Пожалуй, то, что в настоящее время происходит в украинском политикуме, до боли напоминает голливудский блокбастер «Сцены из классовой борьбы Беверли-Хиллз». Тот же, полный интриг и хитросплетений сюжет, та же естественная игра актеров – наши политики, особо не утруждаясь, полностью скопировали все самые отвратительные черты голливудского фильма. Особенно это заметно в перипетиях, возникших в последнее время вокруг принятия законов о Кабмине и об оппозиции вкупе с императивным мандатом.

И поскольку о первом документе уже писано-переписано немало, следует уделить внимание другому, не менее важному законопроекту. Тем более, что процедура его принятия – не менее увлекательна, чем закон, регулирующий деятельность правительства.

А кто просил игнорировать?

Совершим небольшой экскурс в историю. Весной-летом 2006 года лидер БЮТ Юлия Тимошенко, равно как и ее вассалы, и не помышляли о том, чтобы как можно быстрее принять закон, регламентирующий статус и нормы деятельности парламентской оппозиции. Оно и понятно: в то бурное время Юлия Владимировна сотоварищи лелеяли мечту о скорейшем формировании в Верховной Раде «помаранчевого» большинства, которое бы протолкнуло Тимошенко и ряд ее партайгеноссе в кабинеты высшей исполнительной власти. А о том, чтобы предоставить законный статус находящимся на тот момент в ранге оппозиционеров регионалам и коммунистам, бютовцы по понятным причинам речи не заводили. Да и зачем? Кому из них, как, впрочем, и представителям «Нашей Украины» и СПУ, хотелось, чтобы их идеологические враги получили руководящие должности в парламентских комитетах, а с ними – и широкие полномочия? Правильно, никому. Возможно, группировавшееся в то время пропрезидентское большинство намеревалось подержать регионалов, представителей бывшей власти, в черном теле, в котором БЮТ, «Наша Украина» и СПУ пребывали до 2005 года. Как бы то ни было, но на тщетные попытки представителей фракции «Регионы Украины» обратить внимание на важность принятия закона об оппозиции, формирующееся парламентское большинство отвечало в стиле «чего вы тут под ногами шастаете со своей оппозицией, нам коалицию надо сформировать. Сформируем – за вас примемся. Может быть».

Пожалуй, не произойди известное событие, главным действующим лицом которого стал Александр Мороз, закон об оппозиции уже бы был принят. По крайней мере, если думать, что в своих действиях гипотетическое «помаранчевое» большинство опиралось бы на демократические принципы. Но произошедшее в конце лета переформатирование парламентской массы разрушило все. Оказавшиеся у разбитого корыта и сразу же примерившие на себя оппозиционные рубища депутаты из фракции БЮТ долго не могли прийти в себя от того, что кормило власти, до которого, казалось, было рукой подать, сделало резкий поворот на 180 градусов и врезало им по сусалам. Вспомните: ведь именно тогда Юлия Тимошенко на некоторое время пропала из виду. Поговаривали, что лидер БЮТ зализывает глубокую рану, нанесенную ей предательством Мороза, и готовит наступление на уже сформировавшуюся антикризисную коалицию. И что одним из инструментов борьбы за власть Юлия Владимировна изберет как раз тот самый законопроект об оппозиции, необходимость принятия которого она незадолго до этого изо всех сил игнорировала.

Закон в обмен на предательство идеалов

С началом второй парламентской сессии фракция БЮТ, которая уже смирилась со статусом оппозиционеров, начала подкидывать своим братьям по несчастью, депутатам из пропрезидентской «Нашей Украины», идею о формировании стойкой оппозиции и наделении ее обязанностями и, что главное, правами. Однако, «нашеукраинцы» подозрительно долго медлили с самоиндефикацией самих себя в бушующем парламентском море. Нерешительность почетного председателя НСНУ сказывалась на действиях его соратников по фракции – Виктор Ющенко долго не мог смириться с тем, что упустил возможность соорудить послушную коалицию.

Отчаявшись ждать, какую сторону все же примут «помаранчевые», БЮТ решил действовать в одиночку.

Первый проект, которым разродилась фракция, был раскритикован от первого до последнего пункта. «Сердечная» оппозиция требовала, по сути, невозможного – отдать руководство в ключевых парламентских комитетах представителям БЮТ, утвердить в государственном бюджете статью расходов на свою деятельность, учредить специальный печатный орган на манер «Голоса Украины», где бы оппозиция могла публиковать свои проекты. Естественно, что в этих требованиях Тимошенко и компании было наотрез отказано. Следующие, разработанные юристами и аналитиками БЮТ, законопроекты о жизнедеятельности оппозиции содержали менее резкие запросы, но и об их принятии речь тоже не шла – в это время ожесточилось противостояние Секретариата Президента и Кабмина, которые ввязались в борьбу за дележ властных полномочий. Тимошенко вновь затаилась в ожидании благоприятного момента – чуткий нос оппозиционерки осязал возможность употребления весьма многочисленной фракции БЮТ в чьих-либо интересах. Оставалось ждать: кто, Президент или премьер, первым предложит оппозиции встать на его сторону. Как оказалось, на такой шаг решился Кабмин, который через своих представителей в антикризисной коалиции сделал Леди Ю довольно заманчивое предложение. Оно заключалось в следующем: если бютовцы голосуют в унисон с антикризисниками за преодоление вето гаранта, которое тот наложил на закон о Кабмине, то коалиция платит той же монетой, претворяя в жизнь проекты законов об оппозиции и императивном мандате. Плата за фактическое предательство интересов своих избирателей была слишком высока, но это не смутило Тимошенко: 12 января наряду с преодолением вето Президента на закон о Кабмине, депутаты приняли в первом чтении оппозиционный законопроект. Но дальше этого дело не продвинулось: закон о деятельности правительства был в очередной раз ветирован, опубликование его за подписью спикера Александра Мороза постоянно срывалось, а вместе с этим «завис» и законопроект об оппозиции.

В это время Юлия Тимошенко поражала расстроенный электорат своей неопределенностью: в одних выступлениях она всячески опровергала наличие злого умысла в единении с регионалами, в других – констатировала на манер «ну изменила разок, ну с кем не бывает?». Из последнего, произнесенного лидером БЮТ на недавнем партийном форуме: «БЮТ остался единственной здоровой, последовательной политической силой, которая не пошла на союз с Партией регионов, живущей с ней в разных эпохах и разных мирах». Без комментариев.

Подножка от Мороза

Нет, конечно, Юлия Тимошенко не понаслышке знает о чертах характера председателя парламента. Но то, что спикер молвил 18 января, сродни удару под дых для размечтавшихся было о широких полномочиях бютовцев. А Сан Саныч, ничтоже сумяшеся, выдал следующую сентенцию: «Антикризисная коалиция не имеет никаких обязательств перед фракцией БЮТ относительно окончательного принятия закона об оппозиции. Но каких-либо обязательств относительно принятия окончательно этого закона, о преодолении вето на него (если будет наложено вето Президента Украины) не предусматривалось». То есть, с первым чтением помогли, императивный мандат узаконили (хотя Виктор Ющенко еще вполне может его ветировать), и на этом – бывайте здоровы, дорогие оппозиционеры! И совсем уж спикер добил Тимошенко тем, что полномочия, которые требует БЮТ, сильно широки, а потому их нужно-де загнать в рамки. То есть, принять рамочный закон. Проще говоря – декоративный. Мол, легитимная оппозиция у нас есть, а то, что роль ее не такая, как у большинства – так тут, извините, кто ж власть просто так отдаст.

Удар был болезненным. Больно Юлии Владимировне, по всей видимости, должно было быть оттого, что Мороз – далеко не последнее лицо в коалиции. А значит, почти наверняка выражает мнение более влиятельных политических фигур.

Что будет с оппозицией?

Так или иначе, а законодательно оформлять статус парламентской оппозиции все же придется. Сейчас много споров о том, как это лучше всего сделать. Одни эксперты склоняются к тому, что закон как таковой не нужен. Другие говорят – необходим. Третьи утверждают, что оппозиции неплохо живется и без легитимного статуса.

По мнению эксперта Виктора Чумака, достаточно прописать статус оппозиции в Регламенте Верховной Рады. «Но только в том случае, если бы Регламент имел статус закона. И тогда не было бы необходимости регулировать статус оппозиции другими законами. Регламент регулировал бы и деятельность большинства, и деятельность меньшинства. А нам предлагают закон, причем несовершенный», - говорит Чумак. И в его словах определенно есть смысл. Потому как в упомянутом законопроекте есть все кроме одного, на наш взгляд, важного: оппозиция как бы устраняется от принятия и выдвижения конструктивных решений и идей, альтернативных таковым большинства. Проще говоря, оппозиционеры получают право нещадно критиковать коалицию, не предлагая ничего взамен. А это недопустимо.

Другой политический эксперт, Владимир Фесенко, также нашел слабые места в законопроекте фракции Тимошенко: «Один из главных минусов этого закона: он пытается решить проблему только для парламента. И никоим образом не касается местных советов». Справедливое замечание. В очередном порыве отхватить немножко властных полномочий БЮТ забыл о судьбе оппозиционеров на местах. А это – серьезный упрек тем, кто рассчитывает на поддержку регионов.

По всей видимости, в результате еще одних политических торгов (например, за принятие закона «О Президенте»), БЮТ все же сможет принять нужный закон. Однако, есть еще один немаловажный аспект, который, похоже, намеренно скрывают: законодательная волокита – лишь способ отвлечь внимание тех, кто сейчас у власти. Ведь Тимошенко спит и видит очередную «революционную» весну, с роспуском парламента и повторными выборами в Раду. И надеется, что уж в этот раз она свою птицу удачи не упустит. Ведь, если верить рейтингам и данным последних опросов, БЮТ почти догнал по шкале электоральных симпатий Партию регионов. Если допустить, что повторные выборы таки будут, и в парламент пройдет от силы три партии – БЮТ, ПР и НУ, то вероятен вариант объединения БЮТ и «Нашей Украины» с уходом фракции регионов в оппозицию. А уж тогда Тимошенко регионалам никаких прав и полномочий не даст. Сбудется ли?

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3258