Чуть больше месяца тому назад, когда еще был «жив» первый указ Президенту о роспуске парламента, некоторые горячие головы из украинского политикума не отказывали себе в удовольствии изрекать мрачные прогнозы о том, что Украина может быть ввергнута в вихрь гражданского противостояния. Причем, эти «пророчества» звучали с такой частотой, что делавшие их политики, похоже, подверглись самогипнозу и уверовали, что силовой вариант выхода из политического кризиса вполне реален. Их мнению противостояли те, кто считал и считает поныне, что решить «проблему 2 апреля» можно путем компромисса. Все это время открытым оставался единственный и самый важный вопрос: договорятся ли участники конфликта мирно, или все же задействуют силу?

К сожалению, за прошедшие с момента подписания первого указа Виктора Ющенко недели, ответ на упомянутый выше вопрос так и не был найден. Хотя со стороны казалось, что политические оппоненты находятся в считанных миллиметрах от удовлетворившего бы всех консенсуса, в самый последний момент находилась причина, по которой этот консенсус удалялся на многие тысячи километров. На это были свои, объективные и не очень причины, но все они, как это ни грустно констатировать, никак не соответствовали желаниям единственного, как говорит Основной Закон, источника власти в Украине – народа.

Компромисс с искривленным лицом

Испробовав все мирные способы выхода из политического кризиса (суды, апелляции к мировому сообществу, круглые столы, рабочие группы, и, наконец, переговоры тет-а-тет), два противостоящих крыла власти – премьерское и Президентское, похоже, таки переступили ту тонкую грань, за которой другого выхода, кроме силового, нет. Хотя еще позавчера казалось, что все идет на лад: рабочая группа, деятельность которой порядком затянулась, выработала, по заявлению оппозиции, необходимые изменения к законам. Ющенко и Януковичу оставалось только одно: собраться в последний раз, причем, неважно в каком формате, и определить окончательный вариант даты досрочных парламентских выборов. Затем – третий указ, о котором Виктор Андреевич упоминал еще 4 мая, съезды, подача политическими партиями списков в ЦИК, начало избирательной кампании, и, собственно, выборы. Но то, что произошло вчера пополудни, перевернуло все с ног на голову, и заставило усомниться в способности украинских политиков находить компромисс без того, чтобы руки не тянулись к эфесам сабель.

А предшествовало вчерашней катавасии одно знаковое событие: Президент назначил первым замом секретаря СНБО бютовца Александра Турчинова. Естественно, коалиция восприняла это назначение как намек на то, что гарант решил серьезно усилить свою команду представителем радикальной оппозиционной силы вовсе не для того, чтобы Александр Валентинович способствовал как его нынешний начальник Иван Плющ, мирному урегулированию конфликта. Как раз наоборот: как подметил первый зам лидера фракции Партии регионов Василий Киселев, «после назначения Александра Турчинова первым заместителем главы секретаря СНБО будут попытки осуществить силовой вариант разрешения конфликта». Однако, некоторое время спустя, когда стало известно, что назначение Турчинова вероятно оговаривалось на встрече Ющенко и Януковича, из уст представителя правительства Владимира Радченко прозвучал «одобрямс» новоиспеченному заму Плюща. Правда, вице-премьер не стал прогнозировать, что появление одного из лидеров БЮТ в проПрезидентской команде поспособствует быстрому решению кризиса, но и о возможном силовом варианте, старт которого спровоцировал бы Турчинов, говорить не пожелал.

На позавчерашней встрече Президент и премьер заслушали отчет рабочей группы и разошлись восвояси. При этом, как утверждала сначала Юлия Тимошенко, а затем – Вячеслав Кириленко, стороны достигли договоренности относительно окончательной даты перевыборов. Правда, лидеры БЮТ и «Нашей Украины» наотрез отказались обнародовать эту дату. А Виктор Янукович отметил, что он «категорически исключает применение силового варианта, как способа решения политического кризиса». к тому же, слова премьера о том, что «силовом варианте не заинтересованы ни Президент, ни оппозиция, и, безусловно, ни коалиция, ни я как премьер-министр» давали повод для оптимизма – компромисс таки найден, и дату выборов мы услышим со дня на день. Однако, Виктор Ющенко от миролюбивых тезисов отказался. В своем обращении к народу Президент ни словом не обмолвился о невозможности силового варианта, а лишь поведал о том, что Конституционный суд в его нынешнем состоянии не может выполнять функцию сохранения верховенства Основного Закона государства. Напротив, он решил напустить на КС Генпрокуратуру. Но, как показали последующие события, выполнять указание главы государства новый-старый генпрокурор Святослав Пискун, по видимому, отказался.

Чем не переворот?

Цепь событий четверга, 24 мая, подтвердила: не найдя общего языка с Пискуном (а, стало быть, так и не подчинив себе еще одно силовое ведомство), Гарант решился на отчаянный шаг – издал указ об увольнении Святослава Михайловича. Причем, мотив для отстранения Пискуна был избран довольно-таки сомнительный: как сказал Иван Плющ, на долю которого выпало донести до народа очередной опус главы государства, генпрокурор не сложил с себя депутатских полномочий, и был уволен за совмещение. Но, как утверждает депутат фракции Партии регионов Тарас Чорновил, Пискун сложил полномочия еще 14 мая, и, стало быть, основание для увольнения генпрокурора не стоило выеденного яйца. Но Святослав Михайлович, похоже, здорово спутал карты Виктору Ющенко, отказавшись окончательно перейти под Президентский штандарт. За что и был публично «казнен».

Но Пискун не стал подчиняться указу Гаранта, и попробовал вернуться к исполнению своих обязанностей. Однако, его кресло уже было занято другим: подоспел указ Ющенко о назначении и.о. генпрокурора «народного самооборонца», прокурора АР Крым Виктора Шемчука. С этого момента в ГПУ установилось двоевластие. Пискун «сверг» Шемчука со своего поста и своим приказом отправил его в родные пенаты – прокуратуру АРК. Параллельно из-под пера Святослава Михайловича появился приказ об открытии уголовного дела «из-за событий, которые имели место вокруг попыток устранить Святослава Пискуна с должности генпрокурора». Стоит отметить, что возвращался уволенный генпрокурор в здание на Ризницкой при помощи спецподразделения «Беркут», которым командовал глава МВД Василий Цушко.

Одновременно с событиями в Генпрокуратуре оживилась Банковая. Во второй половине дня Президент собрал у себя подчиненных ему силовиков. Коалиция предположила: у Ющенко готовятся к государственному перевороту и узурпации власти. А тот же Цушко публично призвал мировое сообщество «убедить Президенту в необходимости обеспечения конституционного порядка, демократических принципови верховенства закона в государстве». Тем временем, и.о. генпрокурора Виктор Шемчук, как поведал новый глава Госохраны Валерий Гелетей, принял решение возбудить уголовное дело по ст. 109 «Насильственный захват государственной власти», основным фигурантом которого, наверняка стал Василий Цушко – второй, после Пискуна, не подчинившийся воле Ющенко силовик.

Поздно вечером в Секретариате Президенту состоялось еще одно заседание Гаранта с силовиками. Как поведал глава Минобороны Анатолий Гриценко, без срочного заседания СНБО не обойтись. Оно, по словам министра, нужно для того, чтобы урегулировать конфликт, который, особенно после событий в ГПУ, в настоящее время на пике. За речью министра явственно угадывалось желание Виктора Ющенко объявить чрезвычайное положение и ввести таки прямое Президентское правление – ведь, пожалуй, именно для этого и раздувался описанный выше конфликт.

Выступивший поздно вечером после экстренного заседания Кабмина Виктор Янукович в довольно резкой форме (чего с ним не случалось никогда!), подчеркнул, что провокации со стороны чиновников Секретариата Президенту привели к усугублению противостояния и конфликта, что в будущем может привести к гражданской войне. Глава правительства призвал гаранта одуматься и не идти на поводу у своих консультантов и советчиков из оппозиционных партий, а сделать все возможное, чтобы не допустить гражданского противостояния в Украине.

Кто первый одумается

Итак, политический кризис все же, несмотря на многочисленные прогнозы политиков и экспертов, достиг той грани, преступив которую Украина неизбежно окажется в состоянии гражданской войны. Одно неосторожное движение со стороны Президенту или премьера может влиться в танки на улицах, которыми, кстати, бредят последние дни представители наиболее радикально настроенных политических сил.

Что привело к нынешней ситуации? Тотальное нежелание идти на уступки. Причем, как с одной, так и с другой стороны. Нет даты выборов – есть гражданское противостояние – именно этот исход читался с самого начала политического кризиса. До поры до времени политики не прибегали к крайним мерам, потому как понимали – доведи они Украину до войны, и не сносить им головы, причем, не только в политическом смысле. Вряд ли народ, сверх меры уставший от противостояния в верхах, стал бы браться за оружие, дабы защитить чьи-то политические и экономические интересы – время сейчас не то. И вот эту очень важную деталь должны понять и принять и Президент, и премьер. Первым лицам государства не к лицу кичиться своим военным и политическим превосходством, когда на карту поставлено благосостояние страны. Им нужно снова, в рамках СНБО, круглого стола или прочих политических консультаций, садиться и договариваться, причем ПУБЛИЧНО, так как время теневых договоренностей однозначно истекло. Неважно, кто первым подаст руку – в данной ситуации вряд ли какой украинец посчитает желание Президенту или премьера идти на компромисс политической слабостью...

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5665