Рост курса доллара к гривне осенью-зимой (до 28 грн/долл.) не стал неожиданным – ситуация в экономике страны, несмотря на весь оптимизм Кабмина, остается сложной. Но нужно помнить, что примерно аналогичная ситуация на валютном рынке была и год назад, когда с начала декабря и до середины января 2017 года официальный курс рос (до отметки 27,7 грн/долл.), чтобы потом «отступить» до 25,5 грн/долл. в августе. То есть, во многом нынешняя динамика курса связана с «традиционной» сезонностью. Но не только.

Регулятор традиционно говорит, что фундаментальных причин для девальвации гривни нет, а падение связано с сезонными (закупка энергоносителей и импортных товаров накануне новогодних и рождественских праздников) и психологическими факторами, среди которых – задержка с получением транша МВФ и неблагоприятные ожидания относительно будущей динамики курса.

Следует отметить, что осенью девальвационные ожидания ослабли. По результатам опроса руководителей предприятий, проведенного Национальным банком Украины в III квартале 2017 года, доля респондентов, которые ожидали, что курс гривны в течение следующих 12 месяцев не превысит 27 грн/долл. выросла до 21,1% с 14,8% во II квартале. Вместе с тем, большинство респондентов ожидали, что обменный курс гривни в следующие 12 месяцев будет находиться в пределах 27-30 грн/долл.

Кроме того, к вышеуказанным факторам можно добавить традиционный «сброс» на рынок огромной, в миллиарды гривен, массы в виде расходов бюджетных средств, которые тратятся всеми видами бюджетников, чтобы средства не пропали. Вся эта избыточная гривневая масса давит на валютный рынок и способствует снижению курса.

Позитивы-негативы для курса

По словам партнера компании Kreston GCG Андрея Попова, сейчас на украинском валютном рынке преобладают негативные факторы.

1. Хотя платежный баланс Украины за 2017 год положительный (по данным НБУ, за январь-октябрь профицит достиг 2,1 млрд долл.), его основа, торговый баланс (внешняя торговля товарами и услугами) отрицательный, за 9 месяцев 2017 года минус 1,2 млрд долл. (экспорт 38,1 млрд долл., импорт – 39,3 млрд долл.). Учитывая наступление холодов и рост импорта энергоносителей, итоги 2017 года вряд ли его улучшат. Высокий уровень дефицита торгового баланса может быть покрыт за счет кредитов (в том числе от МВФ) и инвестиций.

2. Сохраняется высоким уровень инфляции, причем она выше, чем ранее прогнозировалось. По разным прогнозам, на конец 2017 года она составит 12,2-13,7% (ранее планировалось 9-11%). Инфляция ускоряется, прежде всего, ввиду компенсации бюджетного дефицита через включение «печатного станка» (повышение минимальных зарплат, пенсий и т.д.).

3. Продолжающийся конфликт на Донбассе, сохраняющийся риск дефолта, низкий рост ВВП и внутриполитическая нестабильность создают негативные условия для инвестиций и не способствуют росту доверия к национальной валюте.

Вместе с тем, по словам главного экономиста инвесткомпании Dragon Capital Елены Белан, курс гривны поддерживают несколько факторов: высокие экспортные цены на сталь и руду на фоне стабильных (до недавнего времени) цен на нефть, значительный объем экспорта сельхозпродукции и пищевых товаров и продажа населением наличной валюты, что частично отражает увеличившиеся переводы от трудовых мигрантов и улучшение ожиданий населения касательно развития экономики.

Со своей стороны Андрей Попов из позитивных факторов отмечает политику НБУ, который в условиях ограниченного ресурса использует для сохранения предсказуемости курса тот инструментарий, который имеет:

- с 15 декабря учетная ставка НБУ повышена до 14,5%. Повышение учетной ставки делает более выгодными вложения в гривну, «связывает» лишнюю денежную массу, тем самым замедляет инфляцию и снижает интерес к иностранной валюте. Отрицательное влияние высокой ставки – более высокая стоимость заемных средств, но в реалиях Украины прямой связи пока нет (процентные ставки по займам высоки в большей степени из-за рисков, а не из-за нехватки ресурсов).

- время от времени НБУ выходит с интервенциями, не допуская резких скачков курса гривны ни в сторону слишком сильного падения, ни в сторону чрезмерного укрепления. Это сдерживает риски спекуляций и панических настроений.

Можно спорить о том, связано ли падение курса гривны с отсутствием прогресса в получении нового транша кредита МВФ, но этот фактор все равно остается существенным. «Сейчас кредиты МВФ влияют на курс опосредованно – через ожидания населения, бизнеса и инвесторов. Задержка транша МВФ может никак не отражаться на курсе при стабильной экономической ситуации, но будет сразу заметна, если эта стабильность нарушится. Кроме того, Украине предстоят высокие выплаты по внешним долгам – 10 млрд долл. в следующие 2 года. Без поддержки МВФ, инвесторы не будут кредитовать Украину, и придется рассчитываться с долгами, тратя золотовалютные резервы НБУ. Снижение резервов, в свою очередь, станет негативным сигналом для населения и бизнеса, и может привести к ажиотажной скупке валюты и ослаблению гривны», – отмечает Елена Белан.

В Нацбанке ожидают, что следующий транш Украина получит во II квартале 2018 года. Всего, по оценкам регулятора, МВФ перечислит Украине в 2018 году 3-3,5 млрд долл. Но нужно учитывать жесткий настрой МВФ не выдавать транш без выполнения условий: принятия закона о приватизации, приведения в соответствие с импортными ценами внутренних тарифов на газ, создания антикоррупционного суда и др.

Нужно понимать, что девальвация гривны выгодна, в первую очередь, Кабмину и экспортерам (крупным ФПГ). Правительство получает больше средств в госбюджет, а экспортеры – валюты за свои товары. Впрочем, экономика в целом нуждается в стабильном курсе. «Идеальный вариант, если колебания курса гривны не превышают 5% в год (2,5% вверх и вниз). В этом случае экспортеры и импортеры получают свой дополнительный доход. Население не паникует и не скупает валюту. Банки не рискуют валютными депозитами. Все другие факторы, при которых курс гривны снижается, всегда создают проблемы. Население скупает доллары, растут цены, банки испытывают проблемы с погашением кредитов», – говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Чего ждать в 2018 году?

С учетом факторов сезонности и деловой активности можно ожидать, что ситуация стабилизируется с наступлением новогодних праздников, и курс гривни несколько укрепится. В свою очередь Нацбанк планирует удерживать курс гривни без применения новых административных ограничений: регулятору вполне достаточно выходить на валютный рынок с интервенциями, ведь размер золотовалютных резервов достаточен (19 млрд долл. на конец ноября).

Относительно факторов влияния, то, как отмечает Елена Белан, в будущем положительно на гривню будут влиять: благоприятная внешняя конъюнктура (цены на основную продукцию украинского экспорта – металл, железную руду, зерно – остаются достаточно высокими), приток внешнего капитала в частный и государственный сектор и стабильный приток переводов от трудовых мигрантов.

При этом ухудшение условий торговли (снижение цель на сталь и руду, рост цен на нефть и газ), отсутствие траншей МВФ и связанного с ним финансирования от других официальных кредиторов, резкое снижение урожая основных экспортных агрокультур, экономическое давление со стороны России, существенная политическая нестабильность могут привести к девальвации гривни.

Ожидаемым дестабилизирующим фактором для курса нацвалюты может оказаться и то, что подготовка к предвыборной гонке-2019 начнется уже в 2018-м, а значит, экономику будут «накачивать» деньгами, направленными на выполнение электоральных обещаний.

Эксперты не ожидают продолжения тренда падения курса гривны в краткосрочном периоде. По оценкам Елены Белан, в начале следующего года курс будет балансировать в пределах 27-28 грн./долл.

Как отмечает Александр Охрименко, если не будет политических катаклизмов, то курс гривны в начале 2018 году вырастет до 28 грн/долл., но на конец I квартала снизится до 26,5 грн/долл.

«В Украине нет факторов, которые влияют на девальвацию гривны, кроме политических моментов. Приток валюты от трудовых мигрантов растет (по данным НБУ, в 2016 г. в страну поступило денежных переводов от трудовых мигрантов на сумму свыше 5,4 млрд долл.), люди избавляются от валюты, а импорту не нужно много валюты. Погашение внешних долгов в 2018 году хотя и большое, но не критическое», – добавляет эксперт. 

По мнению директора департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктора Шулика, при сохранении текущей ситуации курс гривна/доллар вряд ли выйдет за диапазон 29-31 грн/долл. При этом, в 2018 году ситуация с выплатами по госдолгу будет более сложной, поэтому Украине придется либо идти на уступки МВФ, либо искать другие инструменты для поддержания валютного рынка (Украина в 2018 году планирует выпустить еврооблигации на 2 млрд долл.).

Со своей стороны Андрей Попов отмечает, что пока негативные факторы носят более системный характер и обусловлены общей слабостью украинской экономики, гривна неминуемо будет дешеветь. «Вполне вероятно, что до заложенного в госбюджете-2018 среднего курса в 29,3 грн/долл. Единственное, что может сделать НБУ в этой ситуации – не допускать резких скачков. Плавное сползание курса гривны сродни известному научному эксперименту с лягушкой в кипятке (неспособность реагировать на значительные изменения, которые происходят постепенно). Но на практике – это единственный способ как-то прогнозировать развитие, давая возможность населению и бизнесу постепенно адаптироваться к более высокому курсу», – отмечает эксперт.

Следует понимать, что рано или поздно курс гривни будет снижаться. В госбюджете-2018 даже заложен «зазор» для девальвации – среднегодовой курс доллара определен на уровне в 29,3 грн/долл., при этом на конец 2018 года прогнозируется его рост до 30,1 грн/долл. В бюджетной резолюции до 2020 года на 2019 год заложен курс в 30,5 грн/долл., а в 2020 году – 31 грн/долл. С другой стороны, прогнозируемые показатели легко достижимы при ухудшении политической и экономической ситуации в стране, наступление которого нельзя исключать.

 112 Украина

Юрий Григоренко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

687