«Кадры решают все». Известный афоризм как нельзя более кстати подходит к развернувшимся после назначения премьер-министра и окончательного определения персонального состава украинского правительства событиям. Пережив коалициаду, спикериаду и премьериаду украинский политикум перешел к новому, не менее интригующему этапу – переформатированию исполнительной вертикали власти. Так как такое понятие как преемственность власти в Украине отсутствует, то процесс этот можно было бы назвать обыденным – новые политические метлы просто обязаны мести по-новому. Однако, в этот раз перетасовка кадров имеет несколько отличный от прежних акцент.

Залог успеха - дружба против всех?

Тенденция последних дней: Президент, премьер и оппозиция занялись сооружением систем сдержек и противовесов, которые, с одной стороны, помогут им, а с другой – помешают конкурентам усилить свои позиции накануне ответственного старта.

Мы не зря в самом начале статьи упомянули о кадрах, решающих все. Естественно, в реалиях украинской политики нельзя говорить о преимуществах, которые дают тому или иному институту власти определенные кадровые назначения. Скоротечность политических процессов в Украине нивелирует важность ставки на одну персону – ведь всегда есть риск, что при определенном раскладе она может очутиться в лагере конкурентов. А потому выстраивать систему сдержек и противовесов, рассчитанную на длительный (1-2 года и более) срок, в нынешних условиях бессмысленно.

Что касается Виктора Януковича и его Партии регионов, то его противовес действующей власти – это теневой Кабмин. Конечно, регионалы не ожидали, что создание альтернативного правительства не найдет поддержки у КПУ и Блока Литвина. И если позиция последних во многом понятна (Владимир Литвин неоднократно подчеркивал, что намерен балансировать между большинство и меньшинством), то демаршу коммунистов есть только одно объяснение – играться во власть, реальной власти не имея, «красные» не хотят. Кроме того, остается вероятность, что один значимый пост КПУ получит, если НУ-НС и БЮТ, несмотря на протестную риторику, все же утвердят первым вице-спикером Адама Мартынюка. Способно ли теневое правительство реально влиять на ситуацию в стране? Вряд ли. Предыдущий опыт показывает, что такое образование, представители которого не имеют реальных полномочий, обречено на провал. Единственная польза в Кабмине-антагонисте – «теневики» должны корректно и обосновано критиковать власть, не забывая подавать альтернативные и практичные законопроекты и постановления. Иначе такая задумка не годится даже для популяризации партии в глазах электората.

Несомненно, наиболее резонансным кадровым ходом отметился Виктор Ющенко, своими указами назначивший на пост секретаря СНБО регионалку Раису Богатыреву, а на должность заместителя главы Секретариата Президента – министра в правительстве Януковича Юрия Богуцкого. Этими назначениями Гарант затмил даже кадровые рокировки Кабмина Тимошенко, который в тот же день отдал посты в ГНАУ – Сергею Буряку, Гостаможслужбе - Валерию Хорошковскому, и в НАК «Нефтегаз Украины» Олегу Дубине.

Версий о том, по какому принципу Ющенко ввел в руководство СНБО и СП представителей оппозиции, множество. На наш взгляд, глава государства этими кадровыми назначениями преследовал три цели. Первая: гарант дал понять, что не отказался от создания в парламенте широкой коалиции с участием Партии регионов. Учитывая, что его полномочия в сфере формирования большинства на Верховную Раду не распространяются, Виктор Андреевич решил предоставить представителям оппозиции посты в исполнительной власти – то, что обещала, но так и не сделала Юлия Тимошенко. Назначая на посты в подконтрольных ему структурах оппозиционеров, Президент, по сути, создал прецедент, который в будущем сможет сослужить ему хорошую службу – на этом основании Ющенко может заявить, что предпринимал реальные шаги в деле объединения политических элит страны. Вторая: как известно, в 2005 году гарант уже пытался наделить СНБО функциями, дублирующими правительственные. Тогда Виктор Андреевич стремился создать противовес набирающему популярность Кабмину Тимошенко. Однако, та попытка потерпела неудачу, и не в последнюю очередь потому, что во главе Совбеза стоял близкий Ющенко человек – Петр Порошенко. Похоже, что Президент решил повторить трюк двухгодичной давности, правда на этот раз он предпочел загрести жар чужими руками. Ход с назначением Богатыревой наверняка был тонко и заблаговременно рассчитан с таким условием, что представительница оппозиционной Партии регионов с радостью ухватится за возможность контролировать деятельность не только всего Кабмина, но и лично Юлии Тимошенко. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов личную конкуренцию двух, безусловно, харизматичных дам отечественного политикума. В общем, можно сказать, что Ющенко нашел оптимальную кандидатуру, способную уравновесить Тимошенко-премьера. Но вот даст ли он Богатыревой такие же полномочия какие в свое время имел Порошенко – вопрос не из легких. Ответ на который мы, вероятно, получим уже скоро, но в том случае, если Богатырева не возьмет самоотвод.

И, наконец, третья цель: назначением Богатыревой на пост Секретаря СНБО глава государства спровоцировал смятение в рядах Партии регионов, который вполне может вылиться в довольно неблагоприятные для этой политсилы последствия, вплоть до раскола. О том, что указ Президента о трудоустройстве Богатыревой расстроил боевые порядки оппозиции, свидетельствуют противоречивые комментарии представителей ПР. Так, если регионалка Анна Герман-Стецькив приветствовала назначение своей коллеги по фракции, то у нардепа от ПР Юрия Мирошниченко оно вызвало недоумение. Виктор Янукович был более конкретен в оценках, заявив, что Партия регионов объявила о переходе в оппозицию, поэтому не может принимать никакого участия в руководстве государством. Помимо этого, он сообщил, что своего согласия на занятие поста в СНБО Богатырева еще не давала, и что решение об этом будет принято уже сегодня, на заседании фракции.

Если назначение Богатыревой состоится де-факто, то Тимошенко не останется ничего другого как сосредоточиться не на конструктивной работе правительства, а на удержании властных полномочий. Ей придется «дружить» против ПР и Президента одновременно. Здесь на ее стороне – закон о Кабмине и значительная часть коалиции, которая, если Ющенко попытается воздействовать на ЮВТ через Богатыреву, застопорит принятие президентских поправок к упомянутому закону на неопределенное время.

Всплеск президентских амбиций

И все же главная тенденция последних дней – основные игроки украинской политики – Виктор Ющенко, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, предприняли ряд поступков и сделали несколько заявлений, обрисовавших их будущие планы как вероятных кандидатов (нынешний гарант тоже подпадает под это определение) в Президенты Украины на очередных или внеочередных выборах главы государства.

Даже беглого взгляда на события последних дней хватит, чтобы сделать определенный вывод – все три упомянутые выше политические персоны вступили в президентскую гонку. Хотя де-юре у Виктора Ющенко на президентском счету еще два с небольшим года, но он, тем не менее, уже полтора года находится в состоянии, которое условно можно назвать «сделаю все, чтобы остаться на посту». Вспомнить хотя бы два факта – разгон Верховной Рады и досрочную парламентскую кампанию. В течение полугода с момента обнародования указа о роспуске законодательного органа страны и практически до последнего дня предвыборной гонки, Президент стал чуть ли не главным ньюсмейкером. И если в первом случае он был таковым априори, то стать главным лицом избирательной кампании блока «Наша Украина – Народная самооборона» Виктора Андреевича вынудила необходимость запомниться избирателям именно таким – решительным (роспуск Рады), готовым на немедленные реформы «ради блага Украины и демократии» (отмена депутатской неприкосновенности, изменение Конституции). Можно было бы говорить и об еще одном, привлекательном для электората качестве, - стать главным примирителем политических оппонентов, олицетворяющих Запад и Восток страны, если бы гарант четко артикулировал свое желание видеть в парламенте широкую коалицию. Однако, последнего месседжа от Ющенко не дождались. В то же время недавние поступки гаранта, о которых речь пойдет ниже, дают основания утверждать, что сейчас Виктор Андреевич всерьез настроен на то, чтобы удержать президентскую булаву в своих руках и по окончании первого срока.

Президентские амбиции Юлии Тимошенко особенно ярко проявились уже в новоизбранном парламенте. Лидер БЮТ заведомо не стала подгонять события и превращать предвыборную кампанию своего блока в испытательный полигон для апробирования возможностей посягнуть на высший пост в стране. Хотя результат, показанный ее блоком на досрочных выборах, уже может служить для оценки потенциала ЮВТ как кандидата на должность главы государства. Ведь известно, что избиратели осенью 2007 года голосовали не так за блок, как за его лидера, которая, как известно, уже выполнила программу-минимум на данный отрезок политического бытия, став, пусть и не с первой попытки, премьер-министром страны. Уже пребывая в должности Юлия Тимошенко во-первых, отметилась довольно-таки популистским по содержанию телеобращением к народу Украины, которое, кстати, многие политические эксперты расценили как предвыборную агитацию кандидата в президенты, а не действующего главы Кабмина. И, во-вторых, предприняла поездку в Донецк – один из проблемных для БЮТ регионов, с целью завоевать симпатии тамошнего населения. Конечно, одним таким визитом уважения не заслужишь, но Тимошенко, как и полтора года назад, продемонстрировала, что ради укрепления своих позиций готова лично убеждать электорат в своей адекватности – сначала как председатель правительства, а затем, возможно, как один из потенциальных победителей президентской гонки 2010 года.

Виктору Януковичу, который пока не смог сплотить вокруг себя парламентские партии, оказавшиеся вне коалиции, похоже, не оставалось ничего другого, как предпринять ряд поступков, демонстрирующих его готовность уже сейчас вклиниться в борьбу за президентский пост. Сначала глава Партии регионов заявил об уходе в конструктивную оппозицию. Затем прозвучал его месседж о создании так называемого теневого правительства, главной целью которого станет тотальный контроль деятельности Кабмина Тимошенко и разработка собственных правительственных инициатив, как, например, работа над проектом бюджета-2008. Совсем уж обозначил свои президентские амбиции Виктор Янукович тогда, когда заявил, что «не хочет» вступать в начавшуюся по сути борьбу между Ющенко и Тимошенко за пост Президента. В то же время Виктор Федорович не сказал, что он не будет бороться за эту должность. Уверенность в том, что Януковичу как кандидату на президентство есть что сказать основывается на его заявлении о том, что его партия готова внести в парламент уже подготовленный проект изменений в Конституции, предполагающий децентрализацию власти. «Мы будем настаивать на выборах во все органы власти, в том числе глав облгосадминистраций, передаче прав регионам, создании верхней палаты парламента, где были бы представители регионов. Не чиновники из Киева должны управлять регионами, а регионы -сами управлять и строить свою жизнь», - подчеркнул Янукович. Согласитесь, оппозиционной силе, насчитывающей 181 штык, вносить в парламент свой проект изменений в Основной Закон, и ждать, что его примут к рассмотрению и проголосуют – негоже. Прежде всего потому, что и у НУ-НС, и у БЮТ, и у КПУ с Блоком Литвина наверняка в загашнике есть свои пропозиции по данному вопросу. Другое дело, если об изменениях в Конституцию говорит не лидер оппозиционной фракции, а кандидат в президенты. Тогда это заявление можно рассматривать под совершенно другим углом.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3260