В понедельник в обед в Страсбурге откроется осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, а уже во вторник здесь будут рассматривать ключевое решение, которое поставит ПАСЕ перед выбором: что делать с Россией.
Как известно, Москва уже больше года не платит деньги в бюджет СЕ и шантажирует Страсбург прекращением своей работы в организации.
Депутатам предлагают встать на путь «прощения» - закрыть глаза на нарушения и забыть о санкциях в отношении российских депутатов. Сторонники этого пути говорят, что он позволит сохранить диалог с РФ (и, будем откровенны - восстановит поток российских денег). Противники возражают, что поступаться ценностями - недопустимый позор для Совета Европы.
А недавно генсек Ягланд, который уже открыто защищает интересы РФ в Совете Европы, задействовал новое мощное оружие.
Депутаты ПАСЕ получили заключение юридического советника СЕ о том, что механизм санкций, который с давних пор используется в ассамблее, все это время был незаконным и противоречил уставу организации. А значит, россиян больше нельзя подвергать никаким санкциям и ограничениям.
Корреспондент «Европейской правды» имел возможность ознакомиться с этим документом, который даже несмотря на свой «закрытый» статус уже стал объектом критики.
Все вокруг санкций
О том, что осенняя сессия ПАСЕ станет чрезвычайной, «Европейская правда» писала неоднократно, последний раз - в конце сентября.
На этой неделе в Страсбурге должны принять решение незаурядной важности, способное разделить историю Совета Европы на периоды «до» и «после».
Еще в прошлом году, под давлением России, в ПАСЕ начали процесс пересмотра собственных процедур. Депутаты были готовы ограничить сами себя, лишь бы только вернуть в ассамблею российскую делегацию, которая не приезжает в ПАСЕ с зимы 2015 года в знак протеста против наложенных на нее санкций. С 2016 года россияне даже не передают в Страсбург список своих депутатов, понимая, что продолжение санкций в этом случае будет неизбежным.
В апреля 2014 года ПАСЕ наложила ограничения на российскую делегацию за поддержку парламентом РФ аннексии Крыма. Россиян лишили права голосовать за решения ПАСЕ, права участвовать в миссиях наблюдения за выборами, участия в руководящих органах ПАСЕ и т.п. Экономических пунктов в этом перечне нет. Санкции действовали до конца 2014 года; в январе 2015-го ПАСЕ продлила их на год. С 2016 года санкции против делегации РФ формально не действуют, потому что россияне сами отказались от участия в работе ассамблеи и ПАСЕ не на кого наложить эти ограничения.
В прошлом году россияне вывели кризис на новый уровень: перестали платить свой взнос в бюджет всего Совета Европы и пригрозили, что могут перестать признавать другие органы, членов которых сейчас выбирают без участия депутатов от РФ.
Требование россиян категорично: они должны вернуться без угрозы возобновления санкций, не выполняя для этого ни одного из требований ассамблеи в адрес России. А чтобы это произошло, нужно было отменить саму возможность наложения санкций. В крайнем случае - усложнить механизм введения санкций настолько, чтобы он стал неподъемным.
Идеального для РФ варианта все равно не вышло.
Окончательное решение должны принимать депутаты, а они, несмотря на все давление, так и не решились полностью отрезать свои собственные санкционные полномочия. В конце концов, Москва и Страсбург сошлись на компромиссе. По договоренности, ПАСЕ должна ввести жесткий кворум и ввести правило, что для утверждения каких-либо санкций нужно 2/3 голосов (подробнее о предложенных изменениях - см. статью «Две трети санкций: как ПАСЕ меняет свои правила и почему Россия все равно недовольна»).
Вся московская рать
Накануне сессии ПАСЕ ни один из собеседников ЕвроПравды не брался с уверенностью сказать, кто победит в этом противостоянии - слишком высоки ставки и слишком значительно внешнее воздействие. Причем сами россияне в историческом голосовании участвовать не будут (потому что по собственной воле отказались от работы в ПАСЕ еще в начале года).
Вместо этого в РФ мобилизовали всех своих друзей.
В воскресенье в автобусе из Франкфурта на Страсбург корреспондент ЕвроПравды заметил лидера коммунистов Петра Симоненко и его жену Оксану Ващенко. Лидер бывшей компартии Украины является почетным членом ПАСЕ и часто приезжает на сессии, а эту тем более не мог пропустить.
Как только автобус отъехал, на мобильном Симоненко зазвучал рингтон - бой курантов.
- Да, это я звонил, еду туда. Ваш вопрос там будет рассматриваться 9 числа. Может, есть какие-то рекомендации? - спросил он у телефонного собеседника.
Стоит отметить, что возвращение России - единственный значимый вопрос, который будет рассматриваться в ПАСЕ 9 октября. Конкретных рекомендаций для Симоненко, похоже, не было, потому что он попросил проинструктировать его позже.
- Если появится ясность до завтра - позвонишь, я товарищей сориентирую, - пообещал лидер украинских коммунистов, после чего, похоже, осознал, что в автобусе есть и посторонние и заговорил тише.
Но Симоненко - далеко не самый важный лоббист «прощения России».
Ключевое значение имеют немцы и французы.
Многочисленные источники ЕП утверждают, что шантаж россиян достиг своей цели: в Берлине и Париже боятся, что РФ, проиграв бой, выйдет из состава Совета Европы или заставит исключить ее оттуда. Поэтому дипломаты ключевых европейских стран будут рекомендовать своим депутатам не блокировать изменения (хотя остается вопрос, прислушаются ли парламентарии к их рекомендациям).
Причем для Москвы критически важно решить проблему именно на этой сессии. Перенести «на потом» - не выйдет.
Если россияне проиграют сейчас и, как следствие, не приедут на сессию в следующем году - то не будут участвовать в выборах нового генсека - и смогут использовать этот факт, чтобы сказать, что они не признают новое руководство СЕ. К тому же без их голосов место лояльного Турбьерна Ягланда может занять более принципиальный политик, которого будет интересовать соблюдение прав человека во всех странах Европы - а не «во всех, кроме России».
Сейчас Ягланд является, пожалуй, самым мощным лоббистом возвращения РФ и уже не скрывает этого.
А к началу сессии он приготовил «атомное оружие», способное изменить баланс сил.
«Ваши санкции незаконны»
В последние дни сентября политические группы ПАСЕ (а от них и другие депутаты) и правительства всех стран-членов получили из секретариата Совета Европы документ со статусом «не для распространения». Он был подготовлен по просьбе генерального секретаря, говорится в сопроводительной записке.
В подробном описании (на 28 страницах!) юридический советник СЕ, немец Йорг Полякевич доказывает, что механизм санкций должен быть отменен, поскольку противоречит духу Устава СЕ (хотя этот механизм также прописан именно в Уставе). По меньшей мере, нужно отменить право Ассамблеи налагать мощные санкции - лишение права голоса делегаций стран-нарушителей, утверждает Полякевич.
По его мнению, санкции, наложенные ПАСЕ без консультаций с Комитетом министров (то есть со странами-членами), нарушают баланс власти в Совете Европы. К тому же российских депутатов нельзя наказывать за правительственную политику, отмечается в документе. «Процедура обжалования полномочий не должна использоваться для того, чтобы подвергать санкциям парламентские делегации из-за действий их правительств», - говорится в документе.
И, напоследок, проблемой является то, что Россия, попав под санкции, лишается права участвовать в выборах генсека и других руководителей организации.
Этот вывод до сих пор не стал публичным - вы не найдете его на сайте ПАСЕ.
Но даже несмотря на «закрытый» статус документа, уже появились контрвыводы от юристов, утверждающие, что коллега Ягланда, готовя свой юридический анализ, был не до конца объективным.
Так, в распоряжении ЕП есть документ за подписью Мишеля Вальброка - авторитетного бельгийского профессора в области европейского права. Он уверен, что Йорг Полякевич «основывал свои выводы на искажении статей 8 и 9 устава». Вальброк также отметил, что российскую делегацию наказали не за политику правительства, как говорит документ Полякевич, а за действия самих депутатов.
«Когда Ассамблея решила приостановить отдельные права российской делегации, она не выходила из нарушений Устава именно правительством РФ, а подчеркивала также ответственность парламента РФ за то, что он одобрял решение о нарушении (базовых демократических принципов)... Именно действия российской делегации в ПАСЕ создали основу для обжалования его полномочий», - говорится в документе.
Другой вопрос - это то, что о «незаконности» санкций у Ягланда заговорили именно сейчас, хотя этот механизм неоднократно применялся в прошлом (даже против России: в период чеченской войны россиян лишали права голоса, и тогда никто не ставил под сомнение право ПАСЕ).
Между позором и войной
Так или иначе, окончательное решение о санкциях будут принимать не Ягланд и не Полякевич, а депутаты.
Отдельные уступки россиянам наверняка будут. В частности, предлагается предоставить им право голосовать за нового генсека даже при условии, что санкции сохранятся (этот пункт, по данным ЕП, не вызывает сопротивления и у украинской делегации).
Но пересечет ли ПАСЕ красную линию в стремлении «простить» россиян?
Несмотря на невероятное давление, остаются достаточно большие шансы, что голоса за это не будут найдены. Дело в том, что для изменения процедуры голосования в Совете Европы нужно собрать 2/3 голосов, и не факт, что лоббисты возвращения россиян будут в этом успешны.
Дискуссии в Страсбурге будут непростыми. Депутатам придется выбирать между позором (в случае, если они поступятся ценностями ради удовлетворения России) и войной (если Россия не получит желаемого - то наверняка продолжит шантаж Совета Европы). Но, как и в классическом примере, даже выбрав позор, ПАСЕ все равно получит также и войну.
Изменение механизма санкций не означает, что изменится также и Россия. Наоборот, получив «прощение», она продолжит подрывать организацию. Только теперь будет это делать не извне, а изнутри.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом