Я отношусь к тем людям, о которых в советские времена говорили бы: «Он не принял и не понял революцию». Не знаю почему, но не похоже то, что произошло два года назад, на революцию. Революция – это радикальное переустройство мира. Революция – это приход новой действительности. Революция – это радикальная смена элит. Ничего этого не было. Была имитация революционного процесса, когда энергию сотен тысяч людей использовали для улучшения благосостояния нескольких десятков политиканов. Я с огромным уважением отношусь к тем, кто выходил на революцию, мерз на Майдане и готов был защищать свободу и демократию. Но никакого уважения не испытываю к небольшой кучке «политиков», стоявших на Трибуне и красовавшихся перед камерами. Первые – верили. Вторые – знали. Верили в лучшее будущее. Знали, что революции бывают вполне прибыльным делом…

…Скорее всего, в историю Украины Оранжевая революция войдет как полуреволюция, незавершенная революция. Мировая история знает прецеденты подобных полуреволюций. Самый яркий из них – революция 1830 года во Франции. Революция, свергнувшая Бурбонов и приведшая к власти Луи-Филиппа Орлеанского. Добряк и надежда народных масс, Луи-Филипп на первых порах играл в либерала и даже ходил по парижским улицам, за руку здороваясь с парижанами. Но в историю Франции правление Луи-Филиппа вошло как «диктатура банкиров» (и здесь параллели уместны – сколько банкиров сегодня находятся на различных должностях – начиная с губернаторских?). Следом за революцией 1830 года пришла революция 1848 года, завершившая процесс установления власти буржуазии во Франции.. если принять во внимание, что Оранжевая революция в Украине носила буржуазный характер, то следует ожидать украинского 1848-го года. Через сколько он придет – не известно. Но то, что незавершенность первой стадии революции обязательно вызовет вторую стадию – это закономерно…

…Честное слово, почему-то не хочется говорить об Оранжевой революции всерьез. Сегодня утром, включив приемник в автомобиле, услышал шутку: В Украине решили перенести День дурака – на 22 ноября…

...Почему-то захотелось снять фильм… Я не собираюсь замахиваться на величественную эпопею или на кино в стиле «Мосфильм-Голливуд». Хочется снять маленький фильм. Такой себе клип… Ностальгия по студенческим временам, по гитаре, бутылке дешевого молдавского вина… И песня соответствующая, близкая нескольким поколениям… Виталий Коротич… «Последняя песня старого лирника». Помните, ее пели Никитины – в блестящем переводе Юнны Мориц?

В начале 70-х, когда Коротич писал свое стихотворение, трудно было представить ход истории и то, что спустя 30 лет его слова будут восприниматься как ужасное пророчество. Прошли годы. Коротич стал классиком украинской литературы и мэтром российской журналистики. Распался Советский Союз. Образовалась независимая Украина. Отгремели барабаны Оранжевой революции… Осталась песня, в основе которой лежат слова Коротича.

Именно она как нельзя лучше передает суть Майдана и Оранжевого процесса. Именно она может лечь в основу сценария нового фильма… Или клипа…

Лишь представьте: первые аккорды. Появляется Президент. Весь в оранжевом… Первые же слова – преисполнены символики и передают его суть и сущность:

Переведiть мене через майдан,
Туди, де бджоли в гречцi стогнуть глухо,
Де тиша набивається у вуха.
Переведiть мене через майдан.

Далее – Верховная Рада, противостояния вокруг трибуны, деление Украины на Восток и Запад, размахивающие мегафонами БЮТовцы, попытки реприватизации и люстраций – и все это вперемешку с шароварщиной, гопаками, песнопениями на Майдане, псевдоисторическими рассказами о мифических украх…

Переведiть мене через майдан,
Де все святкують, б'ються i воюють,
Де часом i себе й мене не чують.
Переведiть мене через майдан.

Падение рейтинга Президента. Огромные надежды и политические авансы оборачиваются разочарованиями. Ющенко уже не моральный авторитет нации, а некоторые не видят в нем и гаранта Конституции. Запад отворачивается от своего вчерашнего любимца. Вашингтон раздраженно реагирует на слово «Украина». Буш отказывается ехать в Киев. Москва поднимает цены на энергоносители…

Переведiть мене через майдан,
Де я спiвав усiх пiсень, що знаю.
Я в тишу увiйду i там сконаю.
Переведiть мене через майдан

Далее – лица Юлии Тимошенко и бабы Параски…

Переведiть мене через майдан,
Де жiнка плаче, та, що був я з нею.
Мину її i навiть не пiзнаю.
Переведiть мене через майдан.

Опять – ностальгия. Опять – кадры Майдана. Трибуна. Ющенко выходит к народу. Крики: «Ю-щен-ко! Ю-щен-ко!». Инаугурация… Виктор Андреевич становится Президентом…

Переведiть мене через майдан
З жалями й незабутою любов'ю.
Там дужим був i там нiкчемним був я.
Переведiть мене через майдан.

2005 год. Июль. Шестая модель БМВ. Телефон «Vertu». Андрей Викторович. Пресс-конференция Виктора Андреевича. «Журналистская морда». Сбор подписей под воззванием тех, кто еще вчера видел в Президенте Мессию…

Переведiть мене через майдан,
Де на тополях виснуть хмари п'янi.
Мiй син тепер спiває на майданi.
Переведiть мене через майдан.

Съезд НСНУ, апелляция к «идеалам Майдана», пустые разговоры о евроинтеграции, победа Партии Регионов на выборах и попытки Ющенко каким-то образом сохранить лицо и сохранить хорошую мину при плохой игре… И – неожаданная развязка, финал… Откровение…

Переведiть...
Майдану тлумне тло
Взяло його у себе i вело ще,
Коли вiн впав у центри тої площi,

А поля за майданом не було.

История двух последних лет, сжатая до одной песни. Глубокая философия и предостережение украинского «буревестника революции» - Виталия Коротича. Трагедия человека, ставшего – возможно, даже против своей воли и вопреки своим задаткам – лидером революции и одновременно могильщиком революции… Трагедия Майдана, за которым не оказалось поля – только улица (Крещатик), не ведущая к Храму, но ведущая к Киевской горадминистрации. И фешенебельный торговый центр, где на продажу выставлено ВСЕ. В том числе – если хорошенько поискать – и пресловутые идеалы Майдана.

…А относительно праздника, дня Свободы… У каждого собственное понятие свободы. Для одних это – осознанная необходимость. Для других – просто возможность увеличить длину цепи. Для третьих – это возможность ощутить прелесть свободного падения с высоты в несколько тысяч метров – без страховки и парашюта. Свобода – понятие растяжимое. Главное, не переборщить, дабы свобода не превратилась во вседозволенность и не выродилась в уродливые явления…

Специально для ForUm’a
Кость Бондаренко, Институт Горшенина,

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6000