Украинский политикум, по сути, подошел к тому моменту, когда ни для кого из участников политического кризиса уже не важно, какое решение вынесет Конституционный суд. Ну, то есть важно, конечно. Однако и коалиция, похоже, постепенно готовится принять мысль о досрочных выборах, и оппозиция, заявив о сложении депутатских полномочий, сожгла последний мост, который еще давал возможность вернуть ситуацию вспять.

Хотя окончательная дата досрочных выборов еще неизвестна (особенно в свете того, что Виктор Ющенко, пребывая в Брюсселе, заикнулся о приостановлении действия пункта своего указа, касающегося 27 мая), партии начали активно формировать избирательные списки. Особенно в этом преуспел «оранжевый» лагерь, проведя на прошлой и нынешней неделях свои партсъезды и утвердив первый вариант списков – пока еще в алфавитном порядке. На самом деле БЮТ был готов расставить своих кандидатов в депутаты согласно политическому и бизнесовому рангу, но тимошенковцы взяли вынужденную паузу. Причина: та же неопределенность с датой перевыборов. Именно по этой причине не стали спешить с расстановкой приоритетов в своем избирательном списке «нашеукраинцы». Все ждут: чем закончатся переговоры главных действующих лиц политического конфликта, Виктора Ющенко и Виктора Януковича.

Европейский размен

За две недели, прошедшие с момента обнародования указа о роспуске парламента, Президент неоднократно, при любой удобной возможности, заявлял о том, что его решение непоколебимо, и досрочные выборы будут проведены. Да не когда-нибудь, а 27 мая. И точка. Одновременно с этим не прекращались переговоры между Секретариатом Президента и правительством – естественно, на неформальном уровне. Тематика переговоров: паритет во властных взаимоотношениях. Со своей стороны, Виктор Ющенко требует от Виктора Януковича «отката» Закона «О Кабмине», с принятием которого глава государства, фактически, лишился большой части властных полномочий. Премьер же настаивает на том, чтобы Гарант приостановил или вовсе отменил указ о роспуске Верховной Рады и назначении внеочередных парламентских выборов.

На этой неделе стало ясно, что дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки. С подачи правительства Ющенко получил несколько довольно существенных уступок. В частности, Сергей Кивалов, восстановленный недавно Верховной Радой на должности председателя ЦИК, «вдруг» прекратил маскарад, и подал в отставку со своей номинальной, по сути, должности. Это увольнение сняло напряжение вокруг Центризбиркома, члены которого не знали, чьих распоряжений им слушаться – Ярослава Давидовича, или все же Кивалова.

Со своей стороны Виктор Ющенко впервые с момента подписания своего указа несколько смягчил риторику. В частности, в понедельник, 16 апреля, после совещания с представителями силовых структур Виктор Андреевич обмолвился, что дата внеочередных выборов может быть скорректирована – в зависимости от того, смогут ли политические оппоненты прийти к консенсусу относительно 15 предложений, которые гарант выдвинул парламенту и правительству. Тем самым, Глава государства подтвердил ранее озвученные предположения своих соратников из СП о том, что пункт указа о проведении выборов 27 мая может быть приостановлен, а внеочередное волеизъявление перенесено на лето-осень 2007 года.

Еще один аспект: на международной арене ни Янукович, ни Ющенко не получили однозначного одобрения своих действий. Хотя премьер и Президент на встрече с влиятельными представителями Европарламента и ПАСЕ заверяли, что разберутся сами, без внешнего вмешательства, на деле же и тот и другой втайне питали надежду, что ЕС поддержит чью-нибудь позицию. И тем самым, даст возможность апеллировать к оппоненту тем, что «за мной – Европа». Однако вчера ПАСЕ, утвердив резолюцию по Украине, так и не дал определенного ответа, с кем Евросоюз. В тексте резолюции, помимо прочих требований к украинской власти, Парламентская Ассамблея вскользь подтвердила, что досрочные выборы – довольно распространенное явление для европейских демократий. Но Украине, прежде чем задумываться о датах, списках и предвыборных лозунгах, следует все же дождаться решения Конституционного суда. Причем, эту сентенцию ПАСЕ декларировал достаточно жестко, отвергнув предложение представителя БЮТ Григория Немыри о том, что указ Виктора Ющенко о роспуске парламента является действующим до вердикта Конституционного суда.

Стало быть, в верхнем эшелоне власти ситуация определенным образом обнулилась: в настоящее время ни премьер, ни Президент не обладают сколь-нибудь приличным арсеналом для нанесения друг другу достаточно серьезных «ударов». И уже сегодня они снова соберутся вместе, чтобы продолжить политические консультации. Во время которых, несомненно, первым пунктом будет вопрос о дате перевыборов. Так как «откат» к упомянутым выше вариантам (когда Ющенко отменяет указ о роспуске Рады, а правительство идет на принятие президентских поправок к закону о Кабмине), по всей видимости, уже нереален.

Чего хочет женщина

Тем временем еще одна сторона конфликта, лидер оппозиции Юлия Тимошенко, прилагает все усилия для того, чтобы Виктор Ющенко остался на тех, выгодных ей, позициях, на которых он пребывал со 2 апреля по недавнее время. В той ситуации Юлию Владимировну устраивало все: и роспуск парламента, и, что главное – дата выборов. Тимошенко понимает: не сделай она «ход королевой» сейчас, к лету или осени у нее уже практически не останется шансов противостоять развитию гибельного для ее политической силы сценария. Речь – о создании в парламенте нового созыва коалиции Партии регионов и «Нашей Украины» с отбросом БЮТ в бесправную де-юре и де-факто оппозицию.

Сейчас в пользу БЮТ играет буквально все: рейтинги блока имени Тимошенко дают надежду на то, что если выборы состоятся 27 мая, она убьет двух зайцев сразу – остановит непрекращающееся сближение двух вроде бы несовместимых политических сил (НУ и ПР), создаст с «Нашей Украиной» коалицию, и, быть может, даже получит вожделенный пост премьера. Именно ради этого на этой неделе Тимошенко, видя, что дела президентской стороны в Конституционном Суде отнюдь не радужны, предприняла подстраховочный шаг – призвала своих коллег по фракции написать заявления о сложении депутатских полномочий. Одновременно, лидер БЮТ обратилась к «нашеукраинцам», чтобы они тоже сделали «политическое харакири». Юлия Владимировна решила, не дожидаясь вердикта КС, сыграть ва-банк, отрезав Виктору Ющенко пути для отступления на компромиссные позиции Партии регионов.

Безусловно, предприми Тимошенко данный шаг сразу же после выхода указа Президента, и вопрос о досрочных выборах можно было бы считать решенным. Но лидер БЮТ промедлила, и тем самым дала регионалам возможность взять Президента в оборот. Да и, честно говоря, Виктор Андреевич, как истинный украинский политик, не стал рубить с плеча, оставив «брешь» для компромисса. Который, как справедливо уверяет политолог Владимир Калуга, вполне возможен – в первую очередь на бизнесовой основе. Но Тимошенко промедлила и… проиграла. На призыв сдать мандаты одномоментно со стороны «Нашей Украины» сперва, вроде бы последовала положительная реакция. Однако позже выяснилось, что расставаться с депутатскими значками большая часть пропрезидентской фракции не желает.

Видимости ради на вчерашнем межпартийном съезде НУ депутатских мандатов лишили только девятерых перебежчиков из ПППУ. Что же до остальных, то съезд решил обнулить списки «Нашей Украины», начиная с 88 номера. То есть, мандаты «забрали» у тех, кто их и так не имел! А парламентарии-«нашеукраинцы» как были, так и остались при значке – себе во благо, Тимошенко – во злость. Отчего так произошло, долго пояснять не нужно: наверняка с Банковой поступило указание в поддавки с лидером БЮТ не играть.

Для Юлии Владимировны ее сегодняшний кликуша по Майдану Вячеслав Кириленко приберег официальную формулировку – мол, реально решение о сложении полномочий нынешних парламентариев будет принято… на втором этапе межпартийного съезда. А он состоится тогда, когда ЦИК примет решение об исключении кандидатов в нардепы из избирательного списка НУ, которые по результатам выборов-2006 считаются неизбранными в парламент. Решение вроде бы юридически верное. Но что до этого Тимошенко, которая надеялась бросить на стол Александру Морозу 150 заявлений уже на этой неделе и закрыть все вопросы по поводу проведения досрочных выборов 27 мая? Вывод напрашивается сам собой: похоже, лидеру БЮТ прозрачно намекнули, что ее розовые мечты о премьерском кресле в ближайшем будущем неосуществимы.

Что может предпринять Тимошенко? Ее призыв к Виктору Ющенко отозвать судей КС, назначенных по президентской квоте, услышан не был. Встреча поздно ночью в четверг на Банковой, по всей видимости, также успеха не имела. У Юлии Владимировны остался один весомый аргумент, при помощи которого она может отрезвить гаранта – Майдан. Никаких реальных рычагов воздействия на Президента, кроме народного, Тимошенко не имеет. Но послушается ли ее народ? Первая акция оппозиции, проведенная сразу же по принятии Ющенко указа о роспуске парламента, серьезной поддержки среди народных масс не имела. Вряд ли вторая попытка, которая произойдет сегодня, будет иметь успех: украинцам до смерти надоели политические дрязги. Народ устал от революций, и жаждет компромисса и прекращения волнений. Время майданов ушло. Так что на этой, революционной почве Тимошенко, даже при всем ее ораторском таланте, наверняка не сможет получить то, чего она желает больше всего – возможности снова вернуться во власть и протащить туда своих финансовых спонсоров.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3237