Недавний минский саммит СНГ показал, что противоречия стран Содружества с Россией только усиливаются. Причем заметно это не только  на примере Туркменистана, у которого уже много лет «особая позиция», или же Азербайджана, который тоже во многом «сам по себе».
Серьезные контраверсии видны и внутри Таможенного союза, который задумывался как более тесное и сплоченное объединение. Причины просты: Москва не привыкла и не стремится равноправно сотрудничать с государствами СНГ и воспринимает их как «братьев меньших». Это выражается, например, в сохранении мер по защите федерального рынка от импорта других участников ТС – в обход всех норм и правил, вопреки собственным же публичным заявлениям о «теснейшей интеграции».

Не зря на встрече президентов в Минске даже известный сторонник евразийской интеграции, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, посетовал на недостаточное выполнение Кремлем предшествующих договоренностей, в т.ч. по устранению торговых изъятий и ограничений. По словам казахстанского лидера, «каждое государство в интеграционном объединении желает иметь равноправные отношения и взаимную выгоду, и принятые договоренности должны реально выполняться. Есть нерешенные вопросы по поставкам нефти и нефтепродуктов, по магистральным трубопроводам и пр. Конечно, РФ среди нас – самая большая, но мы работаем все вместе и должны учитывать взаимные интересы».

А белорусский лидер Александр Лукашенко добавил, что интеграция должна быть движением вперед в устранении любых барьеров на пути всестороннего взаимовыгодного сотрудничества. «К сожалению, пока что, несмотря на проведенную работу, число проблем не сократилось, а по некоторым направлениям даже возросло, – отметил Лукашенко. – Мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наши предыдущие договоренности, не достигнув тех прагматичных целей интеграции, о которых мы все неоднократно заявляли».

В тон прозвучали и слова Президента Украины Виктора Януковича: «Мы должны очень серьезно разобраться с тем, что произошло в последние 2 года в наших торговых отношениях со странами СНГ и особенно Таможенного союза».

Кроме России

Действительно, политика россиян относительно соседей буквально подталкивает их к большей независимости подходов и действий. В СНГ почти уже не осталось республик, которые бы хоть раз не конфликтовали с Россией по каким-то принципиальным поводам (кроме, пожалуй, армян и таджиков). Известны споры с Молдовой по импорту вина и по Приднестровью, с Азербайджаном насчет действий на нефтегазовых рынках и об Армении, с Киргизией по вмешательству Москвы в ее внутренние дела и т.д. Неудивительно, что с каждым годом СНГ становится все более разнонаправленным, и различия между его членами усиливаются. При этом страны-участницы формируют «горизонтальные» объединения без участи Кремля – достаточно вспомнить пример альянса ГУАМ. Сегодня его подобием является пресловутое «Восточное партнерство», включающее 3 европейских республики СНГ (Беларусь, Украину, Молдову) и все 3 кавказских постсоветских страны.

В руководстве Содружества это считают объективным и нормальным. Так, глава Исполкома СНГ Сергей Лебедев отмечает: государства объединения – довольно разные, и не удивительно, что у каждого из них за 20 лет независимости сложилась специфика внешней политики. «Поэтому в Содружестве и действует принцип разноскоростной интеграции, отсутствует строгая обязательность полного участия во всех принимаемых решениях. Это позволяет гибко выстраивать политику сотрудничества. Поэтому нет препятствий для участия в каких-то других объединениях, если это не противоречит участию в СНГ», – говорит чиновник.

Однако «федералы» продолжают давить на остальных участников, как политически, так и торговыми санкциями. Это нетарифные технические барьеры, завышенные санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации, лицензированию, квотированию. На таком фоне республики объективно заинтересованы развивать взаимовыгодные связи в обход «старшего брата». В этом контексте отметим, что в 2012 г. отечественный экспорт в СНГ (без РФ) составил почти $7,7 млрд, а импорт – $7 млрд. Это означает положительное сальдо нашей торговли с «нероссийским» СНГ, что уже само по себе говорит о неплохом потенциале данного сбытового направления.

Лидирует по потреблению нашей продукции Казахстан, куда в 2012-м ее поставлено примерно на $2,5 млрд (+32,4% к 2011 г.). И прежде всего это высокотехнологичные товары – ж/д локомотивы, которых в прошлом году на казахстанском рынке реализовано почти в 2 раза больше, на $753 млн. Немалую долю украинских поставок в республику составляют и другие типы машиностроительной продукции, подтверждает ForUm`у исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Кроме того, активно экспортируются готовые металлоизделия, или метизы (не путать с металлическими полуфабрикатами и прокатом!): в 2012 г. подгруппа УКТ ВЭД №73 заняла 2-е место по объемам экспорта в Казахстан с показателем $460 млн, это 18,7% поставок в страну.

За Астаной по масштабу потребления наших товаров в СНГ следует Минск: в прошлом году поставлено продукции почти на $2,3 млрд (на 17,1% больше, чем годом ранее). В Беларусь мы тоже в основном экспортируем машины и оборудование, причем лидируют в данной нише все те же ж/д локомотивы – 12,4% совокупного экспорта в страну, или $279 млн. Наряду с этим белорусы закупают в Украине немало металлопродукции (2012 – $330 млн, или 14,6% экспорта в страну).

По знакомым республикам

Все это свидетельствует, что СНГ является потребителем наших товаров с достаточно высокой добавленной стоимостью. И данное экспортное направление можно развивать – тем более что после подписания ассоциации с Евросоюзом отечественные предприятия будут вынуждены «подтягиваться» под евростандарты качества и вообще деятельности. Их продукция станет лучше и конкурентоспособнее, и будет больше востребована на внешних рынках, включая Содружество. Куда может пойти, по крайней мере, часть украинской машиностроительной, пищевой и другой продукции, вытесняемой с рынка России. В странах СНГ примерно те же традиции и акценты потребления, что и в остальном экс-СССР, и нашим поставщикам нетрудно работать с ними.

И с партнерами по Содружеству уже есть ряд совместных проектов. Так, с Казахстаном есть планы создать СП по выпуску вагонов с участием одного из наших крупнейших их производителей (концерна «Азовмаш»), казахстанского Акмолинского вагоноремонтного завода и Казахстанской железной дороги («Казакстан Темир Жолы»). Существуют и наметки СП по изготовлению региональных грузопассажирских самолетов Ан-140 с прицелом на замену устаревших Ан-24 и Ан-26. Основные узлы может поставлять Харьковский авиазавод, а двигатели – компания «Мотор Сич». Допускается и закупка казахстанцами пассажирского ближнемагистрального лайнера Ан-148.

В случае с Беларусью нынешнее и перспективное сотрудничество также касается, прежде всего, машиностроения. Так, в 2008 г. Крюковский вагонзавод (Кременчуг) создал СП с Гомельским вагоноремонтным заводом и начал для белорусов производство пассажирского подвижного состава. А рынок Украины заинтересован в белорусских тракторах: по аналитическим подсчетам, нашей стране нужно более 30 тыс. новых тракторов, и это только по сельскохозяйственным. Это возможно путем развития уже действующей совместной сборки продукции Минского тракторного завода на базе предприятия «Укравтозапчасть»; ради этого Беларусь готова пойти на максимальный уровень производственной локализации в Украине – 30-40%, заверяет первый вице-премьер республики Владимир Семашко. Также Минск готов предложить минимум 3 приема удешевления поставляемой агротехники, включая лизинг и льготные кредиты (см. также статью «Украина–Беларусь: Дружба, тракторы и конфеты»). Впрочем, чиновник уточняет, что агротехника – только часть совместного потенциала, «мы вместе можем многое и не должны упускать эти совместные шансы».

Подобные проекты есть и с другими членами СНГ – Молдовой, Азербайджаном, Узбекистаном. И даже если Кремль «включит» самые жесткие санкции в ответ на ассоциацию с ЕС, то и в Содружестве у отечественных компаний есть где продвигать свою продукцию. Тем более что в ней объективно заинтересованы страны-потребители, считающие ее вполне качественной и готовые за нее платить. А в перспективе на базе того же «Восточного партнерства» и ГУАМ возможно формирование некого аналога Вышеградской группы, который станет противовесом Москве в СНГ.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4601