Глава секретариата президента Виктор Балога не допускает даже гипотетической возможности после съезда остаться во главе совета Народного союза "Наша Украина" (НСНУ). В то же время господин Балога не исключает, что НСНУ может возглавить человек со стороны, а выборы в парламент состоятся гораздо раньше 2011 года. Обо всем этом ВИКТОР БАЛОГА рассказал специальному корреспонденту Ъ СЕРГЕЮ СИДОРЕНКО.
– После избрания главой совета партии вы заявили, что намерены провести партийную реформу. Эта цель по-прежнему остается главной?
– Я скажу больше – мы уже приступили к реформированию. Сформирован новый президиум, избрано новое партийное руководство...
– Но речь шла в первую очередь об изменении партии снизу.
– Не совсем так. Мы не ставим задачу реформирования партии снизу. Наша цель – сделать, чтобы низовые организации могли влиять на политику партии, учитывать позицию каждого члена партии. Для этого нужно провести районные и областные конференции по всей территории Украины. На этих конференциях будут избраны делегаты съезда, который состоится в марте-апреле. А на съезде мы внесем изменения в устав партии. Нужно, чтобы главу партии избирал съезд прямым тайным голосованием, а не совет партии, как это происходит сейчас. На съезде будет также избрано руководство партии – совет партии будет полностью обновлен.
– Вы видите поддержку такой реформы со стороны рядовых парторганизаций?
– Если бы я ее не видел, я бы и не начинал эту работу.
– Но вы же помните первый этап съезда. Там были явные проблемы – часть низовых организаций выступили против общей стратегии и поддержали Николая Катеринчука.
– Да, был руководитель исполкома Катеринчук, у которого была своя позиция. И это привело к определенному диссонансу во взглядах между некоторыми территориями. Но я могу с радостью сказать, что этот процесс завершился. Все позади.
– Кандидаты, которых будут выдвигать партийные ячейки, должны быть членами партии?
– Я понимаю, к чему вы клоните. (Улыбается.) Да, мы можем предлагать лидерство в партии людям, которые не являются членами партии. И я думаю, что будет не одна кандидатура. Вспомните, на совете партии было шесть или семь кандидатов на пост главы совета. На съезде их будет еще больше.
– Но, наверное, есть какие-то рамки – кто может быть выдвинут на пост главы партии, а кто нет.
– Никаких границ. Никаких коридоров. Любая кандидатура будет рассматриваться, если ее выдвинет и поддержит низовая организация – и Луценко, и Безсмертный, и Катеринчук.
– Вы вспомнили о Юрии Луценко. Многие считают его одним из наиболее перспективных кандидатов.
– Да.
– С ним уже прошли переговоры по этому поводу?
– Вы знаете, это очень непростой процесс. Сегодня еще рано говорить о том, готов ли Луценко возглавить "Нашу Украину". Ближайшие три месяца покажут, насколько возможен этот вариант.
– Глава партии сможет совмещать партийную деятельность и работу на другой должности?
– Юридически сможет, закон этого не запрещает. А реально – нет.
– А если гипотетически допустить, что съезд решит оставить вас главой партии?
– Даже гипотетически мы этого не допускаем. Балога не будет избран главой партии на очередном съезде.
– Предположим, что первичные организации предложат назначить главой партии Виктора Ющенко. Это предложение будет рассматриваться?
– Однозначно. Съезд рассмотрит кандидатуру, но последнее слово останется за президентом. Думаю, что в этом случае решение президента будет основываться на его политическом опыте и даже в какой-то мере интуиции.
– Некоторые представители руководства партии признаются журналистам, что Виктор Ющенко то отдаляется от партии, то вновь берет управление в свои руки.
– Я не согласен с такой формулировкой. Президент принимает активное участие во всех партийных процессах, и это подтвердилось на последнем заседании совета партии.
– Вам не кажется, что публичное дистанцирование президента от партии стало причиной низких показателей "Нашей Украины" на парламентских выборах 2006 года?
– Я думаю, что низкие показатели были связаны не с этим. Проблема была в том, что "Наша Украина" не осознала, что она стала партией власти. Став партией власти, нужно менять стратегию и тактику политического действия. Если хотите, его психологию. А мы стояли на месте и не увидели процессов, происходивших в обществе.
– Вернемся к вашей деятельности на посту главы партии. Вы рассматриваете возможность объединения "Нашей Украины" с другими правыми партиями?
– Скажу честно, я очень активно провожу переговоры по этому поводу. С Народным рухом Украины, с Украинской народной партией, с Конгрессом украинских националистов, с "Собором", с "Порой"... Речь идет об объединении либо в конфедерацию, либо в единую партию.
– Ваши партнеры по переговорам к какому варианту склоняются?
– Пока нет четких решений. У них проходят съезды, заседания, они только определяют свои позиции. Со сроками возможного объединения тоже нет ясности. Это очень неблагодарная работа. Я напомню, что после выборов 2002 года тоже велись разговоры об объединении правых партий в одну политическую силу. Тогда дальше разговоров дело не пошло. Но я знаю, что рано или поздно произойдет партийная структуризация. Останется четыре-пять партий, которые будут доминировать.
– В списке возможных партнеров вы не упомянули партию "Батькивщина" Юлии Тимошенко...
– Да. Мы сотрудничаем с "Батькивщиной", но сегодня не ведем никаких переговоров об объединении.
– Но вы же работаете на одном электоральном поле!
– Ну, я бы не сказал, что на одном. Сегодня, по крайней мере.
– Во всяком случае, ваш электорат очень сильно пересекается. Вспомните хотя бы парламентские выборы 2006 года.
– Действительно, во время выборов 2006 года мы и БЮТ играли на одном электоральном поле, но сегодня уже многое изменилось. А на 2011 год электоральную ситуацию пока даже прогнозировать рано.
– А почему только 2011 год? Вы не допускаете, что парламентские выборы состоятся досрочно?
– Да, возможен и 2007, и 2008 годы. Если продолжится та конфронтация, то непонимание между ветвями власти, которое есть сегодня, то возможны разные варианты.
– А вы видите какие-то правовые основания для проведения досрочных выборов?
– Сегодня – нет, а завтра будет видно. (Задумывается.) Основания могут появиться... И, в конце концов, не исключено, что инициатива роспуска может исходить от самого парламента.
– Сегодня многие говорят не только о досрочных парламентских выборах, но и о перевыборах киевского мэра...
– Пока нет оснований для досрочных выборов мэра! Основание может быть только одно – желание действующего мэра уйти в отставку. Кто мог такое выдумать, что есть основания? Как только несколько бабушек выйдут где-то помахать красной тряпкой, так сразу надо горсовет распускать и мэра в отставку отправлять?
– Но говорят же о референдуме, о сборе подписей.
– Референдум не имеет прямого действия. И на уровне города эта норма тоже существует. Это все пустые разговоры, не более того. Хотя, безусловно, ситуация в Киевском горсовете тревожная.
– Перейдем к бюджету. Насколько нам известно, перед тем как президент его ветировал, вы консультировались по этому вопросу с "Нашей Украиной" и с Юлией Тимошенко...
– То, что относится к сфере деятельности секретариата,– это исключительно компетенция Балоги и его заместителей. Мы выполняем задачи, поставленные президентом.
– Но ведь вечером 11 декабря, перед ветированием бюджета, проходили консультации с "Нашей Украиной" по этому поводу.
– Были предложения и доклад президенту Балоги, Яценюка, и "Нашей Украины" по этому вопросу.
– Почему же президент ветировал бюджет, если перед этим состоялось несколько встреч с представителями правительства и, по словам Николая Азарова, все детали были согласованы?
– Между президентом, Кабмином и Верховной радой шел диалог по бюджетному процессу. Вы же знаете, что свои замечания президент направил в бюджетный комитет и большая их часть была учтена. Это, кстати, и послужило основанием для обнадеживающих заявлений президента о судьбе бюджета. Но не были учтены базовые замечания. В первую очередь это минимальная зарплата и прожиточный минимум. По оценкам наших экспертов, рост минимальной зарплаты, заложенный в бюджете-2007, не отвечает прогнозируемым темпам инфляции. К тому же Кабмин явно занизил показатели прожиточного минимума. Все помнят, как в 2004 году, перед выборами, команда Януковича увеличивала социальные выплаты. Сегодня они получили карт-бланш от президента, сформировали коалицию, назначили премьера. Так что, у них уже нет желания поднимать социальные стандарты?
– Компромисс возможен? Президент может отказаться от части своих замечаний?
– А вы вспомните, разве все предложения, высказанные в первом письме президента в парламент, были учтены? Нет, не все. И после второго письма не все предложения были учтены. Как видите, президент всегда готов к компромиссу и идет на него.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1569