Народный депутат Лилия Григорович (фракция «Наша Украина») является народным депутатом уже четвертый созыв. Она одна из тех, кто принимал украинскую Конституцию. Накануне 10-летнего юбилея Основного закона страны корреспондент ForUm’a спросила у народной избранницы, какие у нее остались воспоминания от «конституционной ночи».

- Очень ярко вспоминается «конституционное» утро, когда мы, народные депутаты, вышли на площадь перед Верховной Радой и стали поздравлять друг друга, - рассказала Григорович. - Мы ужасно хотели принять Конституцию. Ведь это как для человека паспорт. Без паспорта разве можно жить?

- А какие сегодня Вы испытываете эмоции по отношению к Основному закону?

- Конституция - это план работы, но для выполнения любой работы нужен инструментарий. В связи с тем, что у нас еще нет того качества гражданского общества, которое есть в Чехии, Польше и других странах, у нас все процессы идут несколько медленнее. Поляки в 1991 году сказали «да» независимости Польши и ее новой власти, а мы это сделали совсем недавно.

Однако, я хочу подчеркнуть, что у нас одна из самых лучших в Европе Конституций. Однако, Конституции уже 10 лет, а мы только сейчас, наконец, начали формировать инструмент для ее выполнения.

- Почему же так долго?

- Я отвечу. Ребенок, к примеру, вынашивается в материнском чреве 9 месяцев. За месяц, за два не получается. Поэтому мы должны были пройти через этот продолжительный период бездержавности, но я верю в хорошую судьбу моего народа и в то, что наша Конституция будет выполняться.

- Как вы относитесь к тому, что на десятой годовщине принятия Конституции страна оказалась без Конституционного Суда?

- Ну! «Виват» отцам политреформы! Мы так боялись админресурса со стороны исполнительной власти, что доигрались до админресурса со стороны законодательной власти. «Виват» парламентско-президентской форме правления! Я напомню, что прежний парламент был избран при помощи админресурса, и в нем было антинародное большинство во главе с Владимиром Литвином, которого Кучма протаскивал в кресло спикера не один раз. Это был недемократический парламент, который не давал возможности принять присягу судьям КСУ.

Мы надеялись, что сегодня это произойдет, но уже сегодняшняя недемократическая оппозиция не дает нам возможности сделать это накануне 10 годовщины Конституции.

Для народа - большое счастье, когда есть демократическое большинство, но не меньшим счастьем для народа была бы государственническая демократическая парламентская оппозиция. Если первое более или менее получается, то второе… «Регионы» должны научиться быть не коррумпированной, не клановой, не «понятийной» оппозицией, а той европейской оппозицией, которая отстаивает национальные интересы. С этим нам пока не повезло, но, может, за пять лет работы «Регионы» этому научатся.

- Как считаете, чем обернется для Украины второе премьерство Тимошенко?

- Главное для Юлии Владимировны - вершины власти. Я читала ее интервью, где она сказала: «Я всегда знала, что я буду на вершине власти». На какой вершине, какой ценой - это другой вопрос, очевидно.

Например, Юрий Ехануров - это человек команды, который никогда не искал никаких должностей и не стоял на сцене. К нему все должности приходили в тот момент, когда в его плече. нуждались У них с Тимошенко совсем разные цели и стили работы.

Народная мудрость гласит, что дважды в одну реку не войдешь. Однако мы заходим с премьером Тимошенко, но должны зайти в другом качестве. Я надеюсь, что она отведет площадку и для народа и для депутатов, как провластных, так и оппозиционных. Я также надеюсь, что с возвращением Тимошенко на должность, мы, кроме вечерних эфиров, где будут объясняться, кто и что ей мешает работать, мы увидим нормальные дневные заседания Кабмина, совещания, успешные переговоры. Нельзя становиться на одни и те же грабли. Мы должны разработать программу, ведь после оранжевой революции мы хапнули портфели, а для чего и что с ними делать, не согласовали. Вот и вышла ситуация, когда социалисты со свиньями ходили пикетировать Кабмин Тимошенко.

Справедливость действительно есть и за нее действительно надо бороться и до выборов и после выборов, но справедливость должна быть одна. Справедливость по-Тимошенковски до выборов гласила: Президент не имеет никакого отношения к «Нашей Украине»… Помните? А после выборов она сказала: «Наша Украина» получила Президента. И при этих двух справедливостях «Наша Украина» была вынуждена вести переговоры на две стороны. Если у нее будет одна справедливость для всех, то коалиция состоится на пять лет.

- Как вы считаете, удастся ли премьеру Тимошенко и спикеру Порошенко организовать нормальную работу исполнительной и законодательной ветвей власти и не вернуться к конфликтам, которые были между ними?

- Каждая система становится долгоиграющей, если в ней есть противовес. Мне кажется, что Порошенко-спикер парламента и Тимошенко-премьер - это оптимальное решение, тем более, что и один и второй предстанут в новом качестве. Уверена, что они станут сильнее, мудрее и мужественнее.

- Скажите, вам не надоело так долго работать народным депутатом?

- Вы знаете, я не думала, что я буду народным депутатом аж 4 созыва. Наверное, это воля Божья. Вы знаете, в старом Завете сказано: Если хочешь что-то получить, положи что-то на алтарь. Я думаю, что частично, в каком-то смысле, я положила на алтарь детство моих детей. Но я ведь должна была работать.

Между тем у меня муж и двое сыновей, одному из которых 18, а второму 22 года. Что из них вырастет, увидим, но я прошу Бога, чтобы они были хорошими детьми.

- А за футболом вы следите?

Ну, конечно, у меня же мужское большинство в семье. Куда же тут денешься (смеется - ред.)

- Какие у вас впечатления от игры украинской сборной на чемпионате мира?

- Я очень довольна успехами Украины. Вчера сразу сказала своим мальчикам: Смотрите - и Донецк, и Галычина, и Крым и все остальные - болеют, объединившись. Так почему же, когда надо объединяться, мы не хотим брать пример с наших футболистов.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2591