В каждую четвертую субботу ноября в Украине чтят память жертв Голодомора 1932-1933 годов. Нашу страну в скорби и памяти поддерживают австралийцы, американцы, армяне, греки, испанцы, итальянцы, канадцы, португальцы, сербы, хорваты, чехи, французы. В тридцати двух странах украинская диаспора вместе с представителями власти и гражданского общества этих наций зажжет свечи памяти жертв геноцида.
День памяти жертв Голодомора был установлен указом президента Леонида Кучмы в ноябре 1998 года. В 2006 году парламент Украины официально признал Голодомор геноцидом украинского народа, а в следующем году указом президента Виктора Ющенко закреплено нынешнее название — День памяти жертв голодоморов.
В 2010 году судебным разбирательством завершилось уголовное дело по факту совершения преступления геноцида. Суд признал виновными семь высших руководителей СССР и УССР и констатировал, что по данным научно-демографической экспертизы общее количество человеческих потерь непосредственно от Голодомора составляет 3 миллиона 941 тысяча человек. Также было определено, что из-за этого не родилось 6 миллионов 122 тысячи украинцев…
Казалось бы, почему до сих пор столь пристальное внимание уделяется событиям прошлых лет. Отвечу: чтобы помнили. А помнить действительно есть что: Голодомор 1932-1933 годов – это массовый искусственный голод, приведший к многомиллионным человеческим жертвам. В сельской местности на территории современной Украины погибли миллионы людей (за исключением семи западных областей, а также Крыма и Южной Бессарабии, не входивших в то время в УССР). Также пострадали и жители Кубани, подавляющее большинство населения которой составляли украинцы.
Существует мнение, что голод в Украине – это лишь часть общесоюзной проблемы. Действительно, голод был за пределами Украины. Но если сопоставить карты более всего пораженных голодом регионов и карты этнического расселения украинцев, они практически совпадут. Тогда больше всего пострадали не только области, которые по состоянию на 1932 год входили в УССР, но и Кубань и Поволжье, где жило немало украинцев. Это свидетельствует, что голод был направлен против нас.
Аргументы в пользу того, что голод был не только в Украине, свидетельствует лишь об одном – масштабы сталинского преступления колоссальны. В этом убеждены не только украинские историки, но и ведущие зарубежные исследователи. Например, американские ученые Норманн Наймарк и Тимоти Снайдер говорят о Голодоморе как о геноциде. Наймарк утверждает, что Голодомор был одним из нескольких геноцидов, проведенных Сталиным. (Принстонский университет в США издал книгу американского историка Нормана Наймарка «Сталинские геноциды», в которой исследуется Голодомор в СССР 1932-1933 годов, в том числе на территории Украины. – Авт.).
Исследование позволяет утверждать, что кремлевское руководство было уверено: украинское крестьянство является враждебной группой, которая должна быть уничтожена. Ученый приводит и другие примеры геноцидов, за которые должен был бы ответить Иосиф Сталин: раскулачивание, депортация и Великий террор.
Сознательно созданный голод был инструментом подавления украинского национально-освободительного движения, физического уничтожения украинских крестьян. Дело в том, что в первые двадцать лет своего существования советская власть постоянно сталкивалась с огромным сопротивлением украинского освободительного движения, восстания против советской власти охватили всю Украину. Наглядно это можно увидеть на карте экспозиции «Народная война 1918–32 годов», подготовленной киевским городским обществом «Мемориал им. В. Стуса».
Один из последних таких бунтов состоялся в 1930 году. Павлоградское вооруженное восстание на Днепропетровщине было одним из выступлений украинского крестьянства против коллективизации. Однако советская власть делала все, чтобы о нем никто не знал. Хотя Павлоградское восстание является одной из причин Голодомора 1932-1933 гг.
Иосиф Сталин в своих письмах, описывая ситуацию в Украине в начале 30-х годов, отмечал, что она здесь угрожающая и есть риск потерять Украину, поэтому нужно действовать. Очевидно, что этими «действиями», направленными на то, чтобы сломить украинский национальный дух и крестьянское сопротивление, стал Голодомор.
Диктатор ставил себе две цели. Первая – уничтожить крестьянство как класс, который препятствовал воплощению коммунистических идей и, по мнению коммунистов, был ретроградским, противился коллективизации, был слишком пропитан идеями о частной собственности. Вторая – ударить по национальному движению, которое было, возможно, самым мощным на территории СССР и без ликвидации которого тяжело было говорить о каком-то развитии СССР.
В Голодомор Украина потеряла миллионы: гибли лучшие люди, интеллектуальная элита, самая работоспособная и целеустремленная часть общества, практически был сломан хребет нации. На генетическом уровне отпечатался страх перед властью, ее всемогуществом. Тут даже наблюдается некий «стокгольмский синдром», когда жертва уж слишком сильно ассоциирует себя с палачом, поскольку до сих пор многие люди, живущие на территориях, больше всего пострадавших от Голодомора, сохраняют лояльность коммунистической идеологии. Это – страшные последствия геноцида.
Но может ли нация самоизлечиться? Да, хоть это и займет немало времени. Украинцы должны не просто ждать, когда постепенно отойдут в прошлое последствия тоталитаризма, а уже сейчас проводить эффективную политику по их искоренению. Есть очень хорошие примеры преодоления нацистского прошлого Германией, тяжелого коммунистического прошлого странами Восточной Европы и Прибалтики. Думаю, мы должны ориентироваться на них. А если просто ждать – все может возвратиться. Именно поэтому до сих пор новые демократические институты и традиции в государстве очень неустойчивы, часто выступают лишь как прикрытие для укоренившихся тоталитарных практик. Реабилитация советского прошлого все чаще становится платформой для возрождения его методов в настоящем. Поэтому имеем тесное переплетение проблем истории и современности, без решения которых нельзя говорить о серьезных перспективах на будущее.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом