Вечером 2 апреля на официальном сайте Президента Украины все же появился указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады – весьма невнятная попытка Виктора Ющенко найти компромисс успеха не имела. Хотя правящая коалиция «синих» согласилась приостановить, до решения Конституционного Суда, прием в свои ряды депутатов-перебежчиков из «оранжевых» фракций и рассмотреть возможность законодательного оформления Универсала. Не помогла даже примиренческая позиция Европы: «Мы бы хотели, чтобы не было никаких шагов, которые бы привели к эскалации политической ситуации», - отметил посол Германии в Украине Райнгард Шеферс, высказывая днем официальную позицию ЕС во время встречи руководителей дипломатических миссий государств-членов ЕС и Большой восьмерки с председателем Верховной Рады Александром Морозом. Его поддержал и посол США в Украине Вильям Тейлор. Тем не менее, переговоры между президентом Виктором Ющенко и премьером Виктором Януковичем завершились тем, что победа досталась Юлии Тимошенко, у которой хватило неполиткорректности и дантоновской смелости обвинить оппонентов в подготовке государственного переворота. Это значит, что революция продолжается.

«Революция есть верный способ потерять там, где не ждал», - подвел два года назад свой личный итог украинской «оранжевой революции» Глеб Павловский. Действительно, в другой стране и в другое время Леонид Кучма, против которого она и была собственно направлена, мог бы всерьез рассчитывать на титул спасителя нации. Ибо когда он в 1994 году сменил на посту президента Леонида Кравчука, то экономика страны катилась в пропасть – инфляция доходила до 10000% в год, падение реального ВВП – 10-20% ежегодно. Кроме того, в полуотделившемся состоянии находился Крым. Одним словом, в 1994 году еще никто не мог сказать с определенностью, что Украина состоялась как государство. А в 2004 году это можно было сказать уже с уверенностью – под конец правления Кучмы люди стали забывать, что такое гиперинфляция, а также невыплаты зарплат и пенсий. Экономический рост внушал самые радужные надежды – особенно в последние два года, когда премьером был Виктор Янукович. И вдруг на тебе.

Павловский, как известно, списал «оранжевую революцию» в 2004 году исключительно на внешнее вмешательство. Оно действительно сыграло важнейшую роль в организации и обучении «оранжистов». Зато сейчас, освоив технологию, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко вновь, и достаточно успешно, валят правительство Януковича уже без поддержки Запада и НПО. А если недостаточно примера Украины, то можно взглянуть на Киргизию – там «цветная революция» приняла перманентный характер еще в прошлом году. Вплоть до того, что в ноябре 2006 года Киргизия стала парламентской республикой, а в январе 2007 – вновь президентской. Новая революция назначена на 11 апреля. «А пока оппозиция Кыргызстана передала президенту страны Курманбеку Бакиеву согласованный вариант Конституции. Теперь ждем ответа. Все остальное – создание группы, требование непременно назвать имена пяти делегированных от оппозиции и заверение, что уже разрабатывается обновленный Основной закон – это от лукавого», - заявил позавчера лидер Союза демократических сил и депутат Жогорку Кенеша Кубатбек Байболов. Хотя президент Киргизии Курманбек Бакиев и так пошел по пути, уже пройденному Виктором Ющенко, - избегая роспуска парламента, он предложил пост премьера одному из лидеров оппозиции Алмазу Атанбаеву.

Однако революции, как известно, свойственна собственная диалектическая логика, плохо коррелируемая со здравым смыслом. «Украина находится на пороге нового, третьего этапа революции. Третий этап революции должен стать антигосударственным. Со всей ответственностью отношусь к этому слову. Что объединяет Восток и Запад, Донецк и Львов, Симферополь и Житомир в одних границах? Только одно: чувство общего врага. И этим врагом для них является Украинское Государство. Государство, как гвардия чиновников. Конечное освобождение человека, его природных желаний, энергии, инициативы, обеспечение его основных прав и свобод — вот конечная цель нового этапа революции. Одним словом, в Украине должна состояться гражданская революция. У президента и других институтов имеется достаточно полномочий, чтобы провести очередную «революцию свыше». Мы — та сила, которая должна дать уверенность и укрепить свободу тех, кто должен провести эту революцию свыше. Или же — если такой воли не окажется — провести революцию снизу. Украина должна быть перестроена», -цитата из мартовской статьи Евгения Золотарева, недавнего лидера гражданской партии «Пора», служит прекрасной иллюстрацией этой логики. Читая ее, сразу вспоминаешь прародителей «оранжевых революционеров» - парижских студентов 1968 года с их лозунгом «Будь реалистом – добивайся невозможного!». Однако это чистейшей воды симулякр – «прародительской» в украинской «оранжевой революции» осталась только Технология.

Под революцией обычно понимают стремительное и фундаментальное изменение всего порядка управления государством, обычно сопровождаемое насилием, результатом чего бывают, как правило, необратимые изменения в экономической системе, социальных структурах и культурных ценностях. То, что технология «оранжевых революций» не требует насилия и крови, безусловно, прекрасно, но проблема в том, что никаких фундаментальных – т.е. системных – изменений политического и социального строяни на Украине, ни в Киргизии не было. Хотя народ их жаждал и жаждет. Более того, либеральные «Наша Украина» и БЮТ отчаянно сопротивлялись даже принятию закона о конституционных изменениях – социалисты буквально вынудили их согласиться на парламентско-президентскую республику, эту единственно серьезную постреволюционную реформу. И видя сейчас отчаянную борьбу лидеров «оранжистов» за президентскую республику, понимаешь, что никакой антигосударственной «третьей фазы» у «оранжевой революции» на Украине не будет. И что сегодняшние киевские студенты, в отличие от своих парижских «прародителей», являются всего лишь представителями массовки, которой режиссируют взрослые дяди и тети. Поэтому-то «невозможного» сегодня добился не Золотарев, потерявший, кстати, свой пост в «Пора» буквально через пару дней после публикации этой программной статьи, а «оранжевая принцесса» Юлия Тимошенко. Мыслящая исключительно в терминах борьбы за власть.

Если организаторы «оранжевой революции» не хотели системных изменений, то какой же была цель этих революции? То, что ее главной целью была переориентация Украины и других стран ГУАМ на Запад, вряд ли вызывает у кого-нибудь сомнение – как правило, именно по этому принципу подбиралась оранжевая элита. Конечно, при этом народу обещали также полное обновление власти и приход некоррумпированных политиков, но как раз это последнее не выполнялось – среди украинских «оранжистов» людей, входивших в высшие эшелоны власти при Кучме, никак не меньше, чем в окружении Януковича. Другими словами, там где «цветные революции» все же происходили – Грузия, Украина, Киргизия, – никакой революционной смены элит не было. Тасовалась лишь старая колода. Поэтому неудивительно, что никаких революционных преобразований в этих странах не отмечено – за исключением перехода двух последних к парламентско-президентской форме правления. В результате тасовка колоды стала для Украины и Киргизии перманентной формой их политической жизни.

«Реальную, а не декларируемую цель организаторов «оранжевой революции» можно определить одним словом – реванш», - написал известный украинский политолог Владимир Малинкевич в своем анализе причин этой революции. Если он прав – а Юля Тимошенко является блестящей иллюстрацией к этому тезису, – то тогда становится понятно, почему «оранжевая революция» принимает здесь перманентный характер. Ведь каждая новая тасовка колоды неизбежно порождает также новых «реваншистов». И если «оранжевая принцесса» победит в этом раунде, то уже завтра реванш будет грозить ей самой. Ибо пока есть человек, неизбежно есть и проблема.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1509