Существует устоявшаяся мировая закономерность: когда у оппозиции нет сильных тем для критики власти, она обвиняет власть в «международном туризме». Пожалуй, нет ни одного политического лидера в мире, которого оппоненты не обвиняли бы в слишком частых зарубежных поездках, расходах бюджетных денег на дальние вояжи и путешествия.

Однако, дело в том, что любой политический лидер – это не только «физособа», перемещающаяся по миру бортом номер 1, но это также и символ своей страны, и ее концентрированные интересы, и ее роль в сложной международной «шахматной игре».

Оппоненты президента Януковича дружно утверждают, что визиты за год в столицы 25 других государств – это явный перебор, перерасход и государственное транжирство. Мол, президент за бюджетные деньги неплохо освоил самые крутые международные туристические маршруты. Но президент – это не только персона. Президентство – это громадный социальный политический институт, где пересекаются основные экономические, политические и геополитические интересы Украины. И вообще-то по миру в лице президента путешествуют как раз эти интересы.

Когда-то об Украине говорили: это страна, где любят инвестиции, но не любят инвесторов. Нашим чиновникам понадобились десятилетия, чтобы понять, что инвестиции сами по себе по миру не кочуют. Они возникают вместе с солидными джентльменами, в их головах, портфелях, кодированных счетах и бизнес-планах. Поэтому, хочешь инвестиции – обаяй, заинтересуй, уговори их носителя.

То же самое в геополитике и в геоэкономике. Нет ни одного крупного международного проекта, который бы состоялся без личных встреч глав государств. Там, где речь идет о стратегическом сотрудничестве, о дальнобойном партнерстве, о миллиардных вложениях – работает не столько электронная почта, факс или дипломатическая связь, сколько рукопожатие, доверительные беседы с глазу на глаз, многозначительные улыбки, а еще лучше – личная дружба лидеров.

Дико было читать в нашей прессе о том, что президент страны выбросил деньги на ветер, когда слетал, например, в Афон на молитвы и встречи с православными иерархами. Во-первых, когда президенты летают на молитву, это всегда лучше, чем когда они летают на фуршет. А, во-вторых, и это главное, «афонские святые старцы» - одни из тех, кто непосредственно влияет на ход духовной, нравственной, да и политической истории мира. В Афонское Братство, в частности в Германии, входят самые влиятельные эксперты, журналисты, священники, у которых визит нашего президента в Афон вызвал прилив симпатий – и не только к нему персонально, но и к нашей стране в целом. Это что, плохо? И какая, в конце концов, от этого экономия для страны, поскольку громадные средства можно сэкономить на зарубежном государственном пиаре.

Визит президента – это всегда некая индукция, «разогрев» отношений между странами, когда активизируются все виды возможных международных связей: экономических, культурных, политических.

До и после любого международного визита происходит информационный всплеск в обеих странах-участниках встречи. Это и встречи бизнесменов, которые хотят оседлать «волну визита». Это культурный обмен, спортивный. Это специальные телевизионные программы, публикации и аналитика в Интернете.

Поэтому, если бы у меня спросили – стоит ли на этом экономить? Я бы ответил: тот, кто экономит на личных контактах, на возможной дружбе, на партнерстве, тот, скорее всего, закончит нищим.

Дмитрий Выдрин

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4130