Платя за горячую воду, украинцы даже не догадываются, что законодательно этой услуги не существует. Да, фактически она предоставляется. Мало того, граждане ее ежемесячно оплачивают. Но на юридическом уровне этот вопрос урегулирован лишь частично.

На сегодняшний день в Украине есть закон о питьевой воде, в целом о жилищно-коммунальных услугах, отдельными постановлениями Кабинета Министров Украины регламентируются нормы, касающиеся централизованного холодного и горячего водоснабжения. Четкого же определения понятий «горячая вода» и самого «горячего водоснабжения» не дано ни в одном из нормативных документов страны. Не прописано и то, кто производитель, а кто потребитель этой услуги. С одной стороны, этот неучет кажется примитивным. Мол, у кого из крана течет эта вода, тот и потребитель. Все это, конечно, верно, но, задавшись вопросом о том, с кого спрашивать, если вдруг температура горячей воды меньше положенной, а утром приходится ждать, пока из «горячего» крана пойдет, наконец, теплая вода, положение уже кажется более серьезным. Не правда ли?

Тем не менее, назвать ситуацию совершенно безнадежной нельзя. Выход все же есть. Урегулирование вопроса с горячим водоснабжением было внесено в Национальный план действий на 2013 год Указом Президента, изданным в марте нынешнего года. Как результат, в Верховной Раде были зарегистрированы сразу несколько законопроектов, касающихся этой сферы. В том, как и когда эта услуга будет законодательно определена в Украине, разбирался ForUm.

Кто кому должен?

Особенность предоставления горячей воды в том, что в ее производстве задействованы сразу несколько структур. Чтобы было понятнее, попробуем объяснить на примере Киева, где вопрос горячего водоснабжения стоит особо остро. Потому как здесь до сих пор не определено единое предприятие, которое бы отвечало за производство горячей воды и ее качество. В регионах этот вопрос более-менее регулируется на местном уровне.

Сегодня горячая вода, текущая из кранов киевлян, – это своего рода смесь холодной воды, которую производит ПАО «АК «Киевводоканал», и тепловой энергии, предоставляемой ПАО «Киевэнерго». Соответственно и тариф на горячую воду включает в себя несколько составляющих: оплату за холодную воду, которая идет на подогрев, за количество тепла, которое применяется в этом процессе, а также оплату за непосредственную подачу горячей воды в дома.

На почве юридической неурегулированности вопроса горячего водоснабжения у населения возникает недопонимание относительно формирования тарифов на эту услугу. Между тем проблемы есть и у самих участников производственного процесса. В частности, в «Киевводоканале» сетуют, что предприятие недополучает средства за поставляемую холодную воду, которая входит в состав горячей. Наибольшие нарекания звучат в адрес объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК).

«Где-то пятая часть киевских ОСМД и ЖСК не признают воду на подогрев как таковую», – говорит советник главы правления «Киевводоканала» по информационной политике Виктория Яковлева. Некоторые попросту платят за теплоэнергию, идущую на подогрев, а ведь это только одна составляющая тарифа. Жалобы со стороны предприятия не голословны. Недавно заместитель гендиректора по юридическим вопросам и инвестициям «Киевводоканала» Вита Струкова заявляла журналистам, что в должниках по оплате холодной воды, которая идет на подогрев, числятся порядка 234 ЖСК и ОСМД. А сумма их долга за год составляет 32 миллиона гривен. По ее словам, подобная задолженность перед «Киевводоканалом» связана со злоупотреблениями со стороны отдельных руководителей жилищно-строительных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов, которые, получая средства от жителей дома, не перечисляют их предприятию, аргументируя это тем, что у них отсутствуют договорные отношения с «Киевводоканалом».

В ведомстве периодически грозятся прекратить подачу холодной воды на подогрев в дома-должники, но сделать это практически нереально. Прежде всего, с точки зрения технических возможностей.

«В одном центральном тепловом пункте (ЦТП) (выступающем в роли распределительного узла, в котором теплоноситель делится для системы горячего водоснабжения и системы отопления. – Ред.) может быть и дом, который платит и, который не платит», – говорит Виктория Яковлева. ЦТП обслуживает сразу несколько потребителей. Это могут быть не только жилые дома, но и школы, и детские сады. Поэтому прекратить подачу воды на подогрев в конкретный дом технически сложно.

Однако, по словам специалиста, в «Киевводоканале» ищут варианты решения проблемы. Помимо радикальных мер, на предприятии настроены и на законодательное урегулирование вопроса относительно единого производителя горячей воды в столице.

Варианты решения

В то же время взять на себя функцию производителя и поставщика горячей воды предприятие не готово. Здесь ссылаются на то, что на их балансе нет ни ЦТП, ни других тепловых установок, с помощью которых они могли бы нагревать воду. Второй же участник сегодняшнего процесса производства горячей воды в столице – «Киевэнерго», не отрицает своего желания получить такие права. Но при этом на предприятии выдвигают ряд условий.

«Киевэнерго» готово выступать поставщиком услуг горячего водоснабжения (ГВС) и централизованного отопления (ЦО), и закреплять этот свой ​​статус индивидуальными договорами с бытовыми потребителями, но при некоторых условиях. Потому что, отвечая за качество услуги перед конечным потребителем, компания рассчитывает, что другие соучастники этого процесса, от которых тоже зависит качество услуги для потребителя, готовы так же ответственно относиться к процессу и юридически закреплять эту ответственность. Поэтому на данном этапе введения прямых договоров на ГВС и ЦО с населением переход на них возможен только целым домом», – сообщили ForUm’у в пресс-службе компании.

Среди условий, при которых предприятие готово отвечать за производство воды, «Киевэнерго» в официальном ответе назвало такие, как согласие ЖЭО, ЖСК и ОСМД осуществлять подготовку дома к отопительному сезону в соответствии со всеми правилами, включая предоставление актов и паспортов готовности. Второе условие зависит непосредственно от самого «Киевэнерго» и касается признания специалистами предприятия удовлетворительного состояния внутридомовых сетей. С чем, конечно, проблематичнее.

Помимо этого, в «Киевэнерго» хотят обозначить границы ответственности за качество подачи горячей воды. «Балансодержатель (управляющий) дома должен заключить с ОАО «Киевэнерго» договор об обеспечении транзита тепловой энергии и горячей воды внутридомовым сетям и разграничении ответственности сторон при предоставлении услуг по ЦО и ГВС. Практически это означает, что закрепляется ответственность ЖЭО, ЖСК или ОСМД за обслуживание внутридомовых сетей и четкая граница, где заканчивается территория ответственности «Киевэнерго» и начинается – балансодержателя», – отмечают там.

И последнее, на чем акцентируют внимание специалисты «Киевэнерго», – на наличии «домового коммерческого прибора учета тепловой энергии на системах ЦО и коммерческого прибора учета тепловой энергии, который осуществляет объемное измерение горячей воды на системах ГВС».

Впрочем, кто же и когда станет официальным производителем горячей воды в Киеве, пока неизвестно. Вероятнее всего, этот вопрос будет решаться по принятию соответствующего законодательства. Стоит отметить, что таким предприятием может стать не обязательно «Киевэнерго», но и любая другая организация, у которой в пользовании есть объекты производства горячей воды.

Шаги навстречу

Пока на местах пытаются урегулировать «непонятки» с горячим водоснабжением, в высших эшелонах власти тоже вроде трудятся. На сегодняшний день в Верховной Раде уже зарегистрированы два законопроекта: «О горячей воде и горячем водоснабжении» и «О централизованной поставке горячей воды». В них депутаты разных фракций предлагают четко определить, кто такой производитель и поставщик горячей воды, законодательно утвердить формулировку терминов, которые употребляются в сфере предоставления данной услуги. Помимо этого, в законопроектах предлагается четкое распределение прав и обязанностей всех сторон. Это касается как предприятия-производителя и потребителя, так и функций, закрепляющихся за центральными и местными органам власти в этом вопросе.

В частности, появляется четкое распределение прав и обязанностей населения и поставщика, который в лице одного предприятия может быть и производителем горячей воды. Так, законопроектом «О горячей воде и горячем водоснабжении» предусматривается, что производитель, после отправки предупреждения не позднее, чем за три рабочих дня, вправе ограничить или прекратить подачу горячей воды должникам. Среди ряда обязательств документом предусматривается возмещение убытков предприятием – поставщиком услуги, нанесенных юридическим или физическим лицам, если по его вине произошло прекращение горячего водоснабжения или поставка некачественной горячей воды. Подобная норма прописана и в законопроекте «О централизованной поставке горячей воды». Им предусмотрена выплата компенсации потребителю за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ.

Также документами предусматривается система организации рынка услуг по производству и поставке горячей воды. Так, к примеру, в первом законопроекте четко прописывается, что все производители данной коммунальной услуги имеют равные права доступа на этот рынок. А то, чьими услугами пользоваться и кому платить за поставку горячей воды, вправе решать сам потребитель.

В документе «О централизованной поставке горячего водоснабжения» прописывается порядок формирования тарифов на услуги централизованной поставки горячей воды. В альтернативном законопроекте также затрагивается данная тема. В частности, прописана достаточно интересная для украинцев норма о том, что тарифы на централизованное горячее водоснабжение дифференцируются в зависимости от качества горячей воды в соответствии с установленными стандартами. Нормой предусматривается, что за каждые 3 градуса отклонения температуры горячей воды в точке разбора от допустимого размер платы за централизованное горячее водоснабжение за расчетный период снижается на 5%. А за каждый час поставки горячей воды, температура которой ниже 40̊ С, оплата услуги по централизованному горячему водоснабжению производится по тарифу на централизованное холодное водоснабжение.

Кроме того, оба законопроекта предусматривают ответственность производителя за качество воды и ее бесперебойную поставку. Один из вариантов наказания – штрафы.

Оценку действиям, направленным на урегулирование вопросов с горячим водоснабжением, уже успели дать в кругах киевских специалистов, в частности, на предприятиях, задействованных в поставке горячей воды в столице.

«Мы согласны с представленной формулировкой. Пусть у нас покупает холодную воду та компания, которая будет производить горячую», – говорит советник главы правления «Киевводоканала» по информационной политике Виктория Яковлева.

В «Киевэнерго» в отношении изменений тоже настроены вполне положительно, однако говорят, что новопрописанные нормы должны быть согласованы с теми, которые действовали ранее. «С точки зрения приведения нормативного поля и законодательной базы к реалиям жизни и защиты прав потребителей, в том числе и горячей воды, данные нормативные изменения не могут расцениваться иначе, как положительно. Но данные проекты должны быть четко согласованы с существующим законодательным полем – ЗУ «О теплоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О жилищно-коммунальных услугах». Они должны не вносить дополнительный беспорядок, а однозначно заполнять существующий вакуум. Тогда соответствующие органы исполнительной власти смогут внести четкие изменения в подзаконные акты – Правила пользования тепловой энергией, Правила пользования системами водоснабжения, Правила технической эксплуатации соответствующих сетей и систем и т.п.», – комментируют предполагаемые новшества на предприятии.

К какому же общему знаменателю придут депутаты, учитывая, что документ не один, а несколько, увидим позже. Оценка же будет за украинцами.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4424