В Национальном цирке Украины стартовала новая программа «От сердца к сердцу», представления которой будут проходить до 19 мая. В канун ее официального открытия корреспондентам ForUm’а удалось побывать на главном манеже страны и даже заглянуть за его кулисы. В каких условиях живут животные, как их дрессируют и где гримируются сами артисты – все это мы увидели воочию.

Сцена столичного цирка без зрителя смотрится серовато: старые скамейки и периодически наступающая из-за настроек освещения перед выступлением кромешная тьма. К тому же холодно так, что приходится сидеть в куртке. Но работники цирка обещают, что скоро станет теплее, ведь арена только открывается…

Радовать глаз столичных зрителей на протяжении четырех месяцев будут в основном украинские артисты. В программе только три номера с участием зарубежных циркачей.

Людмила Шевченко – генеральный директор, художественный руководитель Национального цирка Украины, Народная артистка Украины и СССР – в свою очередь отмечает, что новая программа очень разножанровая. «В этот раз у нас работают артисты-рекордсмены. Могу похвастаться тем, что артисты любого жанра в своих номерах выполняют рекордные трюки», – делится Людмила Алексеевна. По ее словам, удивление вызовут также номера с животными. Среди четвероногих артистов стоит ожидать медведей, лошадей, пони, дрессированных обезьянок, пуделей. Сенсация этого сезона – морж Султан.

А вот любители тигров и львов будут огорчены. Хищников из семейства кошачьих на этот раз в программе нет. В целом, по словам Людмилы Шевченко, с животными сегодня в цирке проблематично. «Причины разные. Особенно напряженная ситуация с лошадьми. Я всегда говорю, что если на манеже не будет лошадей, то он может быть каким угодно: квадратным, треугольным. С большим трудом, но пока удается сохранить вот эти старые традиции конных номеров», – рассказывает она.

После общения с директором отправляемся за кулисы. Первое, что подсказывает, где искать «гримерную невольных артистов», – это запах. Как говорится, идем «на нюх» и не ошибаемся. Вот в такой своего рода коммунальной квартире живут цирковые лошади.

 

 

 

 

Алану, а именно так зовут этого черногривого коня, 11 лет. Его как раз готовят к выходу на манеж: чистят копыта, чтобы грязь не попала на сцену. Но его хозяин даже не подозревает, что он собирается «выкинуть» во время номера…

Неподалеку, напротив, еще одна «гримерка». Там расположилась пони. Этой лошадке до выхода на сцену еще более двух часов, но она уже в полном обмундировании. По сценарию – она пони, которая мечтала стать зеброй.

 

Этот белогривый жеребенок тоже скоро будет выступать, а пока подкрепляется.

 

Как рассказывает рабочий, который ухаживает за ними, кормят лошадей в основном сеном, овсом, морковью и капустой. Также готовится специальная каша.

А вот и «гвоздь программы» – семисоткилограммовый морж Султан, который родился на Чукотке и успел уже выступить в нескольких украинских цирках. Хотя его опыт на манеже еще невелик. В Киев он приехал из ялтинского театра морских животных. Сквозь огромные прутья клетки усатый артист высовывает свой нос и разглядывает журналистов, пришедших повидать, как и где он живет.

 

 

Позади моржа находится ванна, в которой он и принимает свойственные ему от природы водные процедуры. Воду ему меняют каждые 3-4 дня. Важно, чтобы температура воздуха не была слишком высокой, а также не было сквозняков. Как оказалось, морж подвержен простуде. По словам Людмилы Шевченко, хлопот с ним хватает. За свое непродолжительное пребывание в цирке он успел выплеснуть не одну тонну воды.

 

 

Рядом с Султаном – его новый дрессировщик Сергей Свищенко. Демонстрируют прямо в клетке один из трюков, которые входят в программу: безо всяких усилий морж надувает воздушный шарик.

Содержание такого экзотического животного обходится недешево, говорит Сергей. Конкретных цифр не называет, но озвучивает рацион питания. «В день он съедает от 20 до 25 кг рыбы. Например: 10 кг мойвы, 10 кг кальмаров и 5 кг салатов», – рассказывает дрессировщик.

А в этой клетке, неподалеку от самого манежа, живут Яна и Катя – медведицы-циркачки, которые умеют ездить на велосипедах и самокатах.
 

Они разного возраста (16 и 14 лет), поэтому выступают отдельно. «До 19 мая их ожидает горячая пора выступлений», – говорит наставник косолапых Валерий Степаненко. Яну и Катю взяли в цирк из зоопарка. «Медведей для выступлений на манеже берут преимущественно из неволи. Эти молодые. Работать в цирке им можно еще лет 10», – добавляет артист. По его словам, у этих животных очень хорошая память. Даже если они простаивают, все равно помнят номер. А на вопрос: «Выпускают ли их на сцену, в случае болезни», – он отвечает: «Медведи не болеют».

В это время из-за его спины раздаются стуки по клеткам и медвежий рев. «Попрошайничают», – говорит дрессировщик.

 

Пока не съели по кусочку рафинированного сахара, бить лапами в дверь клетки звери не переставали.

А вот здесь на ближайшие четыре месяца обосновались дрессированные пудели. Дверь к ним журналистам почему-то так и не открыли. Попытка зайти увенчалась неимоверным лаем.

 

А вот так живется голубю…

 

После животных корреспонденты ForUm’а решили заглянуть и в гримерные к циркачам. Вот к выступлению готовится клоун из дуэта «Внуки капитана Шмидта» Сергей Калганов.

 

Он открывает секрет клоунского макияжа. «Мы окончили цирковое училище. Бывший клоун Анатолий Смыков, который преподавал у нас, говорил, что человек должен быть художником, скульптором своего лица. Нужно расставить основные акценты на своем лице. Вот смотрим, когда человек выходит на мороз, что у него краснеет? Щеки, нос и т.д. Поэтому все эти места мы выделяем. Чтобы на манеже их было видно. А дальше уже рисуем то, что «играет». Вот моему коллеге Олегу подсказали, что он должен выглядеть старше. И он нарисовал себе для образа усы. Я выделяю глаза», – рассказывает заслуженный артист России.

 

«Смешить людей на самом деле сложно. Но секретов этого мастерства нет. Просто нужно очень сильно полюбить цирк, свою профессию, очень любить зрителя», – говорит Сергей Калганов. Также он уверяет, что в зрительный зал для номеров никогда никого не подсаживает. И открывает «тайну», кто же становится «жертвой» клоунады. «Во время представления я выбираю себе мужчину. Мне для номера нужен именно мужчина. Здесь нет секретов. Я просто смотрю, как он реагирует на номера. Бывает такой вот грустный, а я все равно к нему иду, потому что чувствую, что он будет со мной играть. А есть такие живенькие зрители, которые в процессе репризы тоже начинают играть и тем самым портят мне номер», – делится клоун со стажем.

Пообщавшись с артистами, мы решили просто пройтись по закулисью. На выходе с манежа расположился вот такой реквизит.

 

Через некоторое время на этом же месте готовятся к выходу сами циркачи. Переодеваются, разминаются, повторяют основные трюки.

 

 

Некоторые перед выходом на сцену о чем-то беседуют за «худой» дверью гримерной.

 

Тем временем в зрительном зале собираются гости. На входе самых маленьких поклонников цирка встречает мини-магазин. Светящиеся мечи, палочки, ушки и прочие мелочи обойдутся посетителям от 25 до 60 гривен.

 

И вот начинается само представление. Открывают программу акробаты.

 

 

 

Следующими веселят публику комические жонглеры на лестницах.

 

Знакомые клоуны.

 

А вот и неудачный выход коня Алана. Вместе с наездником он падает на входе. Зал замирает. К счастью, он встает, делает пару трюков и отправляется за кулисы.

 

 

Позже на манеже появляется обладатель серебряного приза на Международном фестивале в Цирке Никулина и бронзовой награды на фестивале в Чехии Анастасия Макеева. Она представляет новый номер в жанре воздушной гимнастики.

 

 

Пощекотать нервы зрителям готовы также канатоходцы и эквилибристы.

 

 

 

 

 

Дождались своего выхода и четвероногие артисты.

 

 

 

 

 

 

Такими вот усилиями создаются новые номера и трюки. Надеемся, что все артисты, в том числе и те, которым приходится жить в клетках, выполняют свою работу с удовольствием.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5141