7 мая в Праге объявили о создании «Восточного партнерства» - нового проекта ЕС, который должен способствовать сближению с Европой, а в перспективе — и евроинтеграции шести бывших советских республик: Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Азербайджана и Армении. На саммит в Прагу приехали четверо из шести президентов стран «Восточного партнерства» - о своем отсутствии предупредили лидеры Белоруссии Александр Лукашенко и Молдавии Владимир Воронин. При этом только последний откровенно негативно высказывался о «Восточном партнерстве». Чтобы объявить об участии в новой организации, в Прагу приедут Михаил Саакашвили, Ильхам Алиев и Серж Саргсян
Сегодня в Прагу вылетел украинский Президент Виктор Ющенко. Приглашали и Юлию Тимошенко, но премьер улетела в Днепропетровск, где из-за взрыва в зале игровых автоматов погибли люди.
ЕС уверяет, что создаваемый проект не является антироссийским.
«Восточное партнерство» — довольно молодой проект Евросоюза. Еврокомиссия приняла решение о его создании всего лишь в декабре прошлого года, и идея была реализована с максимальной оперативностью.
Россия неоднократно высказывала свою настороженность по поводу планов создания «Восточного партнерства». В частности, Лавров предостерег ЕС «не ставить эти страны перед выбором: либо вы с нами, либо против нас». В ответ ЕС уверил Москву, что не стремится к созданию каких-либо «зон влияния».
Настороженность Москвы по поводу «Восточного партнерства» объясняется в том числе и тем, что инициативу взять шесть постсоветских республик под специальную европейскую опеку принадлежала Польше и Швеции, традиционно крайне критично относящимся к российской внешней политике. Варшава и Стокгольм в прошлом году объявили, что ЕС неэффективно выстраивает отношения с постсоветскими республиками, так как единственным механизмом взаимодействия с ними является программа «Европейского соседства», куда наряду со странами бывшего СССР входят, например, Ливия и Палестинская автономия.
Свидетельством того, что отношение ЕС к новому проекту более чем серьезное, является то, что ЕС на саммите будут представлять не только глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер и премьер председательствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек, но также лидеры практически всех европейских стран, в том числе канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьеры Польши Дональд Туск и Италии Сильвио Берлускони.
Чем же станет для Украины проект «Восточное партнерство»: грандиозным прорывом в евроатлантической интеграции или окончательным фиаско на пути в Европу? Об этом ForUm спросил у политиков и экспертов.
Политолог, президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев заверил, что сам по себе формат партнерства: это не шаг вперед или назад, это шаг в сторону. По его словам, страны старой Европы предложили формулу сотрудничества тем государствам, которых они не рассматривают в качестве равноправных участников евроинтеграции, но которые нужны ЕС как рынки и зоны влияния.
«На это нужно смотреть как на объективную реальность. Старая Европа не желает обременять себя проблемами менее развитых стран, но заинтересована в укреплении своих геополитических и геоэкономических позиций как в зоне своих старых колоний (Африка), так и в сфере своих традиционных интересов – центральная Европа, в перспективе Кавказ и средняя Азия», - пояснил эксперт.
Политолог подчеркнул, что формула партнерства – это «форма мягкой зависимости». «Украина не имеет сейчас серьезных шансов на равноправное участие в проекте Евросоюз. К сожалению, она оказалась не в состоянии инициировать новые подходы к развитию региональных интеграционных проектов, поэтому вынуждена принимать предложения, которое ей делают», - дал пояснения политолог.
В тоже время он отметил, что выгодность «Восточного партнерства» для Украины покажет практика. Он отметил, что формула партнерства будет облагораживать торговые связи, обеспечивать политическое шефство ЕС над европейскими инвестициями, которые в ближайшее время будут достаточно скудными из-за кризиса. Но, по убеждению эксперта, ожидать каких-то прорывов не стоит.
А вот директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик уверен в том, что «Восточное партнерство» - это шаг назад в рамках европейской стратегии Украины. «Мы получили ассоциированное членство, а не перспективу интеграции в Европейский союз. Соседство не является целью нашей европейской интеграции. Целью европейской интеграции является членства в ЕС. «Восточное партнерство» не дает ответы о перспективах евроинтеграции Украины», - пояснил эксперт.
С другой стороны, политолог отметил и позитивные момента договора. По его словам, двусторонние отношения предполагают экономическую интеграцию, решение вопросов, связанных с миграцией, управлением границей, борьбой с коррупцией, энергетической безопасностью, поддержкой экономического и социального развития.
Единственное, что насторожило политолога – это вопросы, связанные с согласованием законодательной базы Украины и Европейского союза. «Приведение украинского социального законодательства к европейским стандартам вызовет негативные последствия. Сейчас в ЕС происходит разрушение социального законодательства, унификация профсоюзного законодательства, увеличение пенсионного возраста и реформирование пенсионной системы. Это вызывает широкие протесты профсоюзов и рабочих организаций в ЕС. Если мы будем тоже самое делать в Украине, то окончательно уничтожим социальное государство как таковое», - заявил эксперт.
Депутат от БЮТ Андрей Шкиль, напротив, считает, что «Восточное партнерство» - это удачный шаг к углублению Украины в европейские структуры.
«Конечно, не хотелось бы, чтобы это было суррогатным предложением: вместо членства в Европейском союзе нам предложат партнерство. Но все будет зависеть не только от документов, но от их исполнения. Нужно посмотреть, какие обязательства возьмет на себя Украина и ЕС. Какие бы документы мы не принимали, Украина навсегда останется европейской страной», - заявил депутат.
С ним категорически не согласен депутат от КПУ Александр Голуб. По словам нардепа, «Восточное партнерство» - это «жалкая пилюля вместо обещанного праздничного торта». «Совершенно ясно, что все надежды на скорое вхождение Украины отодвигаются в перспективу лет на 25. Чтобы подсластить эту горькую пилюлю ведущие страны Европейского союза придумали такую пустышку как «Восточное партнерство». По большому счету, подписанные документы кроме унижения нашей стране ничего не дают», - подчеркнул нардеп.
«Регионал» Владимир Сивкович придерживается похожего мнения. Для него «Восточное партнерство» - это прыжки на месте.
«Вспомните, несколько лет назад в Украине был назначен вице-премьер по евроинтеграции. Была поднята шумиха со стороны первых лиц страны, в том числе и Президента о том, что в течение трех лет до 2004 года Украина вступит в Европейский союз. На сегодняшний день к нашей стране выставлены очень жесткие требования как со стороны ЕС, так и со стороны НАТО. Нет даже перспективы того, что в ближайшие десять лет Украина присоединиться к НАТО. А по поводу Европейского союза было заявлено, что до 2017 года не будет даже рассматриваться вопрос о присоединении Украины», - пояснил нардеп.
Депутат заметил, что не так давно Украина смеялась над Белоруссией, как над тоталитарной страной. «Теперь мы вынуждены за один шаг от вступления в ЕС подписывать с ней совместные договора о восточном партнерстве с Европой. Это уже даже не смешно», - заявил депутат.
«Нунсовец» Анатолий Матвиенко, напротив, полагает, что такой проект будет нелишним для нашей страны. «Партнерство не исключает возможности членства Украины в ЕС и проведение нашим государством своей политической линии. Отказ от подобного документа только помешал бы евроатлантическим планам Украины», - подчеркнул депутат.
А вот эксперт Института внешней политики Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины Александр Палий рассматривает договор как исключительно положительное событие для Украины. По его словам, это программа близка к оптимальной.
«Евросоюз сегодня не готов к расширению, там есть страны, которые боятся конкуренции со стороны таких государств, как Украина. Но новые документы оставляют за нашей страной право стремиться в ЕС. Более того, «Восточное партнерство» дает Украине возможность проявить себя как лидера. Мы долгое время из-за политического кризиса и конституционной разбалансированности не могли полностью реализовать свой потенциал», - подчеркнул политолог.
Эксперт также заверил ForUm в том, что этот саммит никак не отразится на украинско-российских отношениях. «Россия находится в плену стереотипов, что существует какие-то зоны влияния в Европе. Но Украина четко настаивает на том, что она не принадлежит ни к каким зонам влияния. Единственная зона влияния – это влияние собственной власти и украинского народа. Это главное послание россиянам, хотя я не уверен, что в РФ его могут адекватно сегодня воспринять», - подытожил эксперт.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом