233 голоса отдали БЮТ, НУ, СПУ и два регионала за признание голодомора геноцидом. Эта цифра на парламентском табло зафиксировала пусть ситуативное и недолгое, но возрождение оранжевой коалиции. Это, пожалуй, крупнейшее после Майдана поражение регионалов и Януковича.
Лица массы людей на Софиевской и Михайловской площадях в День скорби по жертвам Голодомора впечатлили политиков. Ведь это и был Майдан-2, и чуткие «политические» носы учуяли: проблема эта действительно всенародная и очень актуальная. Отбросить ее как очередную президентскую игрушку уже не получится – электорат не оценит. Поэтому силы быстренько передислоцировались и выработали новую тактику. Оказалось, что Голодомор геноцидом признавали практически все, кроме коммунистов.
Регионалы, пожалуй, тоже были готовы проголосовать, но в более мягких формулировках. Тактика сторонников Януковича «выйдем на два слова» не подействовала на лидера социалистов: ему нужна была публичность, ведь спикер, считай, уже объявил себя главным борцом за принятие закона. Мороз с парламентской трибуны рассказал, как лично посовещался с Виктором Андреевичем и убедил его заменить формулировку «геноцид против украинской нации» на «против украинского народа». И даже когда коммунисты стали его упрекать в нарушении норм регламента, он заявил, что готов обеспечить голосование такого важного вопроса даже ценой собственного спикерского поста. Ход оценили.
Мороз мог продавить закон уже с самого утра, если бы регионалы не спохватились: на их глазах вызревал новый союз. Они несколько раз просили отложить голосование, но тут инициативу перехватили нашеукранцы и БЮТ.
Несколько перерывов, ожесточенные дебаты в кулуарах – и закон одобрен. Депутаты не приняли ни президентский вариант, ни «региональный». Прошел компромисс, где «нация» изменена на «народ», а публичное отрицание Голодомора не влечет административной ответственности. Оно просто «признается надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора».
Что и кто выиграл на выходе? Мороз этим голосованием и волю президента выполнил, и регионалам свою силу продемонстрировал. Сторонники Януковича после голосования должны будут усилить «агитационную» работу с депутатами других фракций – чтобы застраховать себя от неожиданностей, например при принятии бюджета.
Понятно, что у Мороза были соображения не менее важные, чем защита исторической правды: ведь он фактически предъявил свою «золотую» акцию в антикризисной коалиции, показал, кто на самом деле главнее. Премьер Янукович может сколько угодно надувать щеки, но достаточно одного движения спикера – и коалиции нет. И правительства – соответственно. Нет, о возрождении оранжевой коалиции речь, естественно, не идет. Но каков символ! Ведь, выходит, объединение сил Майдана таки было естественнее и логичнее того, что сложилось потом в Раде в результате интриг.
Вот такую вчера Украина обрела правду на костях...
Кто и как голосовал
«За» – БЮТ (118), «Наша Украина» (79), СПУ (30), внефракционные (4), регионалы (2 – Анна Герман и Тарас Чорновил). Коммунисты и регионалы не голосовали.
Знатоки
«Мороз преподал урок регионалам»
Владимир Фесенко, политолог:
– Говорить о возможном расколе антикризисной коалиции рано, поскольку он чреват роспуском парламента. А это невыгодно ни Морозу, ни Партии регионов. Но сам факт голосования такого состава большинства – БЮТ, СПУ и «Нашей Украины» – симптоматичен. Мотивация социалистов и самого Мороза очевидна – спикер не хочет быть простым и беспрекословным исполнителем воли Януковича. Ему нужно было показать, что он тоже является самостоятельным центром влияния в решении важных вопросов политической жизни страны. При формировании антикризисной коалиции он рассчитывал на формирование триумвирата: Мороз – Янукович – Ющенко. Сначала не вышло, но теперь Мороз преподал урок регионалам.
«Социалисты не могли не учесть настроения жителей села»
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
– Антикризисная коалиция никогда и не была однородной. Латентный, вялотекущий раскол в ней будет всегда. А внесение такого провокационного законопроекта очень хорошо это подчеркнуло. Думаю, что президент, настаивая на голосовании, отлично понимал, какие трещины в коалиции он может породить. Мороз оказался в деликатной ситуации: его избиратели – жители села, это их близкие больше всего пострадали в тридцатых годах, и не учесть этих настроений он не мог. Кроме того, Мороз начинает свою игру. Он показал регионалам, что голоса его фракции для них жизненно необходимы. Это был его политический сигнал – и в данном случае ПР даже не может сделать ему публичный выговор – ведь распад коалиции им крайне невыгоден.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом