Днепровские берега с каждым годом застраиваются все активнее. У самой кромки воды вырастают уже не поселки – целые города особняков. Об этом пишут в газетах, говорят по телевизору. Проблема далеко не нова, но злободневна. «ForUm» попытался выяснить, почему никто не может остановить столь массовую застройку?
 
Берега уходят в никуда…

Водный кодекс Украины запрещает возведение в прибрежно-защитной полосе водоемов чего-либо, кроме гидроэлектростанций, пирсов, дамб, водосливов, автомобильных и железнодорожных дорог, маяков и других сооружений государственного назначения. Ширина этой полосы составляет от 25 до 150 метров.

Закон запрещает строиться вдоль берега. Но! Исторически сложилось так, что большинство населенных пунктов в Украине возникало вдоль водоемов. Разумеется, сносить их никто не станет, даже ради спасения экосистемы рек. Поэтому разработчики Водного кодекса еще в 1994 году уточнили, что ширина береговой защитной полосы зависит от размера рек, а в пределах населенных пунктов учитывает уже существующие застройки.То есть, если вдоль русла реки уже стоят жилые дома, то ширина прибрежной защитной полосы определяется отдельно в каждом конкретном случае.

На практике оказывается, что это хорошая лазейка для захвата берега. Об этом ForUm узнал от заместителя главы Национального экологического центра Алексея Василюка. «Сейчас активно утверждают генпланы во многих селах Киевской области. В первую очередь, это касается сел вдоль Днепра, Десны, Тетерева, Ирпеня. В собственность населенным пунктам отдаются большие участки вдоль рек. Это попытка использовать лазейку в законе и потом заявить: так сложилось, у нас такой генплан, поэтому можно строиться. Хотя на самом деле село занимает значительно меньшую часть берега, чем указано в генплане», – рассказал Василюк.

Его коллега, эксперт Национального экологического центра Александр Соколенко подчеркнул, что сегодня на берегах Днепра в Киеве и Киевской области практически не осталось свободных участков. «Нетронутые места сохранились в основном возле водохранилища, где не очень красивые ландшафты. Правый берег Днепра в Киеве от Жукова острова и на юг до Ржищева весь застроен. На левом берегу такая же ситуация: от Осокорков и до левобережной дамбы тоже все застроено», – пояснил эксперт.

Критическая ситуация с застройкой берегов сложилась не только в Киеве и Киевской области, но и по всему руслу Днепра. «Недавно открыл спутниковую карту, посмотрел на ситуацию в других областях. Обратил внимание на Черкасскую область, места вокруг Золотоноши. Казалось бы, глушь, но берега Днепра практически полностью заняты. Отгорожены участки по 2-3 га. Дома такие большие, что их со спутника можно рассмотреть в деталях. Другой берег Днепра, выше Черкасс, тоже активно застраивается», – отметил Соколенко.

«Более того, сейчас идет застройка берегов Днепра даже в районе города Славутич Черниговской области – то есть в зоне радиационного загрязнения», – отметил  эксперт.

По словам экологов, они практически ежедневно обнаруживают нарушения, связанные с захватом прибрежной полосы. «Изо дня в день пишем десятки жалоб, обращаемся в контролирующие или правоохранительные органы. В первую очередь – это органы прокуратуры, Министерство внутренних дел, Государственная экологическая инспекция и Государственная инспекция сельского хозяйства», –пояснил Василюк. По его словам, только на 20% обращений приходят положительные ответы.

Бьют тревогу и ученые. «Прибрежные полосы играют важную роль в охране водной среды, защищая экосистему водоемов. Идеальный вариант прибрежно-защитой полосы – это берег, заросший деревьями и кустарником», – рассказывал гидрогеолог Анатолий Прицак.

По его словам, строительство особняков в защитной прибрежной полосе не только разрушает берег, но и загрязняет саму реку. В роскошных домах часто отсутствуют централизованная канализация, водонепроницаемые выгребные ямы, нет очистки сточных вод. Вся грязь из коттеджей попадает в Днепр. «Все это разрушает экосистему реки и может привести к экологической катастрофе», – подчеркнул гидрогеолог.
 
Ни закона, ни контроля…

С просьбой прокомментировать ситуацию «ForUm» обратился в Днепровскую экологическую прокуратуру, которая обязана защищать главную водную артерию страны.

В прокуратуре нам ответили, что успешно бороться с массовым незаконным строительством в прибрежно-защитной полосе мешают пробелы в законодательстве. «Так, на сегодняшний день 36 тыс. га (77%) прибрежно-защитных полос Днепра, его водохранилищ и Днепровско-Бугского лимана нормативно не закреплены (то есть по документам эта территория на берегах не является прибрежно-защитной полосой и не попадает под охрану государства. – Ред.)», – пояснил и.о. начальника отдела защиты интересов граждан и государства в сфере земельных отношений Михаил Подоляк.

Используют несовершенство в законодательстве и местные власти. Незаконно отдавая земельные участки в собственность, они, таким образом, поощряют застройку прибрежной полосы.

По словам сотрудника прокуратуры, люди редко строятся на месте «самозахватов», слишком сложно потом приобрести право собственности на готовый объект. Хотя с 2011 года и это сделать стало легче – внесены соответствующие изменения в закон «О регулировании градостроительной деятельности» (уменьшилось количество разрешительных процедур, время их прохождения, перечень необходимых документов. – Ред.).  Чаще желающие жить с видом на реку действуют через местные власти по схеме, описанной нами в начале статьи: приглянувшийся участок включается в генплан как часть поселка, а потом выделяется под строительство жилого дома.

Стимулирует рост незаконных застроек и позиция невмешательства органов контроля – Инспекции ГАСК и Государственной инспекции сельского хозяйства в г. Киеве, – призванных ей противодействовать. Отдельные предприятия этим пользуются.

По словам Подоляка, во время проверок в июне-июле текущего года Днепровская экологическая прокуратура обнаружила на территории Гидропарка 10 незаконно возведенных сооружений, четыре из которых на самовольно захваченных земельных участках. На хозяев трех коттеджей уже подали в суд, требуя снести постройки и освободить землю. Остальные на очереди. Интересно, что большинство проверенных Днепровской экологической прокуратурой построек в прошлом уже проверялись, однако нарушений зафиксировано почему-то не было.
 
Не предусмотрено в законодательстве и право органов госконтроля проверять данные о постройках. «Застройщик сам заполняет декларацию о праве начать стройку и о готовности к эксплуатации, – говорит Подоляк. – Инспекция ГАСК должна только зарегистрировать указанные документы. Она не обязана проверять правильность и достоверность данных, вносимых в декларацию. Эта норма закона приводит к многочисленным нарушениям».
 
В результате на заливных лугах вместо коров и сенокосилок снуют строители и гудят бульдозеры. «При этом отменить зарегистрированную декларацию в судебном порядке фактически невозможно. Такие нарушения выявлялись на территории Черкасской, Полтавской и Запорожской областей», – отмечает он.
 
В 2012 году в законодательство были внесены изменения, призванные исправить сложившуюся ситуацию.Согласно ст. 39-1 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» инспекция государственного архитектурно-строительного контроля обязана отменить регистрацию декларации в случае, если обнаружит недостоверные данные. Увы, порядок отмены декларации Кабмином до сих пор не прописан.
 
Тем временем тысячи гектаров земли на берегах Днепра уже застроены и продолжают застраиваться. Днепровская экологическая прокуратура в 2012-2013 годах обжаловала более 20 незаконных решений Киевского городского совета. За нарушения земельного законодательства возбуждено 25 уголовных дел, рассмотрено 153 представления и 115 протестов, отменено 112 актов местных органов по распоряжению земельными участками, привлечено к ответственности 95 должностных лиц. Межрайонные экологические прокуроры подали 201 иск в отношении земельных участков площадью 603 га. Суды уже удовлетворили 71 иск.
Осложняет работу прокуроров и то, что дела о незаконном строительстве вдоль береговой линии решаются довольно долго: хозяева построек любой ценой пытаются сохранить за собой незаконно полученные права на приречные земли.
 
 

Суммируя все вышеизложенное, вывод напрашивается один – главное зло таится в кабинетах властей городов и сел, расположенных на речных берегах. Местные чиновники зачастую ведут себя на подведомственных территориях как проигравшийся барин в усадьбе – там рощу под коммерческую вырубку пустят, тут часть речного берега продадут. Да и контролирующие органы не всегда оказываются на высоте.

Однако не стоит забывать, что все это происходит благодаря, а не вопреки нашему законодательству. Водный кодекс, написанный вскоре после развала СССР, учитывает скорее реалии того времени, чем проблемы сегодняшнего дня. «Дыр» и несостыковок в нем столько, что бороться с его помощью с незаконной застройкой прибрежной зоны – все равно что носить воду из реки решетом. Хотя теперь к этой самой реке и не подступишься.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2652