Первая личная встреча украинского Арезидента Петра Порошенко с американским коллегой Дональдом Трампом состоялась за несколько недель до июльского саммита G20 в Гамбурге.

Именно там, как ожидается, американский лидер также впервые встретится с президентом России Владимиром Путиным.

Долгое время между украинскими и российскими дипломатами шли неофициальные гонки за то, кто первым пожмет руку Дональда Трампа – украинский лидер или глава Кремля.

Какими же могут стать итоги визита Петра Порошенко в Вашингтон, и можно ли их считать дипломатической победой – рассказали ВВС Украина эксперты-международники и дипломаты.

Формат drop-in

 

Больше всего вопросов вызвал формат встречи – так называемый drop-in. Непосредственно лидеры находились в одной комнате около 20 минут.

После этого Петр Порошенко самостоятельно сделал заявление об итогах общения с Дональдом Трампом.

 

«Вряд ли сам формат встречи может удовлетворять украинскую сторону. Она была очень короткой, сомнительно, что за это время можно было системно пройтись по тем вопросам, которые являются приоритетными для украинской стороны», - рассказывает экс-министр иностранных дел Константин Грищенко.

Из своего опыта он вспоминает, что drop-in – «это чисто протокольная встреча для того, чтобы сфотографироваться».

«Она свидетельствует о том, что сам президент не ведет переговоры, а это делает кто-то на другом уровне. У нас drop-in резервировались для визитов премьер-министров», - отмечает украинский дипломат.

 

«А во время полноценных визитов согласовывалось подписание каких-либо документов. Не обязательно на уровне президентов, но при их присутствии. Так в 1994 году во время визита Кучмы была подписана «Хартия украинско-американского партнерства, дружбы и сотрудничества», - вспоминает Константин Грищенко.

«Речь не идет, что это какая-то катастрофа. Но и не должно быть чрезмерной эйфории», - предупреждает бывший министр.

Сложные условия

Эксперты, впрочем, отмечают – подготовка самой встречи вообще проходила в сложных условиях и чуть ли не до последней минуты не было известно, как она произойдет.

Едва ли не самой проблемой аналитик Института мировой политики Николай Белесков называет то, что, по его оценкам, Дональд Трамп все еще надеется наладить конструктивную работу с Кремлем.

 

«Трамп хочет сохранить гибкость в отношениях с Россией. Он, единственный в американском правительстве, еще верит в возможность этого диалога и продуктивные результаты», - рассказывает Николай Белесков.

Со ссылкой на американские СМИ он отмечает, что одним из требований Дональда Трампа было условие не делать совместное заявление с Порошенко, в котором речь шла об агрессии России в отношении Украины.

В официальных заявлениях Белого дома по результатам встреч высокопоставленных чиновников США с украинским президентом упоминание о «агрессии» действительно отсутствуют. Сам Кремль последовательно отрицает какие-либо агрессивные действия против Киева.

Другие переговоры

 

В то же время, переговоры с Дональдом Трампом хотя и стали самими резонансными для команды президента Украины, были далеко не единственными во время визита в Вашингтон.

В частности Порошенко встретился с госсекретарем США, министром обороны и советником по нацбезопасности.

«На самом деле произошли полноценные переговоры с теми людьми, которые работают на украинском направлении», - обращает внимание Николай Белесков.

Поэтому, по его мнению, уже не так важно, как долго и в каком формате продолжалась встреча собственно с Трампом.

Эксперт отмечает, что в нынешних условиях «Украина сделала все от нее зависящее».

«Соответственно, если будет провал будущих попыток США активизировать процесс урегулирования конфликта в Украине (а о нем мы, возможно, узнаем только постфактум), то Киеву было принципиально объяснить всем ключевым игрокам, почему он имеет именно такую позицию», - отмечает Николай Белесков.

 

Ранее американские СМИ уже сообщали о том, что команда во главе с госсекретарем Рексом Тиллерсоном начала подготовку новых переговоров с российской стороной по урегулированию конфликта на Донбассе – в рамках попыток общей нормализации отношений между Вашингтоном и Москвой.

О том, что Белый дом действительно ищет возможности прогресса в решении украинско-российского конфликта, свидетельствует и недавнее заявление Тиллерсона о возможном компромиссе между Киевом и Москвой вне минских соглашений.

Реакция в России

 

Для медиаполя России встреча Порошенко с Трампом стала довольно неожиданной, рассказывает российский политолог Андрей Окара.

«И хотя в последние дни об этом говорили, но уверенности в том, что это произойдет, не было», - отмечает эксперт.

 

«Поэтому в медиаполе было несколько трендов. Например: «Но этого не произойдет, сначала будет встреча с Путиным, а затем с Порошенко». Другой тренд – «Порошенко поехал получать инструкции в «Вашингтонский обком», - добавляет Андрей Окара.

По его словам, и официальная реакция России была «не очень радостной, о чем свидетельствует вчерашний напряженный и раздраженный комментарий Лаврова».

В частности глава российского МИД, отвечая на вопрос о новых санкциях США против РФ назвал их «русофобской одержимостью наших американских коллег».

«Порошенко не может выполнить обязательства по минским соглашениям, а санкции против России», - упрекнул российский дипломат во время брифинга с французским коллегой.

Почему Порошенко стал первым?

 

Константин Грищенко отмечает – на то, что Дональд Трамп решил встретиться с Петром Порошенко перед встречей с Владимиром Путиным во многом повлияли его проблемы во внутренней политике.

«На фоне критики по связям предвыборной кампании Трампа с российскими фигурантами различного уровня, просто игнорировать Украину с точки зрения внутриполитического позиционирования для президента США было крайне невыгодно», - объясняет украинский дипломат.

«Так же, как и фото с Климкиным было выгодным для того, чтобы сбалансировать полноценные переговоры с Лавровым», - добавляет он.

Хотя и отвергать влияние внешней политики США не стоит, замечает Николай Белесков.

Он говорит, что проблема конфликта на Донбассе для Вашингтона сейчас более важная, чем, например, отношения с Панамой. А соответственно, и переговоры по ней являются более сложными.

Именно более длительную недавнюю встречу Трампа с президентом Панамы сравнивают сейчас с теми несколькими минутами непосредственного общения с главой Белого дома, которые получил Петр Порошенко.

 

«Российско-украинский конфликт признан Государственным департаментом как один из крупнейших приоритетов. Что бы ни говорили о «периферийности» украинской проблематики – это неправда. Надо понимать основополагающие речи и заявления того же Рекса Тиллерсона», - отмечает Николай Белесков.

О реальных же результаты встречи Порошенко и Трампа можно будет говорить минимум за несколько месяцев, добавляет эксперт.

«Надо ожидать не только встречи между Трампом и Путиным на полях «Большой двадцатки», но и следующих шагов Соединенных Штатов по конфликту... Если позиция США останется по крайней мере такой, как она есть, то это уже будет принципиально важно», - считает Николай Белесков.

По его мнению, именно на основе таких встреч Дональд Трамп пытается сформировать собственную позицию относительно отношений с Россией: «Чтобы, возможно, к концу года наконец выбрать четкую линию по России и российско-украинскому конфликту».

Вячеслав Шрамович, ВВС Украина

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1077