Ну что же, дорогие сограждане, можно считать, что демократическая коалиция у нас формально состоялась. БЮТ и НУ-НС, так и не дождавшись решения Блока Литвина о том, входить или нет в парламентское большинство с «партиями Майдана», обнародовали на днях соглашение, в котором распределили посты в правительстве и важнейших ведомствах. Дело, по сути, осталось за малым: войти в стены Верховной Рады, принять присягу на верность Украине, и де-юре сформировать новое руководство парламента, а затем – и Кабинета Министров. Оставим до поры до времени триумфаторов дня сегодняшнего, и обратим свои взоры на тех, кто добровольно решил отойти в оппозицию или еще не определился со своей ролью – Партии регионов, КПУ и Блок Литвина.

«Региональная» надежда на провал демкоалиции

Первым делом нужно принять как факт – вероятность создания в Верховной Раде шестого созыва широкой коалиции с участием НУ-НС и Партии регионов обнулилась. Хотя некоторые шансы на то, что часть депутатов «Нашей Украины – Народной самообороны» во главе с Юрием Ехануровым, которому пресса прочила роль главного помаранчевого раскольника, не приняв Юлию Тимошенко в качестве единоличного кандидата на премьерский пост от демкоалиции, сохранялись вплоть до 15.00 17 октября. Однако, раскол в мегаблоке, по крайней мере, пока, не состоялся. Да и сложно было ожидать от Еханурова такого, без преувеличения, ответственного и определяющего шага. Даже основываясь на неофициальной информации о том, что затеять скандал в блоке Юрия Ивановича подначивали те, кто втайне вынашивали, и продолжают делать это и поныне, планы объединиться в стенах парламента с «региональной» группой Рината Ахметова. Честно говоря, Ехануров вряд ли бы решился на разрыв с политической силой, которая еще может помочь ему устроиться во власти. Да и рисковать доверием Президента Юрий Иванович тоже не стал бы. Стало быть, вопрос о «ширке» для регионалов, которые де-факто теряют завоеванные год назад позиции в исполнительной и законодательной власти, закрыт. Что же ждет ПР в оппозиции?

Позитив: его, откровенно говоря, мало. Все же Партия регионов – политическое образование, основной целью которого является пребывание во власти. Только в этом статусе ПР чувствует себя адекватно – за свою историю она пребывала в оппозиции всего лишь раз – в 2005 году, когда БЮТ, «Наша Украина» и СПУ что называется, «разделяли и властвовали». Да и то этот скорбный для регионалов период продолжался относительно недолго. Сами представители Партии регионов, формально приняв решение об отходе в оппозицию, похоже, надеются, что в этом статусе им быть недолго. Но и в этот короткий срок регионалы постараются выжать для себя максимум позитива. «Партия регионов – нормальная конструктивная оппозиция. Вы знаете, что у нас нет политических психопатов, кидаться мегафонами и дудками мы не будем, а будет нормально работать, вносить конструктивные изменения в законодательство, критиковать, если нам что-то не понравится. Это будет нормальная работа оппозиции, которая контролирует власть», - сказал регионал Ярослав Сухой. Надо признать, что отход в оппозицию именно сейчас по своему полезен ПР: правительству Тимошенко придется в кратчайшие сроки решать «газовые» вопросы, сбивать рост цен на продукты и бензин и т.д. Неэффективность действий коалиционного Кабмина сине-белые смогут также использовать для наращивания собственного политического рейтинга.

Итак, в данном статусе оппозиционеры-регионалы могут:

- обоснованно критиковать действия коалиции в экономической и социальной сферах, контролировать процесс верстки государственного бюджета на 2008 год, указывать на популизм власти, которая, ради воплощения в жизнь своих предвыборных обещаний, будет искусственно завышать дефицит бюджета.

- если слова Юлии Тимошенко о предоставлении оппозиции максимально возможных прав контролировать власть претворятся в жизнь, регионалы, заняв ряд ключевых постов в парламентских комитетах, смогут пресекать попытки коалиционеров протянуть через Верховную Раду 12 первоочередных законопроектов, один из которых направлен на усиление позиций Президента, и нивелирование – Кабинета Министров. К тому же, вряд ли найдет поддержку у регионалов законопроект о введении нормы императивного мандата, и – об изменении Конституции Украины.

- строго следить за соблюдением коалиционерами регламента Верховной рады, не позволять представителям демкоалиции голосовать несколькими карточками отсутствующих на пленарных заседаниях депутатов.

- осуждать политику Тимошенко, направленную на пересмотр приватизационных конкурсов, которые состоялись за последний год-полтора, а также смело критиковать действия правительства по продаже стратегически важных государственных предприятий.

- настаивать на назначении губернаторов или их замов в тех областях, где ПР заняла первое место по итогам досрочных выборов, апеллируя к принципам демократии.

- требовать назначения своих выдвиженцев на посты заместителей министров в экономическо-финансовом блоке правительства, чтобы осуществлять гласный контроль над действиями власть имущих.

Негатив: все же статус оппозиционеров, априори, не даст регионалам тех широких возможностей, которые бы они имели в широкой коалиции. Противостояние большинству, пусть даже в статусе конструктивной оппозиции, не принесет им дивидендов в скором времени. Болезненнее всего они переживут отлучение от реальной, а не декларированной власти, в которой уже успели порядком обосноваться и выстроить свою вертикаль. Если правление Тимошенко затянется до 2009 года, то возможность оперативно восстановить налаженные сейчас экономические и политические связи с той же Россией, президент которой на днях заявил, что ему все равно, с каким премьером сотрудничать, Тимошенко или Януковичем, сойдет на нет. К тому же, агрессивная политика ЮВТ-премьера способна нанести серьезный урон экономическому благополучию предприятий юго-востока страны, большинство из которых, как известно, контролируют первые лица Партии регионов. Так что основная задача регионалов – как можно быстрее, любыми способами, раскачать лодку демкоалиции и вынудить Виктора Ющенко пойти на формирование коалиции национального единства в составе ПР, НУ-НС, КПУ и Блока Литвина.

Коммунистическая преданность

Недавнее заявление Петра Симоненко о том, что коммунисты готовы работать в правительстве Тимошенко в обмен на посты в Кабмине, красноречиво свидетельствует: «красные», получив благодаря участию в антикризисной коалиции доступ в исполнительную власть, оценили важность пребывания у кормила. Оно и понятно: за долгих 16 лет, в течение которых они были отлучены от власти, коммунисты по ней, что называется, истосковались. Потому и были готовы, если принимать слова лидера КПУ всерьез, бросить своих антикризисных сателлитов на произвол судьбы, и пойти на поводу у Юлии Владимировны. Но Тимошенко на призыв Симоненко не ответила, видимо посчитав, что связываться с пособниками Партии регионов – значит, навредить своему политическому имиджу. По сути, КПУ не остается ничего иного, как вновь примерять вериги опостылевшей за полтора десятилетия оппозиции.

Позитив: он для коммунистов в оппозиции, безусловно, присутствует. Однако, представителям КПУ, в отличие от регионалов, терять в экономическом плане, по сути, нечего, так что «красные» могут с лихвой использовать свой оппозиционный статус для дискредитации основного, по их мнению, врага государства – Президента Виктора Ющенко.

В статусе оппозиционеров коммунисты могут:

- предметно критиковать коалицию за промахи в социальной сфере, особенно в медицине, где у них более-менее сносно трудится министр Юрий Гайдаев.

- пристально отслеживать действия правительства и коалиции (особенно, помаранчевой его части) в вопросах отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, движения в НАТО и вступления Украины в ВТО. И если потребуется – принимать экстренные меры вплоть до блокирования работы парламента, если большинство попытается эти проекты актуализировать и воплотить в жизнь.

Негатив: КПУ - не олигархическая партия, а потому ее участие в оппозиции не нанесет этой политической силе значительного урона. К тому же численный состав фракции коммунистов в парламенте шестого созыва не дает им надежды на большие барыши от пребывания во власти. Потому идеальным сценарием для КПУ является смиренное следование за «большим братом» по бывшей антикризисной коалиции – Партии регионов. Только двигаясь в фарватере ПР коммунисты могут рассчитывать на возвращение во власть.

Интригующая неопределенность Литвина

Вне всяких сомнений, Блок Литвина, заменивший в новоизбранной Раде Соцпартию, сейчас привлекателен как для демкоалиции, так и для оппозиции, в которой могут оказаться ПР и КПУ. Пока ни один из представителей этого блока, в том числе и сам Литвин, не заявили официально, в каком качестве они собираются работать в парламенте шестого созыва. Все призывы со стороны БЮТ и НУ-НС определиться наконец со своим статусом, в Блоке Литвина оставляют без конкретного ответа. Надо признать – это довольно сильный тактический ход для политической силы, решение о присоединении или не присоединении к демократической коалиции может серьезно повлиять на расстановку сил в Украине. Похоже, сейчас для Литвина и его соратников главное – не поддаться на кадровые соблазны, которые наперебой рисуют Тимошенко и Луценко. А если и поддаться – то с максимальной для себя выгодой. В настоящее время все спикеры блока откровенно позируют, заявляя о том, что кадровые вопросы для них не важнее претворения в жизнь чаяний избирателей, проголосовавших за эту политическую силу. Но это – игра на публику. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что Литвин сотоварищи всеми фибрами души не желают пребывать в оппозиции. Ведь им там, по сути, делать нечего. Если для БЛ неприятен союз с БЮТ и НУ-НС в виду его недолговечности и откровенно популистской составляющей, то «коннектиться» с регионалами и коммунистами Литвину и Ко также не с руки. Похоже, эта политическая сила в конце концов изберет тактику маневрирования между коалицией и оппозицией. Владимир Литвин, в совершенстве овладевший техникой лавирования «между капельками», может внушить своим соратникам идею нейтрального маневрирования, которая, надо признать, в нынешнем положении довольно привлекательна. Основной ее плюс в том, что оставаясь на словах нейтральной, эта фракция будет инициировать ситуативные союзы с коалицией и оппозицией на выгодных только Блоку Литвина условиях. По крайней мере, такое лавирование избавит Владимира Михайловича от клейма «помаранчевого» или «бело-голубого», и даст ему определенные шансы на построение собственной президентской кампании.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2738