«Вестингауз» и ТВЭЛ продолжают меряться силами на европейских рынках ядерного топлива. Завершившийся победой России тендер на поставку топлива на чешскую АЭС «Темелин» не положил конец противостоянию двух атомных гигантов. Теперь усилия «Вестингауза» сконцентрированы на Украине.

Было бы смешно полагать, что Чехия, согласившаяся на размещение на своей территории ПРО, приняла решение в пользу российского ТВЭЛа под политическим давлением. Скорее наоборот. Весь тендерный процесс из Чехии поступала тревожная информация о закулисных действиях сторонников «Вестингауза». Теперь, очевидно, усилия американцев сконцентрируются на украинской территории.

В связи с этим очень интересно получить объективные выводы – нужно ли Украине американское топливо и не несет ли опасности загрузка в ядерные реакторы американских не сертифицированных кассет.

Но сначала примем во внимание две аксиомы. Первая – на сегодняшний день поставки российской продукции в Европу ограничены. И это не выдумки российских ура-патриотов. И вторая: пока на ВВЭРах работает только российское топливо, Европе приходится мириться с присутствием ТВЭЛа в странах бывшего СЭВ. В то же время, если появится альтернатива, то российскому производителю придется сложнее. Фактически сегодня Россия перебирает квоту, неформально установленную на продажи урана и ЕРР в Европу из России, и крыть ей нечем.

С другой стороны, что делает Украина? Украина предоставляет свои энергоблоки в качестве бесплатного полигона для обкатки американского ядерного топлива. О какой диверсификации не шла бы речь – на карту поставлен политический имидж страны. Ни одна из стран восточной Европы не пошла на такие уступки Вестингаузу, давление которого в свойственной для американцев манере, оказывалось и на Болгарию, и на Чехию.

В прошлом году ТВЭЛ уже пытались выбить из Болгарии. И не только из Белене, но и из Козлодуя. Шли письма в Софию от различных евроорганов с предложением задуматься об «украинском опыте» и поискать другого поставщика, не ТВЭЛ. Болгария устояла. Не все так просто было и в Чехии, которая согласилась на размещение на своей территории американской ПРО, но отказалась загружать в свои реакторы сомнительное топливо американского производства.

В данном случае мы имеем полное право говорить сомнительное, поскольку незадолго до объявления тендера на выбор поставщика ядерного топлива для чешского Темелина, на последней случилось ЧП именно в связи с использованием топлива Вестингауз – оно оказалось разгерметизированным. И хотя атомщики часто не договаривают всей правды, уже этого факта чехам оказалось достаточно. Пришлось выгрузить американское топливо из блока, и буквально в считанные месяцы после аварийного останова блока на Темелине, тендер выиграл ТВЭЛ.

Вот как прокомментировал взаимоотношения, складывающиеся в треугольнике «Вестингауз»-ТВЭЛ-Украина, Александр Быков, до августа 2004 года курировавший с украинской стороны проект по внедрению кассет производства «Вестингауз» на Южно-Украинской АЭС. «Несмотря на рекламные заявления «Вестингауза» об успехах этой компании в непростом деле производства ТВС для реакторов ВВЭР, в приватных беседах многие американские атомщики соглашаются, что они отстали от разработок ТВЭЛ – в частности, от новой кассеты ТВСА (конструктор ОКБМ им.Африкантова, г.Нижний Новгород) – на многие годы, может быть, на 20 лет.

Обратите внимание, что Украина, от всей души приветствуя результаты испытаний первых шести ТВС-W на ЮУАЭС-3, перенесла срок поставки следующей партии из 42 кассет на 2009 год, хотя первоначально обсуждался 2007 год.

Да ведь и проблемы той же АЭС «Темелин» связаны отнюдь не с тем, что стержни СУЗ при проверке по «козлодуйскому» сценарию не вошли в активную зону. Дело именно в американском топливе. Могу предсказать, что в 2009-2010 годах в момент смены поставщика возникнет немало тяжёлых вопросов…

Но я бы напомнил, что у рынка свои законы. Из «Вестингауза» получилось неплохое «пугало» для ТВЭЛ в Восточной Европе и, прежде всего, Украине. Мы с 2002 года боролись с россиянами за поставки на украинские АЭС кассет ТВСА – и, кто знает, не помогло ли быстрому решению этого вопроса появление американцев на ЮУАЭС?

У Украины есть и другие каналы для давления на ТВЭЛ, кроме американского «пугала». Например, поставки украинского природного урана весьма важны для российского атомного сектора в условиях, когда годовое потребление урана в России превышает его добычу. Кроме этого, Киев пытался создавать небольшие запасы ядерного топлива, чтобы избежать уранового варианта «газовой войны».

Поводы для недовольства работой ТВЭЛ у Украины были. Но в целом, я считал и продолжаю считать, что какая-либо переориентация Киева на закупку ядерного горючего у «Вестингауза» не пойдёт на пользу украинским АЭС. Россияне просто умеют делать топливные кассеты для ВВЭР лучше, чем американцы».

Действительно, американская сторона всей правды не договаривает Украине. Цена изготовления опытных ТВС намного (в разы) выше, если учесть НИОКР, лицензирование и т.д. Сборка Вестингауза для украинского ВВЭР получилась, по оценкам специалистов, хуже чешского варианта, эксплуатирующегося на Темелине. Причины вкратце - она не эксплуатировалась под ОР СУЗ, есть проблемы с механикой и гидравликой, указанные в результатах испытаний макетов, но обследование сборок и их соседей после очередного года эксплуатации минимально (сознательно?).

Исходя из всего сказанного выше остается резюмировать: очень бы не хотелось видеть Украину, выбирающую ядерное топливо по политическим мотивам...

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3372