События минувшей недели показали: в не совсем чистом воздухе Украины всерьез запахло внеочередными выборами. Цирковое выступление оппозиции в Верховной Раде стало своеобразным детонатором – жар борьбы за электрощитовую и вентиляционную камеру в парламенте легко воспламенил и так неспокойную политическую обстановку в стране, и уже никто не счел нужным скрывать, что у него на уме. Маски сброшены – противоборствующие политические силы без устали дискутируют на тему досрочных выборов, отдав приказ своим региональным подразделениям готовиться к очередному походу во власть.

Что мы имели чуть более полугода назад? Парламентские выборы-2006 выиграла Партия регионов. Но победа эта оказалась пирровой, так как на пути к власти у регионалов стали «оранжевые» партии Майдана, которые по отдельности не набрали нужного для формирования большинства в Верховной Раде количества голосов, и вынуждены были искать спасение в объединении в демократическую коалицию. Мы помним, что случилось далее: не сумев перебороть собственные властные амбиции, БЮТ и «Наша Украина» остались у разбитого с помощью СПУ «оранжевого» корыта, а в стенах парламента сформировалось новое большинство – во главе с Партией регионов. Естественно, рассчитывать, что отброшенные в статус оппозиции партии, которые еще недавно наслаждались полученной в результате президентских выборов 2004 года властью, просто так откажутся от нее, не приходилось. Тем более, что о возвращении к выбитому из рук кормилу БЮТ и «Наша Украина» начали заявлять практически сразу же после формирования антикризисной коалиции. Юлия Тимошенко шла напролом: ее первое публичное выступление после упомянутых событий красноречиво свидетельствовало – лидер БЮТ скорее расстанется со образом спасительницы Украины от гнета «донецких», нежели бросит борьбу за высшие посты в государстве. Пропрезидентская «Наша Украина» громкими заявлениями не бросалась – процессы, происходившие внутри партии, свидетельствовали о борьбе двух течений – бизнесово-либерального и националистически-радикального. Первое склонялось к союзу с парламентским большинством, второе упрямо тянуло НУ в омут оппозиционной борьбы. Несогласованность «нашеукраинского» хора нервировало БЮТ, который не мог сформировать оппозицию и четким маршем идти в наступление на парламентское большинство.

Если в парламенте еще определялись с кем дружить, а против кого воевать, то на уровне Президент-правительство все было выражено четко – война за полномочия велась между Ющенко и Януковичем. Осенью обе вертикали власти начали усиливаться списанными в запас кадрами. Причем ни те, ни другие не брезговали призывать под свои знамена людей скомпрометированных близкими отношениями с Леонидом Кучмой. И если премьера понять было можно (хотя Виктор Федорович и открестился в свое время от выдвинувшего его кандидатом от власти Леонида Даниловича), то Президент в глазах сообщества опускался все ниже с каждым новым назначением на ключевые посты в своем Секретариате персонажей минувших дней. Цель оправдывает средства – именно этот лозунг, похоже, взял на вооружение гарант. А цель у Виктора Андреевича была и есть известно какая – сосредоточить в своих руках всю исполнительную власть в стране, переписать Конституцию, чтобы вернуть прежний политический уклад государства – президентско-парламентский. И если в парламенте депутаты вполне могли позволить себе крошить носы своим оппонентам, блокировать трибуну и выключать свет, то президент и премьер вели бумажную борьбу, названную в народе «войной указов». Но и в законодательном органе, и в исполнительных отчетливо понимали, за что идут бои: парламентское большинство вкупе с правительством не желало отдавать отстраненным от власти оранжевым вновь прийти вернуться в высокие должности. Однако, все крепнущая правительственная ветвь власти не была застрахована от одного: роспуска Кабмина и парламента и назначения повторных выборов в Верховную Раду. Понятно, что случись все упомянутое, и политическое устройство страны было бы переформатировано до неузнаваемости. Кто желал бы этого? БЮТ и «Наша Украина». Кто бы от этого несомненно проиграл? СПУ и КПУ. И лишь у Партии регионов есть определенный карт-бланш, имея который, регионалам вряд ли стоит всерьез опасаться того, что их политическая сила не будет представлена в новом парламентском созыве, случись перевыборы будущей весной.

Что же мы имеем сейчас? После того как в прошлую субботу БЮТ и «Наша Украина» подписали соглашение о совместной оппозиционной деятельности в парламенте, в котором они черным по белому заявили о намерении добиваться роспуска Верховной Рады и проведении внеочередных выборов в советы всех уровней, стало понятно, что избирательный маятник уже не остановить. Виктор Балога, подписавшийся под соглашением в качестве главы политсовета «Нашей Украины», фактически озвучил точку зрения главы государства на происходящие в стране события и способ их направления в нужное президенту русло. Руководитель секретариата Президента прямо заявил, что в стране назревает государственный переворот, который провоцируют правительство и антикризисная коалиция. А потому добиваться внеочередных выборов – занятие чинное и благородное, якобы служащее интересам страны.

Если БЮТ нужны перевыборы, то Банковой – отмена политреформы и приятие новой Конституции. Показательно, что в подписанном Балогой и Тимошенко документе уже расписан порядок распределения властных полномочий, который, понятное дело, вступит в силу только в случае проведения внеочередных выборов. Новоиспеченные оппозиционеры даже не сочли нужным скрывать своих намерений от взора общественности. Правда, утешения народного ради все же приписали к договору обязательную в таких случаях популистику: реформа судебной ветви власти, либерализация экономики, борьба с коррупцией, возрождение культуры, энергетическая безопасность, членство в ЕС и НАТО. И, конечно же, полный «соцпакет».

Зачем НУ и БЮТ выступили открыто? Очевидно, что в верхах обеих политических сил решили, что ждать дальше смысла нет. До весны – считанные дни, конфронтация с правительством и парламентским большинством зашкаливает, в Конституционный суд повалили президентские представления с просьбой разъяснить, в каком случае Гарант сможет распустить Кабмин и Верховную Раду – словом, со стороны двух основных партий Майдана созданы все предпосылки для перезагрузки политической жизни Украины.

На что могут рассчитывать возмутители спокойствия? Несмотря на то, что в соглашении о совместной оппозиционной деятельности красной строкой заявлен тезис о консолидированных действиях, Юлия Тимошенко уже успела заявить, что на выборы БЮТ и «Наша Украина» пойдут отдельными колоннами. То есть, февральский союз ситуативен, и цель его краткосрочна – роспуск парламента и точка. Вряд ли БЮТ, повтори он прошлогодний успех Партии регионов, станет следовать заключенным недавно договоренностям о пропорциональном распределении властных полномочий. Тимошенко понимает, что «Нашей Украине» с ее относительно низким рейтингом не стоит рассчитывать на обособленную позицию в парламенте нового созыва. Возможно, Юлия Владимировна предполагает, что пропрезидентский блок будет просто вынужден идти на поводу у БЮТ, который, если верить данным социологов, пока стабильно набирает электоральные баллы. И предложение Тимошенко о распределении должностей в формате 60/40 или даже 70/30 может быть вполне реальным – если, конечно, бело-красные смогут подтвердить данные социологии результатами выборов.

Понятно, что «Наша Украина» не собирается уходить под БЮТ. Сейчас Банковая делает все возможное, чтобы нарастить электоральные мускулы к весенним событиям. Практически одновременный запуск сразу двух откровенно предвыборных проектов, Юрия Луценко и Николая Катеринчука, красноречиво свидетельствует, что эти ответвления «Нашей Украины» постараются переманить на свою сторону симпатизирующий Тимошенко электорат. Причем, проект Луценко разрабатывался специально для «совращения» малообеспеченных, а оттого радикально настроенных слоев населения. А проекту Катеринчука задано завоевывать сердца среднего класса, который был главной движущей силой «оранжевой революции». Таким образом, лишив поддержки БЮТ в низах и «золотой» середине, «Наша Украина» может нарастить общий рейтинг, и удержать баланс распределения сил в будущем составе парламента. Тот самый, о котором говориться в подписанном в субботу соглашении.

Открытые карты парламентской оппозиции, и многозначительные намеки секретариата Президента, естественно, не оставили равнодушными коалиционеров и правительство. Заявления представителей КПУ и СПУ сродни истерике – и те, и другие понимают, что если Виктор Ющенко все же распустит парламент, то в новой каденции их уже может не оказаться. В то же время их комментарии о невозможности перевыборов практически незаметны на фоне реплик супертяжей украинской политики.

Более умеренной позиции придерживается Партия регионов. Суетиться регионалам и вправду как будто бы не из-за чего: рейтинги ПР и ее лидера Виктора Януковича стабильно высоки, экономическая ситуация в стране вроде бы под контролем. Социальное напряжение если и имеется, то пока оно малозначительно. Однако, ряд заявлений, сделанных на днях Виктором Януковичем, дают повод подозревать, что Партия регионов всерьез озаботилась перспективой снова оказаться в предвыборных окопах.

Заявление премьера о том, что он против досрочных выборов, а затем о том, что, по его мнению, Президента в стране должен избирать парламент, свидетельствуют – лидер ПР сознательно формирует в головах своих сторонников мысль о недопустимости весеннего политического кризиса. Как бы не были сильны позиции регионалов, шансы на то, что ПР удастся протянуть под купол на Грушевского то же количество нардепов, уже не так велики, как это было, скажем, на исходе лета 2006 года. Янукович сотоварищи это понимает, а потому, очевидно, будет до последнего бороться за то, чтобы все осталось так, как сейчас. Подкрепить свою политическую позицию Виктор Федорович решил экономическим тезисом о невозможности реприватизации в стране. Зачем это было сделано? Ответ – в следующем заявлении премьера, в котором Янукович намекнул, что не прочь побороться за пост Президента в 2009 году. Образ противника реприватизации куется специально для иностранных инвесторов – глава Кабмина заранее топчет ющенковские лозунги образца 2004 года, которые отпугнули западных бизнесменов от Украины. О президентских выборах Янукович вспомнил тоже не случайно – известно, что регионалы будут настаивать на проведении досрочных выборов главы государства сразу же, как только пройдут внеочередные выборы в парламент.

Станет ли нынешняя весна революционной, сумеют ли основные политические игроки усмирить свои властные амбиции, удержаться от того, чтобы ввергнуть общество в очередное политическое противостояние – вопрос на данный момент открытый. У политиков еще есть время решить все эволюционным путем.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2925