Если заниматься любимым делом, то не будешь работать ни одного дня. Герой нашего интервью превратил увлечение танцами в профессию и теперь готовит всех желающих к поездке на бал.
О том, проводят ли настоящие балы в Украине, во сколько обойдется участие в таком мероприятии, и можно ли подготовить к нему тех, кто ни разу в жизни не занимался бальными танцами с корреспондентом ForUm`a беседовал танцевальный сомелье Иван Павлов.
- Сегодня в Украине светские мероприятия принято называть балами. Но имеют ли они хоть какое-то отношение к классическому балу?
- Я отслеживаю мероприятия подобного формата. Действительно, проблема в том, что зачастую в названии есть слово «бал», но ничего общего с настоящими балами, которые проходят в Австрии и других странах мира, это не имеет. В Украине так называют многие мероприятия, но чаще всего, это просто вечеринки, предполагающие некий дресс-код.
Но если проанализировать программу вечера, место проведения, антураж, можно легко определить, соответствует ли все формату настоящего венского бала. Недавно была такая ситуация: организаторы одного мероприятия назвали его балом. Хотя там и предполагались бальные танцы, никакого соответствия формату не было.
- В Австрии и других странах, которые Вы упоминали, на балах танцуют именно классические бальные танцы или возможны другие варианты?
- Все зависит от самого мероприятия и его тематики. Если говорить о классическом Венском бале, то там будут танцевать именно бальные танцы, а, возможно, даже некие исторические танцы.
Нужно разделять спортивные бальные танцы и исторические бальные танцы, которые так называются, потому что их, собственно, когда-то танцевали на балах. Например, обязательно на Венских балах исполняют танец марш-полонез. Под него торжественно выходят дебютантки со своими партнерами. Это знаменует открытие бала. Но полонез не включен в традиционную программу спортивных бальных танцев. Его, равно как и кадриль, можно отнести к историческому танцу.
- Так чем же отличается бал от обычной вечеринки?
- Прежде всего, значение имеет место проведение мероприятия. Например, в Киеве достаточно сложно создать необходимый антураж для классического бала. Венцам это сделать гораздо проще, у них балы проводятся долго, этой культуре более 200 лет. В самой Вене, в других городах Австрии очень много зданий, где есть подходящие залы.
Также большую роль играют атмосфера и программа мероприятия. Классический Венский бал обычно начинается в 8-9 часов вечера, и длится до 4-5 часов утра. Вообще, исторически сложились два бальных формата: большой и малый. Малый бал был чем-то вроде вечеринки. Он начинался около 8-9 часов вечера и оканчивался к полуночи. А большой бал как раз начинался ближе к полуночи и оканчивался под утро.
Думаю, что большинство организаторов не учитывают эти исторические особенности формата. Потому то, что заканчивается не позже часу ночи, не назовешь настоящим балом.
- Играет ли какую-то роль площадь, интерьер помещения?
- Все играет роль. Создать нужную атмосферу можно при помощи декораций. Все зависит от тематики, которую задает организатор. Но это требует финансовых вложений. Например, в Международном выставочном центре на левом берегу, можно поиграть со световым и мультимедийным оборудованием... Условно говоря, можно спроецировать на полотна изображения, которые создадут антураж бального зала, какие-то колонны, витражи, красивые окна.
Площадь помещения тоже очень важна, если организаторы хотят принять много гостей. На более-менее масштабное мероприятие в Украине приглашают хотя бы 500 человек. Соответственно, нужно думать об их комфорте. Потому чем больше площадь помещения, тем лучше. Нужен главный бальный зал, где проходят танцы и выступления артистов, а также помещения для отдыха, фуршета или банкета и отдельные комнаты для обслуживающего персонала, подготовки и отдыха артистов.
- Расскажите поподробнее о бальном дресс-коде.
- Когда я готовлюсь ехать на тот или иной бал, дотошно вчитываюсь в требования по дресс-коду. Как правило, для гостей балов это или Black-tie, или White-tie. White-tie – самый строгий, здесь мужчины должны быть только во фраках, даже смокинг недопустим. Также нужны лакированные туфли, галстук-бабочка и белые перчатки. Строгий дресс-код присутствует на таких фешенебельных мероприятиях как Венский оперный бал. Для дам предусматривается бальное платье полной длины, высокая прическа. Обязательно нужны перчатки, как правило, выше локтя, и специальная обувь для танцев, ведь на «шпильках» не потанцуешь. Образ должен быть гармоничным.
Black-tie – это тоже вариант вечернего дресс-кода, но там возможны вариации. Мужчина может быть одет либо во фрак, либо в смокинг. Обязателен галстук-бабочка. Дама также должна быть одета в бальное платье полной длины.
- Бальное платье это ведь не то, что носили выпускницы в 90-х?
- Фасоны вечерних бальных платьев могут быть абсолютно разными. Важно, чтобы там не было шлейфа. Это совершенно лишняя деталь, которая будет мешать танцевать. Все-таки на балу рекомендуется танцевать. Что касается нижней части платья, то юбка должна быть свободного кроя, не стеснять движений. Узкая, сковывающая движения юбка недопустима, девушке в ней будет просто некомфортно.
На более демократичных мероприятиях мужчина может одеться просто в костюм с бабочкой, ему не сделают замечания. Например, в июне я ездил на бал в костюме, тогда это было допустимо.
- К каким растратам готовиться желающим поехать на настоящий бал, к примеру, в Вену?
- Отдых можно сделать роскошным, потратив на него очень много денег. А можно предпочесть более демократичный формат. Естественно, все зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей.
Цены на билеты на разные балы фиксированы. Эта информация абсолютно открыта. Например, вход на Бал Штрауса, на котором я был в 2014 году, обходится в 50 евро. Бал в здании филармонии Вены будет дороже, он является одним из самых престижных и популярных. Вход туда будет стоить 170 евро. Concordia Ball, который проводится в Венской ратуше, стоит 95 евро.
Цены на билеты на Венский оперный бал стартуют от 260 евро. Подчеркну, что это стоимость только входного билета, сюда не входит ужин, закуски или напитки. Европейцы предлагают своим гостям покупать то, что им хочется, уже на самом мероприятии. А вот организаторы бала в Москве включают в стоимость билета ужин или фуршет. Покупая билет с местом за столом, ты получаешь ужин с обслуживанием. Если же билет без места за столом, то можно перекусить в режиме фуршета.
На Венском оперном балу за место за столиком придется доплатить еще примерно 260 евро. Место за столом в ложе уже будет стоить несколько тысяч евро в зависимости от престижности самой ложи.
Допустим, вы хотите спланировать самостоятельное путешествие. Прямой перелет в Вену обойдется в 200 евро туда и обратно. В такую сумму можно запросто вложиться, если покупать билеты заранее. Отели в городе бывают разные. Этим летом одноместный номер в достаточно комфортной гостинице стоил до 100 евро. Но все опять же зависит от личных предпочтений. Пятизвездочный отель обойдется в 200-300 евро в сутки.
- Но жилье понадобится минимум на двое суток.
- Знаете, у меня был интересный опыт, когда на бал я приезжал на неполные сутки. То есть, я прилетал утром в день проведения бала, в ночь было само мероприятие, а на следующий день нужно было улетать.
Но, если речь идет о Вене, то рекомендую побыть там 3-4 дня. Тогда успеваешь и бал посетить, и город посмотреть, и походить по музеям, галереям, достопримечательностям.
- Следующий пункт – одежда.
- Здесь все тоже зависит от индивидуальной финансовой ситуации. Если у мужчины в гардеробе есть подходящий костюм или смокинг, то вопрос решен. Если же нет, то смокинг или фрак придется брать напрокат. Это можно сделать дома, или уже на месте. В июне в Вене прокат смокинга обходился примерно в 150 евро.
Девушки, конечно, предпочитают покупать платья четко под мероприятия. Возможен и индивидуальный пошив. Верхнего предела стоимости, как вы сами понимаете, не существует.
- Положим, у знакомой швеи можно заказать такое платье примерно за 200-300 евро. Еще нужна вечерняя прическа и макияж, их самостоятельно не сделаешь.
- Да, приплюсуйте еще около 100 евро. Также стоит рассчитывать на карманные расходы на питание, проезд, какие-то развлечения. Чтобы комфортно чувствовать себя в Вене я бы ориентировался на сумму 100 евро в сутки. Этого хватит, чтобы сходить в ресторан, выпить кофе, посетить музей.
В итоге получается около 1100-1200 евро за одну поездку на три-четыре дня.
- В Украине бальные танцы не очень популярны, взрослые люди зачастую разве что вальс танцевать умеют. Сколько времени занимает минимальная подготовка к балу?
- В первую очередь мои ученики учатся вальсировать. Это танец номер один практически на всех настоящих балах, потому вальс обязателен. Кроме него мы разучиваем основы и других танцев. Как правило, на балах оркестры играют аранжировки практически всех бальных танцев.
Сейчас организаторы начали включать в программу и социальные танцы: аргентинское танго, сальсу и другие. Бал, на котором мы были в июне, был посвящен дружбе Австрии и Кубы. Потому в церемонии открытия участвовал профессиональный танцевальный коллектив, исполнявший кубинский танец. Там наряду с основной программой в большом зале, на отдельной площадке всю ночь проходила сальсатека. То есть, любой желающий мог станцевать вальс в главном бальном зале, а потом спуститься во двор венской ратуши на сальсу. Даже такие варианты бывают. Это делают, чтобы привлечь больше публики.
В процессе обучения мы идем от элементов медленного вальса к венскому. Так логичнее. Потом затрагиваются и другие танцы: самба, Ча-ча-ча, фокстроты, танго. В общей сложности уроки в моем базовом курсе занимают 15 часов. Как показала практика, за это время человек может научиться более-менее уверенно вальсировать, чтобы чувствовать себя комфортно на балу. Такой курс при нагрузке одно занятие в неделю, на любительском уровне, занимает два месяца. Все рассчитано на новичков, которые раньше не занимались танцами. Бал – это ведь не конкурс, главное, танцуя не мешать другим гостям.
- Как сейчас обстоят дела с культурой бальных танцев в Украине?
- Наверное, бальные танцы будут всегда. Они приятны для публики. В социальных танцах существует масса изменчивых трендов. Одно время все танцуют сальсу, потом резко переключаются на бачату, а потом появляется кизомба, и все бегут туда. А вот бальные танцы всегда были модными и останутся таковыми. Люди, занимающиеся ими, могут считать, что имеют хобби с привкусом элитарности, премиальности. И здесь есть масса важных факторов, в том числе и экономический. Чтобы уверенно танцевать бальные танцы, необходимо инвестировать время и деньги в занятия.
- Часто танцы выбирают как альтернативы фитнесу. Это имеет право на жизнь?
- А почему нет? У всех свои предпочтения. У меня были ученики, которые не планировали ехать на бал. Им было просто интересно посещать уроки, общаться с людьми и просто танцевать в свое удовольствие. Таких примеров масса.
Что касается популярности, то у нас культура бального танца в широком формате все еще продолжает формироваться. Чаще всего, этим начинают заниматься в детстве. Если не бросают, то продолжают строить карьеру спортсмена: ездят на конкурсы, тренируются в спортивном режиме. Но сейчас как раз пришло время, когда бальный танец становится доступным для широкого круга людей. И эта популярность набирает обороты.
Множество взрослых людей физически не способны танцевать в спортивном режиме. Для них есть другие категории, им не имеет смысла соревноваться с молодыми профессиональными танцорами.
- Все бальные танцы парные. И часто получается, что в группе девушек много, а мужчин мало. Как выходить из этой ситуации?
- На моих занятиях как-то так складывается, что мужчин на уроках достаточно. Я пропагандирую социальный вариант бального танца, потому предлагаю ученикам постоянно меняться партнерами, чтобы не было привыкания к одному человеку, как это происходит в спортивных бальных танцах. Там перед парой стоит задача максимально гармонично станцеваться, чтобы занимать высокие рейтинговые позиции на конкурсах. Моя же цель - дать людям возможность чувствовать себя комфортно, танцуя с разными партнерами. Ведь когда, к примеру, мужчина поедет на бал, он может пригласить абсолютно разных девушек. Точно так же и девушка может принять приглашение разных мужчин. Потому нужно уметь быстро адаптироваться к новым партнерам.
Но если вы хотите уделять больше времени тренировкам, стоит озадачиться поиском постоянного партнера. Либо же можно на индивидуальных занятиях танцевать с профессиональным тренером. Есть даже соревнования в категории Pro-Am, где один в паре профессионал, а второй – аматор.
Я обращаю внимание на гендерный баланс в группе. Если приходит неравное количество мужчин и женщин, то я привлекаю к сотрудничеству профессионального преподавателя того или иного пола, чтобы у всех были партнеры.
- И последний вопрос: как Вы стали танцевальным сомелье?
- Танцы были в моей жизни с детства. Я десять лет активно танцевал в коллективе бального и эстрадного танца «М-стиль». Создатель и руководитель – Людмила Милютина, моя «танцевальная мама». Это было в городе Авдеевка Донецкой области.
В 1999 году я переехал в Киев на учебу и перестал активно заниматься танцами. Спортивный бальный танец мне был не в полной мере интересен, а такого же коллектива как в Авдеевке я не нашел. Потому «взял паузу», но оставался «в теме», ходил на конкурсы как зритель. В 2011 году я впервые попал на бал, проходивший в киевской опере, как партнер девушки-дебютантки. Меня это настолько увлекло, что я начал ездить на балы как любитель, это стало моим хобби. Я побывал на балу в Москве, в Вене. Постепенно начал больше узнавать об этой культуре и понял, что у меня есть знания и навыки, интересные другим.
В 2014 году у меня оканчивался контракт с одной консалтинговой компанией. Нужно было решать, идти ли куда-то на наемную службу, чего мне не хотелось, или заниматься чем-то своим. Я выбрал последнее и сделал проект «Танцевальный сомелье». Здесь обыграна дегустация танца и бальной культуры для взрослых людей. Моя целевая аудитория, выражаясь коммерческим языком, - это взрослые люди, которые не занимаются танцами, но хотят этого. Я предлагаю своим учениками готовиться не к соревнованию по спортивным бальным танцам, а к поездке на бал.
Пока что отслеживаю только европейские города, хотя балы проводятся и в США, и в других странах. Сейчас в моем танцевальном календаре Вена, Москва, Лондон, Рим, Кипр, Никосия, Брюссель, Карловы Вары. Список постоянно расширяется. Например, в этом году впервые Венский бал проводился в Риге. Судя по анонсу, организаторы сделали все по формату. Потому, наверное, бал в Риге я тоже включу в календарь на следующий сезон.
В общем, это дело, которое мне чертовски нравится. Не заниматься этим я не могу. Другой вопрос, что, несмотря на кризис, наша публика внутренне требует красоты в жизни. Посещение бала - это отрыв от повседневности. Многие ведь живут в формате дом-работа. Да, они путешествуют, посещают какие-то культурные мероприятия. Но бал – это тот случай, когда гость мероприятия становится полноценным участником действа, частью праздника. Вы фактически создаете этот праздник.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом