В деле 26-летнего Юрия Крутелева, которому недавно вынес приговор Овидиопольский районный суд за изнасилование и убийство односельчанки, вопросов намного больше, чем ответов.

«Сына пытали, но он не признал вину»

Новоградовка – крохотный поселок в Одесской области. Скромно обставленный сельский дом, тесная комната. В углу мерцает экран монитора. Всюду – на компьютерном столе, стуле, диване, полу – разложены сотни страниц: запросы, отписки-ответы, результаты экспертиз, распечатки звонков, фотографии из уголовного дела. Эти бумаги – смысл и главная цель жизни Любови Яковлевны. Женщина работает учительницей математики в местной школе. Зарплата копеечная, едва сводит концы с концами. Если бы не домашнее хозяйство, давно бы по миру пошла. На сына Юру надеялась, считала дни, пока он из армии вернется, думала, помогать будет. Не сложилось.

– Догадываюсь, о чем вы думаете, – начала она. – Я мать. Как любая нормальная женщина за сына – горой, но уверяю: знала бы точно, что мой Юрка – подлец, насильник и убийца, смирилась бы. Его бы, конечно, не бросила – уж простите меня. Приняла бы любым. В ноги бы семье Светы бросилась – прощенье молила и несла бы этот крест до конца дней. Но ведь нет, нет доказательств! Его пытали, а он не признался, лицо в кашу превратили, а сын молчал. Я его на пересылке не узнала. Все высматривала его. Только когда конвоир буркнул: «Мамаша, прошел уже ваш» – поняла: тот сутулый незнакомец и был моим Юрой.

Показывая мне армейские фото Юры, где он стройный, красивый, женщина захлебнулась слезами – слишком много навалилось на нее в последние годы.

Насиловал и убивал, попивая водку

А случилось вот что. Августовским вечером 2009-го в 20 метрах от собственного дома нашли жестоко убитую 17-летнюю Светлану. Несчастную дважды изнасиловали – в обычной и извращенной форме, а после трижды ударили ножом в горло. Подозрение сразу же упало на Юрия Крутелева. Ведь его нашли лежащим на убитой, при этом сам он был крепко избит, с раной на затылке.

По официальной версии следствия, Крутелев в тот вечер засиделся в баре глубоко за полночь, а идя домой, пил водку из горла и искал приключений. Столкнувшись со Светланой, набросился на нее. Та яростно сопротивлялась, но злодей оказался сильнее. Умерла Света от острой кровопотери. А Юрий был так пьян, что заснул прямо на своей жертве.

Между тем мать Юрия и его адвокат уверены: парня подставили, а настоящий убийца разгуливает на свободе. По их версии, Юра допоздна был в баре с другом, потом проводил того до дома. Что было дальше – не помнит. Очнулся в райотделе избитый. Похоже, кто-то его избил, накачал димедролом и уложил на убитую девушку. Кто это сделал – неизвестно. И мама Юры очень надеется, что дело сына пересмотрят, настоящего душегуба найдут, а его освободят. Ведь в деле – масса нестыковок, на которые почему-то не обратили внимания при вынесении приговора.

Нестыковок – хоть отбавляй

Например, свидетели видели, как Света в баре отдыхала с близким другом – местным мажором Александром П. – и как пара скандалила.

– Их даже за это выгнали из бара, – на условиях анонимности сообщила сотрудница заведения. – Из-за чего ругались Саша со Светой – не знаю, не вслушивалась. Но поговаривают, что она сделала аборт, а он был против и ее за это распекал.

На допросе Александр заверил, что Свету в баре не видел и не подходил к ней. Поверили.

Более того – именно он и его брат Виталий нашли тело Светланы и Юрия, лежащего на ней, и вызвали милицию. Однако рассказы братьев не стыкуются с распечатками их телефонных звонков. Если их сопоставить, выходит, они переговаривались друг с другом по мобильному, стоя над телом убитой. По-разному оба рассказывали и о том, кто сколько раз «в сердцах» ударил лежащего в беспамятстве Юрия и был ли тот одет. А судя по журналу вызовов на местной станции скорой помощи, выходит, что звонок медикам поступил спустя 25 минут после того, как братья обнаружили тело. Что они так долго возле него делали?

Еще одна странность: в момент нападения Света говорила по телефону с тем самым Виталием и даже успела крикнуть «Помогите, убивают!». И после изнасилования тоже смогла ответить на его звонок. По материалам дела, оператор зафиксировал между двумя звонками всего 2 минуты. То есть девушку дважды изнасиловали и убили рекордно быстро.

«Девушка кричала, но ее не слышали»

По другой распечатке звонков – приятельницы Юры Татьяны Г. – видно, что после полуночи Юрий звонил ей. Сам он объяснил на допросе, что хотел увидеться с нею, но Таня отказалась: мол, ей сейчас неудобно говорить – она в машине, ищет пропавшую подругу Светлану К. Однако на суде девушка неожиданно заявила, что не помнит, ни кто звонил, ни что говорил. Оба мобильных Юры при этом бесследно исчезли.

– С такими травмами, которые получила жертва, она могла еще минут пять-шесть кричать, оказывать активное сопротивление, драться, – говорит наш собеседник из бюро судебно-медицинской экспертизы, знакомый с материалами дела. – Если это было вблизи жилья и в этот момент девушку уже искали, то мне совершенно не ясно, почему ее никто не слышал. Ведь дело было летом, в небольшом селе. Кроме того, на злодее обязательно должны были остаться следы активного сопротивления потерпевшей.

С этим у следствия возникла заминка: на Юрии побои были, но ни одного следа, оставленного Светланой. Удивительно, но всегда тщательно следившая за собой девушка в тот вечер оказалась со срезанными под корень ногтями.

Не нашли сыщики и отпечатков пальцев Юрия ни на предполагаемом орудии убийства, ни на бутылке водки, из которой он якобы продолжал пить, издеваясь над девушкой, ни на ее личных вещах. И биоматериала насильника не оказалось ни на потерпевшей, ни на ее, ни на его одежде. Лишь одна экспертиза – иммуногенетическая – подтвердила: материал с примесью крови обвиняемого действительно есть внутри ее половых органов. При этом та же экспертиза однозначно указала: извращенным способом девушку насиловал не Юрий.

– На суде озвучивался протокол допроса судмедэксперта Кривды, где он однозначно сказал – материал не Юрия. Чей – неизвестно, – разводит руками мать Юрия. – Более того, следствие не смогло предоставить квитанцию об оплате этой самой дорогой из всех экспертиз. Непонятно, куда делась еще одна экспертиза, о которой я слышала от сотрудников милиции: анализ крови на содержание алкоголя и наркотических препаратов. Якобы содержание димедрола в крови Юры в шесть раз превышало допустимый уровень. Сейчас мне говорят, что такую экспертизу вообще не делали – дескать, не было необходимости. Но как так, ведь совершено убийство? А под действием такого количества седативных препаратов в сочетании с алкоголем он не то что насиловать – ходить бы не смог. Что он собственно и делал – лежал часов десять бревном, ничего не помнит.

Непонятно также, почему милиция отказалась проводить экспертизу содержимого бутылки водки, которую нашли рядом с Юрием. Ведь если сопоставить зафиксированные медиками жалобы последнего на сильную боль в горле и гортани со слухами о том, что того «усыпили» димедролом, можно предположить, что Юрия поили насильно и в бутылке сохранились остатки препарата?

А при каких обстоятельствах Юрий получил зафиксированные судмедэкспертами травмы? Не мог ли на него, пока он шел домой, кто-то сзади напасть и оглушить. Палкой, например? Тоже нет ответа.

Адвоката отстранили

Почему дело так долго не попадало в суд – тоже загадка. Известно, что его несколько раз возвращали на дорасследование. Во время очередного отказа суда принимать материалы односельчанка обвиняемого вдруг вспомнила, что тот несколько лет назад пытался ее изнасиловать. За медицинской помощью она не обращалась, в милицию не заявляла – рассказала о случившемся лишь маме и младшим брату и сестре. Мама хотела устроить скандал и написать заявление на подонка, но «все как-то забылось». Показания этих людей в следствии посчитали весомым аргументом против обвиняемого и приобщили к делу.

– Любопытно было бы знать, что незадолго до того, как односельчанка осужденного вспомнила о нападении, у ее семьи значительно улучшилось материальное положение, – говорит пожелавший остаться неизвестным правоохранитель.

Парню попался опытный адвокат – Эдуард Рыбченко. Прежде всего, он добился, чтобы тому по первому же требованию вызывали в СИЗО скорую помощь – у обвиняемого были тяжелые травмы головы, нарушено зрение, существовала реальная угроза здоровью и жизни. Затем защитник начал обращать внимание следователей на нестыковки в деле, писать запросы и ходатайства. К примеру, на запрос «Может ли смешанный с кровью генетический материал обвиняемого попасть внутрь девушки неестественным путем» получил ответ примерно следующего содержания: это вопрос о взаимоотношениях между полами, и следствие не компетентно на него отвечать. Вместе с отписками на запросы на адвоката направлялись жалобы: мол, мешает работать. В итоге до суда над своим клиентом Рыбченко не дошел – его отстранили от дела.

На суде с обвиняемым особо не церемонились. Его слова назвали голословными, полностью соответствующими выбранной стратегии защиты – все отрицать. Свидетелей со стороны защиты приглашать и слушать не стали – ибо излишне затягивает процесс. Зато всех спикеров от обвинения заслушали, а на то, что они друг другу противоречат, внимания обращать не стали. Все ходатайства защиты об экспертизах, допросах экспертов отклонили. Вердикт – единогласный: виновен. Высшая мера. Все улики по делу предать огню. Точка.

Официально

«Вердикт обоснованный»

В Овидиопольском райотделе милиции о деле Крутелева говорят неохотно – мол, что еще можно сказать, если следствие давно закрыто, а суд уже вынес приговор. В прокуратуре же добавляют: приговор обоснованный.

– Мать осужденного может быть с приговором не согласна, – говорит прокурор Овидиопольского района Валерий Капланюк. – Она имеет право его обжаловать, что и делает. Мы же со своей стороны с вердиктом в целом согласны, но тоже намерены подавать апелляцию. На наш взгляд, в эпизоде с покушением на изнасилование суд был слишком суров. Мы настаиваем на смягчении приговора по этой статье. Так что пока приговор не вступил в законную силу и обсуждать его некорректно.

Другое мнение

«Для парня еще не все потеряно»

– В случае с Юрием еще не все потеряно, – полагает криминалист Владислав Тимченко. – Когда дело попадает в суд, все должно быть предельно ясно. Чтобы так: взял материалы дела, прочитал и сразу все понял. В этом же случае вопросов осталось больше, чем ответов.

Я не намереваюсь защищать этого человека и не исключаю, что виновен именно он. Но почему в деле так много пробелов? Интересно, а версия с маньяком отрабатывалась? Вдруг этот Юрий – маньяк, а Светлана не первая его жертва, и где-то в райотделах, например, по месту его службы в армии, пылятся подобные по почерку висяки или, что еще хуже, – за них кто-то сидит? Вообще же я бы хорошенько отработал линию этих братьев – тех, кто нашел девушку. И на всякий случай проверил бы их на полиграфе.

Вопрос ребром

Свету убили в другом месте?

Спустя всего несколько часов после страшной находки по поселку поползли слухи: Свету убили в другом месте, а тело привезли на поляну возле ее дома. Одним из поводов к этому предположению стали слова фельдшера скорой помощи Галины Узкой – именно она была в вызванной карете скорой помощи и первой осмотрела тело.

– Гортань и магистральные сосуды у потерпевшей повреждены не были, – говорит она, – девушка однозначно бы кричала и ее крики бы услышали. Обратила внимание я и на то, что трава вокруг жертвы была сухая, тело – уже холодным, а кровь – свернувшейся и засохшей.

И это всего спустя час после официального времени убийства. А спустя несколько дней местные жители Мария Б. и Сергей Н. якобы нашли в лесопосадке неподалеку окровавленную штору. «А не в нее ли заворачивали тело девушки?» – начали шептаться в селе. Ведь и возле бара, где Светлану видели в последний раз, и там, где ее нашли мертвой, вроде бы видели светлую машину.

В милиции же лишь отмахиваются – выдумки. Дескать, резонансное преступление взбудоражило фантазию местных жителей, а кое-кому выгодно ее подогревать.

Тем временем

Пятеро милиционеров, которые вели дело, оскандалились

Так сложилось, что пять милиционеров из Овидиопольского райотдела, которые задержали Юрия, а после работали с ним, оказались в эпицентре громкого скандала. Все из-за того, что кто-то из них ради забавы снимал на камеру местные «особенности работы с задержанными», ролики расползлись по всему Овидиополю. Вскоре жутковатое видео, на котором выпившего мужчину гоняют ногами из одного угла райотдела в другой, а другому надевают на голову шлем и что есть силы стучат по нему кулаками, попало в Министерство внутренних дел. Там юмора младших коллег не оценили – возбудили уголовное дело, а садистов выгнали.

– Недавно по данному факту вступил в законную силу приговор суда, – рассказывает прокурор Овидиопольского района Валерий Капланюк. – Ответственность перед законом понесли те, кто непосредственно участвовал в безобразии и применял силу к задержанным. Остальные были уволены из органов за то, что никак не противодействовали беззаконию и тем самым опорочили честь мундира.

Между тем местные жители уверяют: тот, кто задерживал Юрия, до сих пор представляется сотрудником милиции и носит милицейскую форму.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2324