Сегодня, в отличие от предыдущего политического цикла, связанного с Ющенко, происходит сильное сужение площадок, на которых различные политические и экономические группы могли бы выразить свою точку зрения или вести диалог с властью.

Сейчас отношения между населением, властью и оппозицией и носят какой-то совершенно закрытый характер. С одной стороны, в социальном плане власть как бы достаточно много делает, но она – увы, не объясняет при этом своих поступков, а тем более, их последствий. И очень обижается, когда ей предлагают какое-то обсуждение. А когда речь заходит о критике, вообще приходит в ярость.

Хотя эта критика вовсе не означает выражение недовольства работой премьера Азарова или Президента Януковича. Это всего-навсего сложившаяся за двадцать лет украинская практика критиковать всех подряд, чтобы они ни делали. Новая власть очень сильно обижается на это и делает все, чтобы приглушить этот голос. Отсюда и жесткое давление на средства массовой информации, запугивание журналистов, общение с экономическими структурами, работавшими с оппозицией, и так далее, так далее. И понятно, что это стремление заставить всех замолчать «ради стабильности и счастливого будущего Украины».

Но все это мы уже проходили двадцать лет назад при КПСС. И именно поэтому на сегодняшний день парламент до сих пор остается единственной площадкой, где артикулируются, объясняются и прямо на наших глазах сталкиваются интересы власти, оппозиции и различных политических групп.

Я говорю «различных политических групп», имея в виду тот самый главный, очень болезненный процесс, который висит сейчас над украинской элитой - процесс конституционных изменений.

Да, с одной стороны, новая власть Президента Януковича предлагает нам стабильность, но с другой, настаивает на конституционных изменениях, а это, между прочим, противоположные политические стратегии. Тем не менее, будем надеяться, что «регионалам» удастся как-то совместить несовместимое, но так или иначе без парламента им не обойтись.

И вот тут как раз начинается самое интересное: оказывается, часть сторонников Партии регионов в лице некоторых депутатских групп, не желает конституционных изменений. Не желает потому, что понимает: в такой ситуации парламент потеряет свою влиятельную роль и превратится в театрализованное представление, при котором банальное издевательство – лучшая традиция.

При таком раскладе в случае конституционных изменений можно ни минуты не сомневаться в том, что те, кто будут принимать эти изменения, первыми лишатся своих депутатских мандатов, пулей вылетев из своих депутатских кресел. Иначе говоря, получив колоссальную власть, Янукович тут же найдет какой-нибудь «миловидный» повод для того, чтобы с треском разогнать нынешний парламент, а вместо него набрать людей, которые составят управляемый, понимающий и принимающий его с полуслова парламент.

И тут, как это ни пикантно, совпадают интересы части оппозиции в лице БЮТ, части коммунистов, которые прекрасно понимают, что никогда не повлияют на президентскую власть и части Партии регионов. Поэтому все знаменитые скандалы, которые мы сейчас видим – это в какой-то мере игра против Януковича.

Сегодня Партия регионов, приехав к нему в Межгорье, не станет просто жаловаться на наглость, хамство и неприличие БЮТ, а будет настаивать на том, что у них крайне плохие условия для проведения конституционной реформы, пытаясь, таким образом, ее затормозить.

Мне видится здесь некая двойная игра со стороны приблизительно 50% депутатов-«регионалов», которые очень не хотят, чтобы изменения в Конституцию давали власть Администрации Президента, формируя в Украине должность фаворита – вице-президента - в то время, как Янукович, подобно Ленину в Горках, осядет в Межгорье, а от его имени будут штамповаться указы и законы. (К слову, мы и это тоже уже проходили – на примере «позднего» Кучмы, который действительно своих советников слушал больше, чем себя. Кстати, такая позиция, как мы помним, закончилась его поражением).

Наиболее дальновидная группа Партии регионов, понимая это, конфликтует в парламенте, выбрасывает во время голосования злые террористические картинки, и таким образом, как бы подготавливает Януковича к тому, что вот именно в таком парламенте провести конституционную реформу будет ну очень трудно. Почти невозможно.

Виктор Небоженко

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4636