Но вы в студенческие годы не только учились повивальному искусству, но и стали мамой? Что сами-то чувствовали?

- Тогда было очень непросто. Мы с Игорем - моим мужем - поженились после четвертого курса, а дети у нас родились на шестом. Когда узнала, что у меня будет двойня, то сначала испугалась: мол, один ребенок - это еще куда ни шло, но двое! А как же учеба, а специализация! В общем, переживала я тогда сильно, но рядом был муж, друзья. В институте вообще все завидовали, шутили: «Раз родила - и больше не надо». Тогда ведь считалось нормой иметь не больше двух детей в семье. А когда я впервые взяла на руки своих мальчиков, то все остальное просто отошло на второй план…

- Трудно было воспитывать близнецов?

- Конечно. И с точки зрения физических сил, и морально. Сидишь и качаешь две люльки. Кто орет - того на руки взял, другой лежит. Мои орали с интервалом в 15 минут. Правда, пришлось сделать небольшой перерыв в учебе, но все равно закончила мединститут с красным дипломом.

- Врачам принято носить подарки. Вам тоже дарили презенты?

- У меня была незапятнанная репутация - я никогда не брала взяток. Это правда. Что бы ни приносили: цветы, конфеты, шампанское - все оставалось в отделении, и все об этом знали.

Министром здравоохранения я воевала на всех фронтах

- А как вы попали в политику?

- Это не я попала, а меня мобилизовали. Когда заведовала родильным отделением в Краматорске, меня направили в Киев на курсы повышения квалификации. И тут коллектив городской больницы решил меня выдвинуть и зарегистрировать кандидатом в депутаты. Приезжаю с курсов - решение коллектива есть. Главврач говорит: «Какая тебе разница - ну побудешь там, и все». Это был 1990 год, и у меня на округе было 8 конкурентов, один из них - Виталий Сологуб из «Укрсовпрома». Сам он из Краматорска, директор завода, и весь город за него. А я просто врач. Ну и пошла я по селам и деревням агитировать. И таки победила на выборах всех конкурентов.

- А не боялись ехать в Киев? Ведь народный депутат - это почетно, но с врачебной практикой мало общего?

- Может, где-то страшновато и было, но именно это и подстегивало меня. Все было ново и интересно. Помню, в Верховной Раде первого созыва тогда была нас группа депутатов от Донецкой области, всего - 47 человек. А сидели мы в сессионном зале так: первый ряд киевляне - там Шевченко, Головатый, Ивасюк, Скорик, Шовкошитный… Потом ряд донецкой группы. А первое место возле прохода четвертого ряда было мое. И все, кто хотел подойти к донецкой группе, обращался в первую очередь ко мне - я была эдаким важным щитом фракции (смеется). И все со мной пытались дебатировать, спорить. Что-то я принимала, что-то - нет. Кстати, тогда я по-настоящему освоила, почувствовала украинский язык - и выучила его.

- А как случилось, что вы стали министром здравоохранения? Вы же тогда вроде бы «выпали» из политики - в следующий созыв парламента не прошли, да еще в чужом городе…

- К тому времени, после работы в первом созыве парламента, я накопила определенный опыт. У меня сформировался совершенно другой кругозор, чем у заведующей отделением. За плечами была практическая работа, да еще в такой сложной и ответственной области, как гинекология. Плюс я умею организовать работу, создавать команду, вести, а если надо, то и тянуть за собой. Люди это видели и знали. Потому, думаю, мне и предложили эту должность, а я и не отказалась. Но сначала, как водится, меня назначили заместителем министра.

Тогда же моя карьера, кстати, чуть и не закончилась. Пришла новая команда, и в Кабмине начали многих увольнять. Ну и мне тогда сказали: пиши, мол, заявление, пришла другая команда, сама понимаешь… Я забрала в Киев детей, сижу в полупустой квартире - у мужа умер брат… Потом смотрю - в министерстве перестали мне расписывать почту. Я переживала, думала: «За что же меня так - я же работала, фактически жила на работе, а тут такая «благодарность». Но, слава Богу, тогда все наладилось…

- А почему в 2002-м вы решили вновь баллотироваться в парламент? Тем более что округ был в Донецке - совсем в чужом для вас городе. Откуда была уверенность, что сможете победить?

- Нельзя сказать, что победа была легкой. Меня и правда там мало знали. Но, как я уже говорила, во мне всегда была такая азартная жилка: во что бы то ни стало добьюсь цели, которую перед собой поставила. А методы были старые и проверенные - как и в 89-м, просто ходила по дворам и агитировала. В округе жили в основном шахтерские семьи, так что иногда приходилось отвечать за Президента, вообще за всю власть. Это было что-то сродни моим действиям за операционным столом при сильных кровотечениях: времени нет, а необходимо принять единственно правильное решение. И я принимала. Всякое было…

Большинство меня поддерживает

- Как случилось, что, придя в парламент после довыборов, вы так быстро возглавили фракцию?

- В 2002 году, когда я прошла в парламент, такое предложение на общем собрании вынес Владимир Рыбак. Конечно, тогда это было несколько неожиданно, хотя позже я поняла, что с психологической точки зрения это может быть целесообразно - для имиджа и для дела, когда фракцию, состоящую почти из одних мужчин, возглавляет женщина. Пока у нас неплохо получается. Удалось сплотиться, мобилизоваться. Отсюда и результат. Да и после выборов-2006 фракция значительно укрепилась за счет новых политических фигур. Как лидер фракции и координатор большинства стремлюсь конструктивно решать все вопросы, и меня в этом поддерживает большинство.

- А с Ринатом Ахметовым вы познакомились после довыборов?

- Да... Недавно где-то прочитала статью, что, мол, Богатырева шла на довыборы по округу, где должен был избираться Ахметов. Это неправда. Я познакомилась с ним, когда уже знала, что победила, и я точно знаю, что Рината Леонидовича тогда Верховная Рада не интересовала.

Прямо скажу, как личность он произвел на меня большое впечатление. Четкая логика, такой, знаете, идеальный прагматизм, какая-то особая чувственность к жизни и большой романтизм. И неуемная энергия строить красивый и добрый мир.

- Кто для вас в большой политике является идеалом?

- Много есть выдающихся политиков-мужчин, но мне, как женщине-политику, импонирует образ Маргарет Тэтчер. Хотя я знаю, что все ее на начальном этапе положительные качества превратились затем в ее же большие недостатки. Поэтому я стараюсь постоянно работать над собой - не быть прямолинейной, анализировать ситуацию со всех сторон, чтобы быть максимально объективной. Взвешиваю, кто и как отреагирует на мои слова. Хотя, честно говоря, иногда очень хочется сказать что-то такое… Ну, как бы сказать, эмоциональное, вольное, без этого паркетного лака, которым залиты все щели национальной политики. Сами видите, как сложно могут развиваться события на этих инфицированных конфликтом Печерских холмах.

- Что вас увлекает, кроме политики, как проводите досуг?

- Я много читаю. Сейчас перечитываю Черчилля и каждый раз поражаюсь проницательности и уму этого человека. Недавно опять же перечитывала «Искусство управления государством» Маргарет Тэтчер. Очень люблю классику. Вообще мой любимый писатель - Чехов… Слушаю Моцарта, подпеваю Софии Ротару.

- Чехов потому, что он врач?

- Не потому. Мне кажется, у него достаточно глубокое, точное понимание и доброе отношение к жизни, к людям.

От политики у меня только политические дивиденды…

- Принято считать, что политики - богатые люди. Вы не исключение?

- Никогда не думала о богатстве. Да и особо ничего не накопила. Но бедной себя не считаю. Думаю, что главный долг нашей коалиции - бросить вызов бедности украинцев. И я над этим работаю. От политики у меня только политические дивиденды. Есть дача. Мы давно в семье мечтали, что у нас будет свой уютный уголок, где мы сможем вместе собраться и отдыхать на природе, а вечером - у камина с горящими вишневыми и осиновыми дровами.

- Так вы богатый человек?

- Я не отношу себя к богатым людям. Нет у меня ни заводов, ни фабрик, ни земельных латифундий. Но я считаю себя человеком состоятельным. Ведь я состоялась как мать, состоялась как врач, имею опыт управленческой работы достаточно высокого уровня. Сейчас я - профессиональный политик. Здесь мой жизненный интерес.

- Тогда откуда у вас элитный автомобиль «Порш»?

- Для работы депутата нужна хорошая, надежная машина. Ведь ездить приходится много, по всей Украине и не только по шоссе. А дороги у нас знаете какие? Аварийные ситуации не всегда случайные…

- Как вы эмоционально разряжаетесь?

- По-разному. У меня есть давняя и любимая близкая подруга. Мы с ней часто общаемся по телефону, хотя видимся, к сожалению, редко. Еще люблю смотреть хорошие фильмы. Но вот чего не люблю, так это всякие боевики, триллеры, ужасы… Нравятся некоторые советские картины, например «Москва слезам не верит». Видимо, есть там какие-то знакомые мотивы… Из современных - фильм «Плутовство, или Когда хвост вертит собакой». Считаю, что эту ленту должны посмотреть все политики и другие люди, чтобы не обманывать друг друга и не обманываться друг в друге.

- Какая кухня вам нравится?

- Украинская. Люблю вареники, борщ, пампушки с чесноком, капусту квашеную… То есть то, что любила в детстве.

- А сами готовите?

- Сейчас реже. Как только дети стали самостоятельными, а я более активно занялась политикой, то на приготовление пищи времени практически нет. Хотя, когда есть возможность, готовлю просто для удовольствия, чтобы отдохнуть - это хорошая терапия. А до этого все делала сама - стирала, гладила, готовила еду. Дети помогали во всем. В Киеве адаптироваться было непросто. Трудно было успевать заниматься ответственной и новой работой, растить детей, обустраивать быт…

- Раиса Васильевна, пожалуйста, несколько слов по поводу такой интересной темы, как «женщина и власть».

- Скажу откровенно, власть для меня никогда не была целью. И мне просто жаль тех женщин, которые ради обретения власти готовы на все. Кстати, как-то одна из моих коллег, тоже парламентарий, сказала, что вообще в Верховной Раде должно быть больше женщин, но тогда каждая из нас получит меньше внимания от мужчин-депутатов и мужской части электората. С этой «женской» логикой я, как женщина, спорить не стану. Но считаю, что есть много женщин, которые могли бы достойно представлять наш народ в парламенте и в других структурах власти, вплоть до высших ее этажей. Трудность состоит в том, что мужчине-депутату достаточно быть умным, а женщина должна быть и умной, и красивой.

- Думаю (и не только я), что вам удается соединять оба эти качества.

- Спасибо. Это редкость - услышать комплимент от журналиста.

- Кстати, как вы относитесь к журналистам? Говорят, достаточно избирательно…

- Вообще я с большим уважением отношусь к тем журналистам, которые имеют свою позицию, свое мнение - таких большинство. К сожалению, как и везде, существуют исключения, когда человек что-то у тебя спрашивает, а ты видишь, что его лично это совсем не интересует. Меня такое безразличие просто угнетает. Я человек эмоциональный и не понимаю, как можно работать без огонька.

- Вы считаете, что достигли вершины своей карьеры?

- Этот вопрос для меня не главный. Ведь когда человек начинает думать о карьере, должности, власти, а не о конкретных делах, считайте, что он в жизни ничего не понял и ничего не достигнет. Так мне говорили мои родители, этому я учу своих детей. Работай, твори, созидай, добивайся как можно лучших результатов, и будет у тебя самое главное - чувство хорошо сделанного дела. Я не останавливаюсь на полпути. Конечно, у каждого должен быть здоровый гонор, здоровые амбиции - испытать себя в новом, более сложном и ответственном деле. У меня такое стремление было всегда. И будучи врачом я не для того помогала детям являться на свет, чтобы они жили хуже своих родителей. Сегодня у меня есть больше, чем раньше, возможностей помочь людям, и я должна реализовать эти возможности сполна.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2398