Украина переживает расцвет коммерческой медицины. Лечение даже пустякового диагноза может обойтись в приличную сумму. Это касается всех сфер здравоохранения, а гинекологии, так и подавно.

О том, почему украинкам ставят диагнозы, которые не признает западная медицина, а также о распространенных мифах и заблуждениях о женском здоровье с корреспондентом ForUm`a беседовала акушер-гинеколог, врач-исследователь, учредитель и руководитель Международной Академии Здоровой Жизни Елена Березовская.

- Вы часто пишете, что украинские гинекологи сплошь и рядом лечат своих пациенток от заболеваний, которые западная медицина таковыми не считает. Почему так происходит?

- Я делю такие диагнозы на две группы. В первую входят те, которых действительно не существует в современной медицине, или они никогда не были диагнозами. Во вторую – те, которых нет у конкретной женщины. То есть, они являются ложными или попросту врачебной ошибкой, умышленной или случайной. К первой группе относится эрозия шейки матки, нарушение гормонального фона, нарушение менструального цикла, лейкоцитоз, элементы воспаления, поликистозные яичники, скрытая инфекция, гипертонус матки, токсикоз, «густая кровь», прогестероновая недостаточность и другие.

Диагнозы второй группы я часто называю коммерческими, ибо их постановка и лечение превращаются в банальное выкачивание или пустую трату денег. Например, почти всем подряд женщинам ставят эндометриоз, синдром поликистозных яичников, хронический эндометрит, нередко запугивают гипоплазией матки (чрезвычайно редкое врожденное состояние), ВПЧ-инфекцией, носительством ряда вирусов (ЦМВ, герпеса, Эпштейна-Барра), т.д.

- Есть ли маркеры, звоночки, указывающие на то, что врач, мягко говоря, хитрит и просто хочет заработать денег на доверчивой пациентке?

- Самый первый звоночек – это интенсивное запугивание с описанием страшных прогнозов исхода  якобы страшного заболевания. Врач должен приводить достоверные научные и медицинские данные, как положительные, так и отрицательные, а также рассказывать об альтернативных вариантах обследования и лечения. Если же он говорит, что, например, «у всех женщин эрозия переходит в рак, если ее не лечить», то это будет неправдой.

Второй звоночек – это назначение слишком большого количества анализов и диагностических процедур, причем дорогостоящих. В постановке диагнозов существуют так называемые диагностические критерии, то есть, основные симптомы и признаки, а не все подряд. Также, имеется «золотой стандарт» диагностики, куда обычно входит один-два, максимум три, наиболее эффективных метода, и они не обязательно должны быть инвазивными и дорогостоящими. Под инвазивным мы понимаем метод, требующий введения иголок, датчиков, аппаратов в полость тела через повреждение его оболочек и других структур. Именно поэтому у таких методов много осложнений и побочных сторон.

Третий звоночек – это назначение объемных схем лечения с применением нескольких препаратов одной группы (например, три антибиотика сразу), несовместимых по действию препаратов. Сюда же относится назначение массы «фуфломицинов», то есть веществ, которые вообще не обладают лечебным действием, но продаются под видом лекарств. Таких «препаратов» в аптеках Украины более 80%.

В современной медицине для лечения большинства заболеваний требуется от одного до трех лекарственных препаратов, не более. Продолжительность приема тоже пересмотрена, и теперь лечение может длиться очень недолго, иногда всего один день. Если объемное лечение назначается без всякого обследования, при первом визите к врачу, то лучше поискать альтернативное мнение.

Еще один важный звоночек – врач не хочет общаться с пациентом и отвечать на его вопросы, а также не интересуется историей болезни, жизни, всем тем, что мы называем анамнезом. До 90% диагнозов можно поставить только по сбору информации без всякого обследования. Конечно, для постановки точного и заключительного диагноза требуется  проведение ряда тестов и процедур. Но почему-то опрос пациента длится не больше 1-2 минут.

- Вы часто используете понятие коммерческий диагноз. Что это такое?

- Я «придумала» это понятие более 10 лет назад, когда начала анализировать схемы обследования и лечения моих соотечественников. Коммерческий диагноз – это чаще всего ошибочный диагноз, который ставится умышленно или неосознанно. В таком случае пациент подвергается длительному и необоснованному обследованию и лечению, что требует больших финансовых затрат.  При этом не важно, кто платит – сам пациент, страховая компания или государство. Так или иначе, деньги на страховку и налоги государству все равно идут из кармана самого человека, а прибыль всегда получает врач или лечебное учреждение.

- Какие диагнозы можно отнести к категории «коммерческих»? Существует ли подобная практика среди врачей за границей?

- Как я упоминала выше, это диагнозы, при которых обследование и лечение можно растянуть в многомесячные и даже многолетние хождения по врачам, лабораториям и аптекам.  Фактически получается такой себе «порочный круг». Сюда можно отнести, например, давно уже не существующую «эрозию шейки матки», «дисплазию шейки матки» (это состояние сейчас называется иначе и часто не требует лечения), «лейкоцитоз», «эндометриоз», «поликистоз яичников».

Список, на самом деле, длинный. Многое также зависит от возраста женщины. У девочек часто находят «модные» синехии малых половых губ и вечно спасают их от вульвитов. У подростков борются с повышенными мужскими гормонами и нерегулярностью менструальных циклов. У женщин, планирующих беременность, выискивают скрытые инфекции, «выравнивают» менструальные циклы до 28 дней гормональными контрацептивами, и даже запрещают им беременеть. Более зрелых женщин пугают преждевременным старением яичников, предлагая омоложение гормонами, и т.д.

В Северной Америке и Европе коммерческие диагнозы и медикаменты, которые назначаются для их лечения, в народе называют «блокбастерами». Это пошло от общего названия категории самых популярных фильмов, стабильно приносящих их владельцам огромную прибыль. Наиболее распространенные коммерческие диагнозы за рубежом – это депрессия, сопровождающаяся многолетним приемом антидепрессантов, повышенный уровень холестерина, который понижают многолетним назначением соответствующих препаратов, изжога, которую лечат антацидами вместо корректировки питания, и ряд других диагнозов. Но в отличие от нашей страны, за границей пациенту назначат один, максимум два препарата, а не целую авоську.

- Бытует мнение, что рожать первого ребенка после 23-25 лет уже критически поздно. Как к этому относится современная медицина?

- Рожать не поздно и после 35 лет. Просто азам репродукции, то есть зачатия и рождения потомства, необходимо обучать еще в школе, чтобы люди понимали свои физиологические возможности, а также знали о возрастных ограничениях по количеству и качеству половых клеток, без которых невозможно иметь детей.

Наиболее оптимальным для воспроизведения потомства с точки зрения физиологии человека, учитывая уровни возможных осложнений беременности и родов, является возраст в 21-25 лет. Конечно, такие рамки не совпадают с мнением самих женщин и общества в целом. Но даже до 30 лет уровень спонтанных зачатий и вынашивания беременности более-менее стабильный и сильно не меняется. А вот после этого возраста начинаются определенные изменения, а после 35 лет ситуация кардинально ухудшается.

Это не означает, что здоровых детей невозможно получить после 35 лет или даже в 40. Однако здесь уже существуют определенные риски в отношении здоровья матери и ребенка. И об этом женщины должны знать заранее. Нередко я получаю письма от женщин в районе 40 лет. Они жалуются на проблемы с зачатием ребенка, или на то, что за последние несколько лет у них было две-три потери беременности на ранних сроках, и теперь врачи выставляют массу диагнозов. Очень сложно объяснить таким женщинам, что их диагнозы в большинстве случаев ложные, что они здоровы, но по репродукции бьет их возраст.

Они говорят, мол, придумайте что хотите, любой «диагноз-ширму», и лечите, но не говорите, что это уже старость! И дальше ставят в пример соседку или подругу, родившую в 40 здорового ребенка. Поверьте, морально очень тяжело общаться с такими женщинами. Они воспринимают реальную ситуацию через призму непонимания своей физиологии и всего, что происходит в их организме по ходу жизни. Главное, морщин на лице пугаются, а то, что внутри органы тоже не первой свежести, они почему-то не воспринимают всерьез!

- С другой стороны, во многих странах, в том числе и в Украине, есть движение «child-free». Как, с медицинской точки зрения, влияет осознанный отказ от рождения детей на здоровье женщины?

- Я считаю, что решение о создании детей должно приниматься более осознанно, а не в угоду кому-то или чему-то. Знаю немало женщин, которые родили только «для галочки», как бы выполняя список  запланированных мероприятий: вышла замуж, родила ребенка, завела собачку, купила автомобиль и т.д.  Поэтому не удивительно, что чуть ли не половина браков заканчивается разводом.

Я уважаю тех женщин, которые не боятся говорить, что не хотят иметь детей, потому что не чувствуют в себе материнства, не любят возиться с детьми, и т.д. Это не проявление эгоизма или еще каких-то негативных человеческих качеств. Это намного честнее, чем  играть в «страшно хочу детей» перед другими, выдвигая при этом массу несущественных оправданий.

В отношении здоровья, все женщины имеют определенные риски: рожавшие – одни, не рожавшие – другие. Сравнивать эти группы непросто, потому что риски абсолютно разные и часто несопоставимые. Продолжительность жизни имеющих и не имеющих детей женщин не отличается.

- К слову, о «бытующих мнениях». Молодые и будущие мамы часто пользуются информацией из разнообразных «женских» форумов. Можно ли доверять советам из подобных источников?

- До 90% информации в Интернете – ложно. А на русскоязычных и украиноязычных форумах для женщин и подавно. Если система здравоохранения отсталая, то и в обществе будет циркулировать чрезвычайно устарелая информация не тему здоровья и болезней с преобладанием многочисленных мифов и слухов. К тому же, люди приходят на форумы поболтать, и часто их общение напоминает разговоры  старушек на лавочках под подъездом, где каждый делится народными и псевдомедицинскими методами спасения от разных болячек.

- С какими заблуждениями в области женского здоровья Вы чаще всего сталкиваетесь в своей практике?

- Практически все заблуждения основаны на полном незнании, того как устроен и функционирует женский организм. Чаще всего это касается менструального цикла, гормонов и их роли в регуляции менструального цикла и беременности. Под мифическим выражением «гормональный фон» прячется масса ложных убеждений, а заодно и страхов. Другая тема, не менее распространенная, это предраковые состояния шейки матки и ВПЧ-инфекция. Планирование беременности тоже выливается в потерю времени и денег из-за нехватки знаний о том, когда, как и при каких условиях зачинаются дети.

- Откуда происходят эти заблуждения?

- Уроки здоровья обязательно должны быть в школе. Но не в виде занудных лекций о вреде секса. Это фактически «Азы Жизни», азы выживания не в обществе людей, а в мире природы, к которому мы принадлежим и будем принадлежать всегда.

Например, во время стихийных бедствий люди гибнут не из-за самой стихии, а потому что не могут помочь себе, не могут найти приют, пищу, воду. Они просто ждут, что кто-то приедет, накормит, согреет и спасет. То же самое можно сказать и о женском здоровье.

Скажем, женщина приходит к врачу с чрезвычайно низким уровнем подготовки или же просто заинтересованному в прибыли, не имея понятия, что есть норма (мы даже не говорим о заболеваниях!). И любые его слова, сопровождающиеся запугиванием, она примет за чистую правду, испугается и будет, как зомби, выполнять любые предписания, в том числе вводить в свое тело гремучую смесь из 15 наименований лекарств и «фуфломицинов». Повышение уровня знаний о себе же милых – это первый шаг к избавлению от заблуждений.

- Как Вы относитесь к идее массовой и обязательной вакцинации от вируса папилломы человека? Есть ли положительный эффект в странах, где были введены такие программы?

- Отношусь негативно. Это единственная прививка, которую я не могу рекомендовать. Существует слишком много «белых пятен». Это касается и эффективности вакцины, и режимов ее использования, и финансовой заинтересованности тех, кто ее выпускает и распространяет через связи на государственном уровне, а также туманных данных о побочных эффектах, и т.д. Сейчас об этой вакцине идет очень много дебатов на форумах врачей и на профессиональных медицинских конференциях. Среди ее сторонников и противников есть огромное количество тех, кто колеблется и не уверен в ее необходимости. Наверное, ни одна другая прививка за всю историю вакцинации не вызывала такого колоссального обсуждения и противоречий среди врачей.

- Всегда ли ВПЧ провоцирует развитие рака шейки матки?

- В 99.9% случаев после контакта с онкогенными типами ВПЧ рака не будет.

- Как часто имеет смысл для женщины проходить тотальную проверку на инфекции?

- Я вас удивлю, но заграницей нет такого понятия, как тотальная проверка на инфекции или еще что-то. Сейчас цитологическое исследование (мазки на цитологию) рекомендуется проводить каждые 2-3 года женщинам, которые не входят в группу высокого риска по возникновению рака шейки матки. Регулярные осмотры у гинеколога не поощряются, так как  чувствительность гинекологического осмотра оказалась чрезвычайно низкой в отношении выявления опухолей яичников.

Другими словами, посещение гинеколога должно быть обосновано наличием жалоб или же высоким риском развития определенных заболеваний. Визиты к гинекологу каждые полгода ни в одной стране, кроме постсоветских, не практикуются. Но самое интересное, что уровни заболеваемости разными серьезными женскими болезнями в странах, где нет профилактических осмотров, от этого не ухудшаются, а здоровье женщин, и особенно продолжительность и качество их жизни намного лучше, чем в Украине. Так что, есть над чем задуматься.

- Какие методы контрацепции сегодня считаются наиболее безопасными и эффективными?

- Гормональные контрацептивы – это серьезные лекарственные препараты, стероидные гормоны. Также найдена связь между приемом гормональных контрацептивов и возникновением ряда онкологических заболеваний. Потому сейчас врачи во всем мире активно обсуждают рекомендации других видов контрацепции. В ряде стран в вопросы контрацепции вмешались юристы, которые требуют введения  письменного согласия пациента на прием гормональных контрацептивов.

Все больше врачей становятся сторонниками внутриматочного средства (спирали) или ВМС, но без гормонов. В принципе, мы все находимся в определенном тупике в отношении наиболее безопасных и эффективных методов контрацепции. Как бы странно это ни звучало, но воздержание от секса, то есть абстиненция, - это самое безопасное и эффективное средство. Правда, оно не подойдет большинству семейных пар.

- Как Вы относитесь к тому, что в некоторых европейских странах становится все более популярной женская стерилизация как метод контрацепции?

- Это тоже один из популярных методов. В США более популярна мужская стерилизация, а в ряде стран Европы – женская. Однако наибольшим недостатком здесь является необратимость процессов, особенно, если желание восстановить репродуктивную функцию приходит через продолжительное время после операции. Такой вид предохранения от беременности могут позволить себе женщины и мужчины, у которых уже есть дети. В некоторых странах даже существуют ограничения по использованию стерилизации. Но поскольку большинство женщин требуют контрацепции до создания потомства или в промежутках между рождением детей, то стерилизация подойдет далеко не всем.

- Насколько ответственно, по Вашему мнению, украинки относятся к своему здоровью? Отличаются ли они в этом плане от европеек, канадок, американок?

- Я не могу назвать ответственностью принятие решений на поводу у страха. Украинки посещают врачей намного чаще, чем жительницы развитых стран. Но если посмотреть на картину состояния их здоровья, то получается, что здоровых женщин в Украине нет. И это буквально начиная от новорожденных девочек, которых теперь дергают детские гинекологи (их нигде в мире нет столько, как у нас) и, заканчивая женщинами в климактерическом периоде, которым практически повально предлагают гормоны для «сохранения молодости».

Фактически, большинство украинок из кабинетов гинекологов не выходят, вечно у них что-то находят. А теперь воспользуйтесь статистикой и сравните уровни смертности и заболеваемости женщин, а также уровни продолжительности жизни по ряду стран. И задайте сами себе вопрос: как так получается, что за границей женщины здоровее, хотя по врачам ходят редко, а у нас все старательно что-то лечат, и вечно больны чем-то новым, да и умирают намного раньше, не дожив до той глубокой старости, до которой доживают европейские и американские женщины? Так ведь в Украине количество врачей, в том числе гинекологов, на душу населения серьезно превышает показатели Европы и США.

Так в чем все-таки проблема? В низком уровне медицинской помощи, а также в низком уровне знаний среди женщин и врачей. Поэтому, дело вовсе не в ответственности. Об ответственности можно говорить только, когда решение принимается с пониманием происходящего, с трезвой оценкой реальной ситуации, а не на поводу у большого страха за свое здоровье и жизнь.

Валентина Дудко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

10136