Министр здравоохранения Украины Зиновий Мытнык рискует уже в скором времени оказаться фигурантом весьма громкого уголовного разбирательства. Столь безрадостная перспектива замаячила перед лицом чиновника сразу же, как только премьер-министр Николай Азаров, открывая Центр ядерной медицины, заявил о личной ответственности руководства Минздрава за организацию “липовых” тендеров по покупке лекарств и оборудования. И хотя сам Мытнык демонстрирует «олимпийское» спокойствие, тихонечко «пробивая» себе должность ректора Ивано-Франковского медуниверситета (оставаться на посту руководителя Минздрава Зиновий Михайлович, как видно, не планирует), кресло под ним шатается с огромной амплитудой - того и гляди рухнет.

Поводов для волнения у действующего пока министра – в самом деле, хоть отбавляй. И ладно бы кто-то плел вокруг него хитроумные интриги и наговаривал гадости. Так нет: все ляпы – большие и маленькие – господин Мытнык допустил сам. Как говорится, на глазах у изумленной публики. И вот теперь пришло время дать компетентную оценку его поступкам, продиктованным, надо полагать, исключительно «благими» намерениями.

Торговых дел мастер

Понятно, что подтвердить все подозрения сможет только суд. Однако чем больше людей узнают подробности нашумевших дел, тем адекватнее будет их реакция на очередные душещипательные сказки о «коварной мести честному чиновнику». Как говорил незабвенный Глеб Жеглов, невиновных – не наказывают. И в отношении Зиновия Мытныка это формула работает на все 100 процентов.

За последние год-полтора возглавляемый Мытныком тендерный комитет Минздрава превратился в едва ли не секретный объект с предельно ограниченным доступом. Посмотреть, как этот комитет работает, как принимает решения и какой аргументацией руководствуется, не могли (и до сих пор не могут) даже народные депутаты Украины, которым, как бы там ни было, открываются абсолютно все, даже самые секретные двери.

Вывести на свет Божий кое-какие «тайны Мадридского двора» удалось лишь специалистам ГлавКРУ. Да и тем – только в мае нынешнего года. Впрочем, сейчас это уже не важно. Главное - масштабы минздравовских «торгов». Как оказалось, только 12% товаров и услуг покупались у отечественного товаропроизводителя. При этом две трети купленного «шло» через посредников.

Исключительно через посредников закупались импортные лекарства и оборудование. Прямые потери госбюджета составили 41,4 млн.грн. Фактически, эти деньги осели в коммерческих структурах, продававших Минздраву лекарства с накруткой от 200 до 400%. К примеру, фирма-поставщик лекарств из Дании и Бельгии всего за год обогатилась на 9,5 млн.грн. А продавцы продукции Борщаговского химфармзавода, зарегистрированные аж в Сумах (хотя от здания Минздрава до административного корпуса «Борщаговки» – 30 минут езды по Киеву), на ровном месте заработали более 700 тысяч гривен в период с 2008-го по 2009 год.

Известна и «теневая» схема организации торгов: победителя определяли заранее и спускали соответствующее «ЦУ» непосредственно от первых лиц – собственно Митника и его ближайшей помощницы Е.Ефименко. Последняя возглавляет Управление мониторинга и сопровождения государственных программ Минздрава и, по большому счету, сама определяет количество необходимых к закупке препаратов и оборудования. С ее же легкой руки оформляется и закупочная накрутка. О том, что «благодаря» Ефименко лекарства закупаются втридорога, не раз заявляли многие общественные организации, отстаивающие права людей, больных самыми тяжелыми заболеваниями – вплоть до СПИДа.

Сегодня материалы проведенной ГлавКРУ ревизии находятся в Генеральной прокуратуре. Там же собраны факты нарушений при поставке в Украину пресловутого «тамифлю» – лекарства, название которого надолго запомнится миллионам украинцев.

Под знаком «тамифлю»

Кто бы мог подумать, что растиражированные кадры с Юлией Тимошенко, держащей в руках упаковку противогриппозных таблеток, сыграют злую шутку и с самой Тимошенко, и со всеми ее «соратниками» от медицины, включая Мытныка. Само слово «тамифлю» превратилось в имя нарицательное с явно негативным подтекстом.

Закупка препарата осуществлялась по так называемой сокращенной процедуре. Никакого тендера не было. «Спасителем» нации объявили очередную фирму-посредника, а дабы никто не задавал лишних вопросов, страну погрузили в гриппозный шок и панику.

Градус напряжения, надо сказать, основательно подогрели и сами граждане, кинувшиеся из уст в уста передавать байки о легочной чуме и прочих опасностях, о которых «молчат власти». «Тамифлю» по цене от 400 до 700 гривен за упаковку готовы были есть вместо дежурного борща. А «властям» только это и требовалось: любое здравое мнение врача, призывающего к спокойствию и основательному подсчету необходимых для лечения гриппа объемов лекарств, никто не слышал, не верил и верить не хотел. Во главе угла был образ премьер-министра Юлии Тимошенко, со слезами на глазах встречающей самолет с «Тамифлю».

Это потом, когда ажиотаж спал, журналисты решили проверить “подвиг” Минздрава на подлинность: подсчитать, сколько денег потрачено на противогриппозное «спасение» и не пахнет ли дело банальным «отмыванием» бюджетных средств – совмещением, так сказать, приятного «пиара», придуманного, допустим, помощницей Тимошенко Ольгой Тригубовой, с полезной «бухгалтерией», обеспеченной Зиновием Мытныком.

Оказалось, еще как пахнет. Судите сами: до сих пор так и неизвестно, сколько же потратили на «тамифлю». По неофициальной информации - порядка 11 миллионов гривен. Причем средства выделялись в пожарном порядке из нескольких источников. Но ушли они прямиком в карман посредников, предоставивших Украине лекарство по цене 251 грн. за упаковку, хотя цена производителя не превышала 60 грн. за упаковку даже в «пиковый» период. Любопытно, что как только в прессе всплыла цифра в 251 грн., Ю.Тимошенко тут же попыталась ее опровергнуть, заявив будто закупочная цена лекарства составила не 251, а всего 67 гривен за упаковку. Правда, факт наличия посредника в поставках никто опровергать так и не стал, что само по себе заставило основательно усомниться в правдивости слов Тимошенко сотоварищи.

Теперь же выясняется, что сомневаться следовало не только в отношении «тамифлю». Вся работа тендерного комитета Минздрава последних лет была, выходит, направлена на обогащение вполне конкретных организаций, представляющих интересы вполне известных политических деятелей. И не стоит удивляться, если в ходе дальнейших разбирательств вдруг выяснится, что Минздрав – священная корова государственного бюджета – служил полноценным спонсором избирательной кампании бывшего премьера, наряду с «Нафтогазом Украины», Минтранссвязи и прочими государственными вотчинами.

А что? Кто сказал, что это невозможно? Бывшее руководство НАКа, в частности Игорь Диденко, как известно, уже “дает показания” – и о газовых сделках, и, как вариант, о предвыборных финансовых махинациях. Не секрет, что содержание Диденко под стражей во многом стало возможным благодаря твердой позиции премьера Азарова. Однажды заявив о необходимости разумных «кадровых чисток» и «наказания казнокрадов», глава правительства поступил вполне предсказуемо и последовательно.

В этом смысле история с Минздравом отличается лишь тем, что между Николаем Азаровым и Зиновием Мытныком сложились доверительные отношения. Однажды премьер уже защитил «друга» от нападок, обвинив СМИ в организации целенаправленной кампании против руководителя отрасли здравоохранения. Однако очень сомнительно, чтобы после всех проверок и ревизий медицинских тендеров, премьер и дальше придерживался «линии дружбы», закрывая глаза на то, какие безобразия творятся за его широкой спиной. Хочется думать, что истина окажется дороже дружбы. Тем более, что и визави – отнюдь не Платон, а наведение порядка в стране давно задекларировано премьером как дело чести.

Выходит, иного выбора, нежели указать зарвавшемуся чиновнику его место, у премьера просто нет. В противном случае, мы так и будем жаловаться на то, что зарабатывать на боли, спокойствии и здоровье сограждан у нас не считается в порядке вещей. На то, что в нашем эфире сплошь морализаторство и воззвания к духовности, а “под коврами” - грязный дерибан и попытка превратить госказну в объект деловых интересов. На то, что мы все время слушаем пространные речи о необходимости разорвать порочные круги и пересмотреть систему государственных ценностей в сторону «европейских стандартов», но где эти «стандарты»?

«Дело Диденко», – это прецедент, но не «единственный в своем роде». Продолжение должно последовать. В любом случае.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6050