В который раз убеждаешься, что, пожалуй, главные качества политика, в том числе и украинского, - быстрота реакции и игра на опережение. Неповоротливым умам на политической арене делать нечего: не успел просчитать ситуацию на шаг вперед, не повернул когда нужно нос по ветру – и ты в заклейменных позором аутсайдерах. Яркий пример: недавний ультиматум Юлии Тимошенко, выдвинутый в адрес Президента Виктора Ющенко о необходимости создания нового парламентского большинства в четырехдневный срок. Казалось бы, глава государства за неделю до этого талдычил: определяйтесь, дорогие парламентарии, поскорее с форматом коалиции. Но при этом никаких резких заявлений не делал, состав участников нового парламентского большинства не называл, в общем, предпочитал разыгрывать роль эдакого арбитра. И стоило гаранту на несколько дней переключиться на внешнеполитические проблемы и упустить из виду внутригосударственные дела, как раз - и из персоны, пребывающей над процессом, он, по сути, превратился в его участника. Причем, с пометкой: «вероятный козел отпущения».

Злую шутку с главой государства сыграла его пресловутая неповоротливость, неумение определить удобный момент для нанесения точного политического удара. Похоже, пребывание на самой верхушке властного Олимпа расхолаживает. Подрастерял Ющенко былую хватку, отдал на откуп ведение тактических и стратегических «боев» главе своего секретариата Виктору Балоге, а последний уже не так сообразителен и прыток, как в прокучмовские времена.

Ведь что такого важного сделала Тимошенко, что невозможно было бы предугадать? Премьер-министр всего лишь удачно подобрала слова, оформила их в соответствующие образы и - антипрезидентский шедевр готов. Глава правительства не мудрствуя лукаво спустила Виктора Ющенко с голодоморовских небес на грешную землю и сделала соучастником парламентского коллапса, нивелировав, тем самым, заявления гаранта, что он Верховной Раде «не нянька». Теперь разве что самый ленивый на вопрос, кто виноват в обострении политического и, в совокупности, финансово-экономического кризиса, ответит – президент. Именно на нем, по распространенной Тимошенко версии, лежит прямая ответственность за отсутствие согласованной работы Кабинета министров и Верховной Рады. Тут уж, как говорится, не отвертишься, какие бы опровержения не сочинял задним числом Виктор Балога.

Своим ультиматумом Тимошенко желала достигнуть двух целей: дискредитировать гаранта, навесив на него ярлык противника создания в парламенте действенного большинства, и прощупать варианты существования Рады в безкоалиционном формате, что, фактически, сохранит за нею кресло премьера. Ведь слова главы правительства о том, что в случае отказа «Нашей Украины – Народной самообороны» и Блока Литвина создать до 1 декабря новый парламентский союз БЮТ будет искать других союзников, лишены смысла. Уже сейчас понятно, что названного состава большинства не будет. Глава фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко довольно жестко заявил, что его политическая сила не заинтересована в таком формате коалиции. Не определена и позиция Блока Литвина: буквально за день до ультиматума Тимошенко Владимир Михайлович заявлял, что только коалиция в составе БЮТ и Партии регионов спасет страну от политического и экономического коллапса. А после заявления премьер-министра о создании в четырехдневный срок нового парламентского большинства он поспешил «поприветствовать» инициативу Тимошенко, отметив, что положительно воспринимает ее призывы, так как «они перекликаются с тем, о чем я говорил последние дни. Гнать страну на выборы - аморально. Нужно найти потенциал, возможности, для того, чтобы заставить друг друга сесть за стол переговоров». Вот вам яркий пример того, как нужно держать нос по ветру и успеть вовремя подстроиться под нужный политический маневр. Такой ли спикер нужен стране (напомним, что Литвин до сих пор рассматривается как самый вероятный кандидат на пост председателя Верховной Рады)? Позвольте усомниться.

Между тем, что бы ни говорила Тимошенко, она не заинтересована в создании коалиции БЮТ – НУ-НС – БЛ. Союз с ну-нсовцами уже показал свою бесплодность, а привлечение Блока Литвина особой роли не сыграет. По сути, премьеру грех жаловаться на сложившуюся ситуацию, которая для нее весьма благоприятна. Судите сами: неудобного спикера нет, демкоалиции, а вместе с ней и ответственности за ранее обещанное, но невыполненное, тоже нет, путь к ситуативным союзам без потери электоральных очков – открыт, и, в конце концов, сохранены высокая должность и сопутствующий ей властный и финансовый ресурс.

Впрочем, и парламентский союз с Партией регионов Юлии Тимошенко тоже неинтересен, так как подразумевает под собой передел с таким трудом доставшихся властных полномочий и постов.

В то же время и ПР не горит желанием входить в большинство с таким ненадежным партнером как БЮТ. Регионалам наверняка памятен тот день, когда фракция Тимошенко в ответ на угрозу со стороны Виктора Ющенко разогнать парламент переголосовала принятые совместно с ПР и КПУ в начале сентября законопроекты. Кроме того, вступить в союз с БЮТ сейчас, значит разделить с ним ответственность за крайне сложную экономическую ситуацию в стране. Конечно, регионалы могли бы на это пойти – в их рядах достаточно антикризисных менеджеров, которые бы могли занять ключевые правительственные должности и начать вытягивать страну из экономического коллапса. Но фактический союз с Тимошенко им ничего не даст: несколько довольно важных ресурсов, в том числе и Национальный банк Украины, находится под контролем Виктора Ющенко, а, значит, без вмешательства президента обойтись не удастся.

В свою очередь, Гарант мог бы подключиться к процессу оздоровления финансово-экономической ситуации в стране, но при одном условии – отставки нынешнего правительства, которое, в случае успешности операции по спасению государства, наверняка предпочтет снискать все лавры. Ющенко понимает, что Тимошенко вряд ли пойдет на добровольно-принудительную отставку сейчас, когда у правительства появились рычаги для урегулирования финансового кризиса. Имеются в виду многомиллиардные кредиты от Международного валютного фонда и Всемирного банка, который премьер может пустить на поддержание жизнеспособности крупнейших отечественных банков. На отказ от высокой должности Юлия Владимировна может пойти лишь тогда, когда в стране грянет экономический кризис – катастрофический упадок производства, замедление темпов роста благосостояния общества, массовая безработица. Произойти это может, согласно прогнозам аналитиков, в первой половине 2009 года – за шесть месяцев до президентских выборов. А до этого «черного» периода в жизни страны Тимошенко выгодно быть премьер-министром при безкоалиционном парламенте.

Стало быть, все призывы Юлии Владимировны возобновить большинство демократических сил в парламенте – не более чем попытка прикрыть свой непрофессионализм фиговым листком коалиции. И «привязать» к этому процессу Виктора Ющенко – эффектный, но крайне не эффективный ход. Он, по сути, мало что дает Тимошенко кроме морального удовлетворения от того, что удалось в очередной раз пнуть своего экс-соратника по «революционному» Майдану и одного из вероятных конкурентов в борьбе за пост президента. Продолжая заниматься междусобойчиками, власть имущие забывают о главном – страну надо спасать не на словах, и не при помощи фиктивных коалиций, а реальными и конструктивными экономическими методами. К сожалению, нынешний президент и правительство на такие шаги, как показала практика, неспособны. Очевидная беспомощность Виктора Ющенко в попытках регулирования монетарной политики НБУ и беззубость экономических шагов правительства Тимошенко – яркое тому доказательство. Поэтому и Президент и премьер-министр приложат максимум усилий для того, чтобы на следующей парламентской неделе вновь раскачать горнило политических баталий. Спикериады и коалициады – самое надежное на их взгляд прикрытие собственной некомпетентности в вопросах предотвращения последствий финансово-экономического кризиса в Украине.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4982