В Украине главным политическим событием предыдущей недели стало не столько формальное начало работы Верховной Рады нового созыва, сколько сложение полномочий Кабинета министров под руководством Виктора Януковича. Приходится констатировать, но правительство Виктора Федоровича перешло в статус и.о. на фоне не самых позитивных событий. Техногенные катастрофы в Днепропетровске, морских акваториях, стихии и прочие «негаразды» этой осени сложили не самый приглядный фон масштабным политическим сдвигам. Пиковой же по вниманию и трагичности, беспрецедентно масштабной стала авария на арендном предприятии «Шахта им. А.Ф. Засядько». Как бы там ни было, но трагедия заставила более пристально посмотреть на состояние угольной промышленности в целом и эффективность управления ею государством, действующей министерской командой.

В одну реку и трижды, и четырежды

Начнем с главы ведомства по добыче «золотого хлеба для промышленности», с Министра. Карьерная биография нынешнего, уже в который раз ввиду политических ветров, и.о. министра угольной промышленности Сергея Тулуба говорит о том, что неоднократно можно не только в одну реку войти, но и выйти из неё чистым. Именно последнее является залогом, что пригласят снова.

Исконно «донецкий» по месту рождения и «возмужания» Сергей Тулуб сумел в разное время прийтись «по душе» и ко двору абсолютно разновекторным премьерам. Как не подходи к этому щекотливому вопросу, но на сегодня по продолжительности пребывания на угольном олимпе и предпринятым реформам он и сформированная им команда в условиях независимой Украины наиболее опытные, «тертые» менеджеры. Что для нашего специфичного углепрома очень и очень немаловажно. В первый раз он заведовал угольным министерством в период 1998-1999 гг. в правительствах сначала Валерия Пустовойтенко, а в декабре 1999 г. - премьера Виктора Ющенко. Затем после реорганизации Минуглепрома Тулуб с 30 декабря 1999-го по июнь 2000 года в Кабмине Виктора Андреевича возглавляет новообразованное Министерство топлива и энергетики, продолжая таким образом курировать входящую в его состав отрасль по добыче «черного золота».

Поработав в Совете национальной безопасности и обороны Украины и ГП «НАЭК «Энергоатом», весной 2004-го Сергей Борисович снова возвращается в кресло министра топлива и энергетики уже при премьерстве Януковича, параллельно продолжая возглавлять и «Энергоатом». Длится «третье пришествие» до 3 февраля 2005 года, так как на следующий день на премьер-престол официально взошла Юлия Тимошенко.

Летом 2005 года Президент Виктор Ющенко подписывает указ, согласно которому Минтопэнерго реорганизовано путем выделения из его состава Министерства угольной промышленности. И уже через год, в августе 2006-го, после «реабилитации» премьера Виктора Януковича, старое-новое министерство опять возглавил Тулуб.

Сквозной нитью правительственной деятельности министра являются такие его концептуальные проекты как форсирование перевооружения шахтного фонда страны, существенное расширение фронта проходческих работ, ротация засидевшихся наместников-генералов, реформирование рынка сбыта угольной продукции, приватизационные процессы и тому подобные начинания, которые ранее по разным причинам не находили поддержки.

Тулубовский «айвиллбибек-2006» ознаменовался очередной попыткой реализовать свои планы. Приоритеты развития были выписаны в Концепции развития угольной промышленности 2007-2011гг. Несмотря на то, что триумфальное шествие было рассчитано на 4 года, посмотрим, что же удалось новой команде за первый период пути. Тем более, сегодня политическая погода в стране, так или иначе, актуализирует данный анализ.

Отдать в хорошие руки. Было бы что

Нынешняя попытка Тулуба сдвинуть с места приватизацию шахт отличается от предыдущих тем, что выбран конкретный подход к приватизации в отрасли, и его предлагается закрепить законодательно.

Как известно, Закон Украины «О приватизации государственного имущества» не учитывает отраслевую специфику углепрома, а предусматривает, что объекты топливно-энергетического комплекса приватизируются в порядке, предусмотренном отдельным законом. Именно с этой целью Минуглепром разработал и уже передал на рассмотрение в министерства и ведомства проект закона «О развитии и особенностях приватизации, разгосударствления угледобывающих предприятий». Обсуждая основные его положения, эксперты отмечают, что впервые в Украине вместо многолетней практики списочной приватизации предприятий была предложена сама идеология приватизации отрасли.

Вкратце суть законопроекта заключается в следующем. Все шахты государственной формы собственности распределены на три группы: инвестиционно привлекательные предприятия, потенциально привлекательные и непривлекательные. Сегодня на балансе Министерства находятся 138 шахт. При этом к «непривлекательной» группе отнесено всего 21 предприятие, из которых примерно треть будет закрыта, а две трети – возвращены к рабочему состоянию и затем приватизированы.

Также законопроект предусматривает усовершенствование механизма привлечения дополнительных средств в угольную отрасль, систему льгот в управлении предприятием для стимулирования потенциального инвестора, особый порядок приватизации угольных шахт и т.д.

То есть, приходится констатировать, что к программе приватизации Минуглепром подошел основательно. А пока идет официальная «волокита» с утверждением предложенного законопроекта ни одно угольное предприятие приватизировано не будет.

Оценивая состояние отрасли, доставшееся в «наследство» от предыдущих правительств, становилось очевидным: приватизация – вопрос второстепенный. В стране полным ходом шла программа по ликвидации угольных предприятий – свыше ста шахт находились в стадии закрытия. Если эту «машину смерти» не остановить, то в скором будущем просто разгосударствлять было бы нечего.

В связи с этим в начале года министерство объявляет мораторий на закрытие предприятий, на которых не полностью исчерпаны запасы угля. «Сегодня надо забыть о закрытии шахт и начинать реабилитацию тех, которые готовились к этой процедуре, - так охарактеризовал приоритеты сам Тулуб. - Мы закрываем шахты с 1997 года. За это время уже было потрачено более 7 миллиардов гривен. При этом лишь восемь предприятий снято с реестра, а 136 до сих пор находятся в стадии закрытия. Так лучше мы сегодня вложим в них деньги и сделаем инвестиционно привлекательными...».

Вот на это «делание» инвестиционно привлекательными и была направлена вся основная работа Минуглепрома на протяжении последнего года. А это повышение угледобычи, техническое перевооружение и масса иных неподъемных ранее для страны мегапроцессов, ответственность за которые и взяла действующая команда Тулуба. Ведь практически полный переход в частные руки предприятий единой производственной цепочки «уголь-кокс-металл» широкого поля для выбора государственным мужам не оставляет. Да и уже приблежающаяся перспектива членства в ВТО снижает шансы «на шаг вправо, шаг влево». В этой связи у страны к Тулубу только один стратегический наказ – успеть поднять углепром до выхода на просторы мирового рынка угля.

Кадры решают все. Банально, но факт

На одной из первых коллегий министерства «нового созыва» прозвучала основополагающая фраза: от реорганизаций отрасль потеряла больше, чем от недофинансирования. Поэтому еще одной из задач министерства «нового созыва» стала государственная поддержка угольной сферы. Но не старая – на проедание и латание, а на целевые и перспективные программы. В бюджете на 2007 год на отрасль запланирована рекордно высокая сумма 5794,8 млн. грн., что на 1528,5 млн. грн больше, чем в 2006 году.

Но, как отметил Тулуб, «денег всегда мало, и сколько бы ни заложили, их всегда будет недостаточно. Но их всегда хватит, если распорядится ими грамотно».

Поэтому одним из первых шагов новой команды углепрома была тщательная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в результате которой было выявлена масса нарушений, примеров неэффективного использования имущества, человеческих ресурсов, бюджетных средств и так далее. Такой мониторинг стал «приговором» для некоторых «угольных генералов».

Сегодня кадровые «зачистки» конца 2006- года оппоненты Тулуба называют чуть ли не наиболее масштабными за годы развития углепрома. При этом, согласно официальной статистике, за период с августа 2006 года по ноябрь 2007 года из 435 руководителей предприятий по различным причинам было заменено 30 руководителей, то есть всего 6,9%. Из них: по собственному желанию – 9; в связи с выходом на пенсию – 6; по решению Коллегии Минуглепрома (за нарушение условий контракта) – 4; в связи с окончанием срока действия контракта – 4; по переводу на другую работу – 7.

Но, по словам Тулуба, и эти ротации были просто необходимы. Ведь согласно результатам проверки министерства, почти треть убытков государственных шахт - результат неэффективного управления. А новые задачи, поставленные перед отраслью, требуют более качественного и профессионального подхода к работе предприятий.

Многие тогда говорили о политической подоплеке происходящего. «Это глупость, - отвечал оппонентам в декабре прошлого года министр. - Достаточно просто посмотреть на тех людей, которые ушли с руководящих должностей. Только на последней нашей коллегии по результатам проверки Генпрокуратурой и ГлавКРУ было принято решение освободить нескольких руководителей шахт за серьезные нарушения. По фактам нарушений на них заведены уголовные дела. И дело тут совсем не в политическом окрасе. К примеру, был освобожден от своих обязанностей директор шахты «Трудовская» Виктор Шевцов. Он – активный член Партии регионов. Скажите теперь, причем здесь политические убеждения, если шахта практически не работает, если упущено развитие, если директор не управляет процессом! Для нас главный принцип – это результаты работы. Основная цель – создание конкурентоспособной угольной продукции».

Угольный прорыв

Насколько прав или не прав был Тулуб в выбранной стратегии можно дискутировать долго. Но то, что угольная промышленность за последний год постепенно начала наращивать свою былую мощь – это факт.

Концепция развития угольной отрасли на 2007-2011 гг. ставит перед горняками амбициозные задачи, в том числе, и по увеличению добычи угля: к концу 2011 года на-гора отечественные шахты должны поднять 100 млн. тонн. Учитывая, что в 2006 году было добыто 80,3 млн. тонн,20%-ный рост объемов производства за 4 года – серьезная заявка на угольный прорыв. И сегодняшние показатели отрасли свидетельствуют о том, что если не будет «палок в колесах», то угольщики не подведут.

Так, по данным Минуглепрома, угледобывающими предприятиями госзвена за 10 месяцев текущего года добыто уже 34,9 млн. тонн угля (при 48 млн. тонн годового плана). В целом по отрасли прогнозируется добыча на уровне 82 млн. тонн.

Благодаря стабильному финансированию угольной сферы, разработке и реализации антикризисных мер «ожили» даже предприятия, на которые уже давно «рукой махнули». Так, на протяжении года стабильно работают около 60 % госпредприятий, увеличив объемы добычи угля почти на 30%. Сравните: год назад суточная добыча угля предприятий угольного объединения ГП «Макеевуголь» составляла всего 2800 тонн, сегодня – 10000 тонн/сут. На ГП «Первомайскуголь» в 2006 году среднесуточная добыча - 750 тонн, сегодня – 1300 тонн/сут.

«Мы ведем постоянный диалог с руководством нашего объединения и Министерства. Мы входим в положение угольных администраторов и совместно с ними ищем пути по преодолению кризиса. Практика показала, что это эффективнее противостояния и забастовок. Такого количества посещений руководителями Министерства нашего предприятия, оперативности в реагировании на наши потребности и предложения за годы независимости Украины не было. Это факт. И есть результат, сегодня мы на значительном подъеме, есть положительная динамика и перспективы. Главное, чтоб нас не подкосили и угольный курс державы снова не начало штормить…», - уверен председатель ассоциации НПГД г. Макеевки Игорь Дятлов. С ним согласны лидеры остальных работающих тут профсоюзов. Подобная позиция разделяется и большинством в шахтерских коллективах семнадцатитысячного «Макеевугля».

Добиться значительного увеличения объемов производства было бы не возможно без ввода новых лав и улучшения материально-технического состояния предприятий. На это и был сделан основной акцент. Активизация этих работ и улучшение финансирования обеспечили введение в работу за январь-октябрь 112 новых лав. Это на 23 очистных забоя больше, чем в 2006 году. С 14-ти до 6-х сократились количество шахт, которые не имели ни одной лавы. При этом до конца года предусматривается введение еще 32 новых лав.

Впервые за последние пятнадцать лет (!) на шахтах Минуглепрома своевременно введены новые тарифные ставки в соответствии с законодательно установленным уровнем минимальной заработной платы. Для этого угледобывающие предприятия дополнительно изыскали средства в сумме 156 млн. грн. ежемесячно. Это позволило в октябре 2007 года повысить заработную плату работников шахт, в сравнении с периодом прошлого года, с 1527 до 2280 грн., то есть на 753 грн.(49,3%). В том числе ГРОЗ - с 2467 до 3505 грн. (42,1%), проходчиков - с 2263 до 3331 грн.(47,2%). Причем очередное повышение оплаты труда шахтеров уже не за горами – с 1 января 2008 года.

Кроме того, министерством разработан и передан на рассмотрение в Верховную Раду проект Закона Украины «О повышениях престижности шахтерского труда». Законопроект предусматривает увеличение для работников шахт тарифных ставок на 25% сравнительно с законодательно установленной минимальной заработной платой. Также делается акцент на увеличение шахтерам пенсии по возрасту при наличии стажа на подземных работах свыше 20 лет и на другие социальные гарантии. Если бы не наш отечественный политический коллапс, то законопроект был бы уже проголосован и с 1 января нового года вступил бы в действие. Но, увы…

По мнению министерства, наращивание объемов производства, реализация программ по вводу новых лав, техническому перевооружению и капитальному строительству, а также активизация кадровой и социальной политики позволили по ряду направлений заложить обстоятельную базу для стабильной работы государственных угледобывающих предприятий не только до конца этого года и на 2008 год, но и на последующую перспективу.

Но только в связи с «и.о.» Кабмина пока не ясно, кто же воспользуется этими перспективами, и сможет ли ранее «непотопляемый» Тулуб довести свою концепцию до конца, в очередной раз войдя в ту же реку.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2317