«Если все вокруг говорят о мире, значит нужно готовиться к войне» - поется в известной песне группы «Машина времени». Что-то похожее наблюдается сейчас и в украинском политикуме. Здесь под миром подразумевают невозможность проведения в ближайшем будущем досрочных выборов в парламент или главы государства – о чем, в основном, толкуют представители политических сил, находящихся сейчас у власти. Под войной – реальность внеочередного волеизъявления, обусловленную нынешним парламентским кризисом, на что, по сути, недвусмысленно намекают партии, отодвинутые от властного кормила. Повод для внеочередных перевыборов, пусть и гипотетический, уже «нарисовался» - если заблокированная Рада не заработает в течение двадцати с лишним дней, Президент, согласно Конституции, может ее распустить и назначить дату нового волеизъявления. С чем к ней подойдут основные политические партии?

БЮТ: «плюсы» весомее «минусов»

Во время прошлогодней избирательной кампании Юлию Тимошенко за глаза называли самой отъявленной популисткой. Вспомним: основными лозунгами предвыборной программы блока ее имени были обещания выплатить компенсации по сгоревшим в начале 1990-х годов вкладов Сбербанка СССР, разобраться с ценами на российский газ, принять закон об императивном мандате, перевести с 1 января 2008 года всю украинскую армию «на контракт». Наобещала лидер БЮТ действительно много, но оно того, как показало время, стоило – второй результат на парламентских выборах и вожделенный пост премьера Юлия Владимировна заполучила. И практически сразу же (благо, пост главы правительства позволяет) принялась исполнять обещанное. Правда, по ходу дела, план реализации предвыборных обещаний был скорректирован: о переходе на полностью контрактную армию пришлось «забыть» до как минимум 2010 года, императивный мандат застопорился вместе с другими 11 законодательными инициативами демократической коалиции. Тимошенко сосредоточилась на решении более резонансных задач: принялась выжигать каленым железом «газовых» посредников между Украиной и Россией, и организовала выплаты компенсаций прогоревшим вкладчикам Сбербанка. О решении других стратегических задач речи, по сути, идти не может, так как программа правительства «Украинский прорыв» Верховной Радой не утверждена и по сей день.

Естественно, выбор в пользу вкладов и газа наиболее оптимален. Ведь перейти на контрактную армию с января 2008 года было практически нереально, и Тимошенко это отчетливо понимала. Но не обещать не могла. А вот протолкнуть императивную норму не удалось «благодаря» активному противодействию депутатского корпуса, в том числе – и из-за нежелания партнеров по коалиции из НУ-НС. Но для премьера и ее политической силы невыполнение этих обещаний отнюдь не чревато серьезной потерей рейтинга. Ведь «газовый» и «компенсационный» пункты значительно перевешивают указанные выше. А то, что с их реализацией возникли объективные и субъективные сложности – так это БЮТ на руку, и может сыграть в их пользу, случись в ближайшее время очередное «внеочередное» волеизъявление.

Особенно годится для электорального разгона вопрос с ценой на газ. Сейчас в украинских и российских СМИ – настоящий переполох. На ряд заявлений Тимошенко о нецелесообразности использования посредника между НАК «Нефтегаз Украины» и ОАО «Газпром» весьма болезненно отреагировали как в Секретариате Президента Украины, так и в стане оппозиции. И те, и другие практически в унисон уверяют: отстранение «Роукрэнерго» негативно скажется на ценовой политике, что нанесет ущерб украинской экономике. Российская сторона, которая, по сути, не против (или нарочно демонстрирует, что не против) устранения посредника, выставляет встречные условия: Украина должна перейти на европейские цены на «голубое топливо». Получается, что Тимошенко оказалась среди двух огней. Однако и в этом есть свой плюс: премьер-министру удалось показать, что в прозрачных отношениях на газовом российско-украинском рынке не заинтересованы ни в Москве, ни в Киеве. Стало быть, уже на этом обстоятельстве можно строить свою предвыборную (парламентскую или президентскую – покажет время и обстоятельства) кампанию. Образ честного борца за чистоту газовых отношений из лидера БЮТ практически выкован: Тимошенко может апеллировать к тому, что прилагала все усилия для устранения теневых схем и снижения цены на «голубое топливо», но «враги» не дали свершить задуманное. Кто враги? Смотри выше.

То же – и с компенсацией по сгоревшим вкладам. Это – самый сильный пиар-ход Тимошенко, перед которым пасует даже та часть населения страны, которая до января 2008 года не ставила Юлию Владимировну ни в ломаный грош. О чем свидетельствуют и данные недавних соцопросов: уже почти 25% украинцев готовы проголосовать на президентских выборах за Тимошенко, в то время как Виктор Янукович и Виктор Ющенко удостоились 20% и 13% «народной любви» соответственно.

Пока выплаты идут полным ходом, но кто даст гарантию, что в ближайшее время бюджетная река, питающая компенсационные счета «Ощадбанка» не иссякнет? Посягательства уже есть: с одной стороны Президент, досадуя, что сам не предпринял данного хода, намеревается обрушиться на «Ощадбанк» с финансовой проверкой. С другой – оппозиция, которая заявляет об опасности разгула инфляции образца середины 1990-х годов. Если перевыборы таки будут, то ЮВТ безусловно будет использовать тему прекращения компенсационных выплат пусть даже по экономически обоснованным поводам в свою пользу. Что, гипотетически, может значительно улучшить результат БЮТ на внеочередных выборах в парламент.

Партия регионов: критика, и еще раз – критика

Основное оружие оказавшихся в оппозиции регионалов – ревизия всех инициатив парламентской коалиции и коалиционного правительства. Пребывая в таком статусе представителям Партии регионов перевыборы выгодны, как никакой другой силе. Прежде всего потому, что регионалы стремятся вернуться в исполнительную власть.

Что в «минусах» у Партии регионов? Минусов несколько: создав теневое правительство на словах, представители ПР не смогли заручиться поддержкой не определившихся с парламентским статусом фракций Блока Литвина и КПУ. Кроме того, пребывая во власти, регионалы не обеспечили законодательный статус оппозиции – и теперь вынуждены пожинать плоды собственной недальновидности. Ведь именно потому, что в Украине отсутствует закон «Об оппозиции», который антикризисники обещали БЮТ принять в обмен на поддержку преодоления президентского вето на закон «О Кабмине», не удается на полную мощность запустить маховик теневого правительства. К тому же, до недавнего времени политическая позиция регионалов была крайне аморфна. Возможно, именно по этому ПР стала терять электоральную привлекательность.

Трудно судить, что было бы дальше, и с какими плюсами могла бы подойти к возможным перевыборам главная оппозиционная сила, если бы политические оппоненты не «подарили» им прекрасный повод для поднятия рейтинга. Речь – о подписании Президентом, премьер-министром и спикером ВР письма к Генсеку НАТО Яапу де Хооп Схеферу. Несоблюдение Арсением Яценюком процедуры (спикер подписался под обращением без согласия парламента) спровоцировало блокирование регионалами трибуны Верховной Рады и работы законодательного органа. Представители ПР оседлали сильного «конька», потребовав от коалиции и Президента проведения всеукраинского референдума по вопросу о присоединении Украины к НАТО. Похоже, что на этом регионалы могут сделать себе солидный электоральный капитал, особенно на своей вотчине – Юго-востоке Украины, где антиНАТОвские позиции особенно сильны.

Нет сомнений, что на повышение рейтинга партии будет оказывать конструктивная ревизия экономических действий правительства Тимошенко, особенно – в газовой сфере. Достаточно провалиться «газовому блицкригу» Кабмина, и у ПР возникнет более чем благодатная почва для обоснованной критики. Что наверняка сдвинет чашу весов в пользу Партии регионов.

НУ-НС: работа вхолостую

Напомню: в этой статье мы оцениваем политический капитал основных игроков отечественного политикума, рассматриваем их электоральный потенциал в свете возможных внеочередных выборов в парламент.

Так вот, на фоне БЮТ и Партии регионов третья по политической мощи сила – мегаблок «Наша Украина – народная самооборона» оказывается наиболее слабо подготовленным игроком. Прежде всего потому, что ни одной из своих предвыборных инициатив НУ-НС в жизнь до сих пор не воплотил. Взять, к примеру, отмену депутатской неприкосновенности, о которой вещали в биг-бордов лидера мегаблока во главе с Виктором Ющенко. Вот уже полгода прошло с момента перевыборов, а этот «воз» и ныне там. Более того, в госбюджете-2008 коалиция, в которую входят и нунсовцы, не отменены расходы на обеспечение депутатских льгот и привилегий. Напротив – расходы на них, по сравнению с 2007 годом, оказались увеличенными чуть ли не в полтора раза! К тому же, ни один из нунсовцев добровольно не отказался от льгот, а спикер ВР Арсений Яценюк заявил даже, что отмена депутатской неприкосновенности и все, что за этим следует – сейчас нецелесообразна.

Еще одна тема – перевыборы Киевского городского головы, о которых во время предвыборных туров пеклась «самооборонная» часть мегаблока во главе с Юрием Луценко, фактически заблокирована. И хотя в парламенте уже созданы несколько рабочих групп, которые озабочены поиском легитимных причин для отставки нынешнего киевского мэра, толку от них – никакого. Неоднозначно повел себя и сам Луценко, который, применив к столичному градоначальнику силу, перевел конфликт из сугубо политической в скандально-уголовную плоскость с неприглядным для всего блока оттенком.

И, наконец, еще одно нереализованное пока НУ-НС обещание: реформирование Конституции. Создав Национальный конституционный совет, согнав туда представителей общественности и политических сил, Виктор Ющенко так и не объяснил доходчиво народу, в чем, собственно, смысл очередной попытки редактирования Основного Закона. Ведь Конституция несовершенна для тех, кто, вместо того, чтобы выполнять ее, желает подстроить ее под себя. Потому Президент и лелеял надежду, что, завуалировав повод для реформирования Основного Закона (сохранение и расширение президентских полномочий) под привлекательные политические лозунги, он сможет получить народное одобрение на референдуме. А затем заставит Верховную Раду ратифицировать результаты плебисцита. Но фокус не прошел: уже сейчас глава государства вынужден будет вначале утвердить разработанный НКС проект в парламенте, а уже после выносить его на референдум. Стало быть, конституционная тема теряет свою «козырность» для оранжевых.

Что же остается в плюсах у НУ-НС, с которыми можно надеяться на положительный результат на внеочередных выборах? Административный ресурс. Но применение его в широких масштабах, чревато для мегаблока – предательство демократических принципов НУ-НСу не простят ни в Украине, ни на Западе.

И, наконец, еще один интересный аспект: в досрочных парламентских выборах могут быть заинтересованы две силы – БЮТ и Партия регионов. Помимо прочего, они смогут использовать шанс если не вытеснить вообще НУ-НС из Рады, то отвести им роль маргинальной парламентской силы.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2954