В августе 2014-го потребительские настроения украинцев снова ухудшились на фоне обострения военных действий на Донбассе, разрушения промышленной инфраструктуры региона и девальвации гривни.
Индекс потребительских настроений (ИПН) составил 54,7 — на 10,4 пункта хуже, чем в июле. Об этом говорят данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine.
«Индекс потребительских настроений в августе еще больше приблизился к рекордно низкому уровню первых месяцев 2009 года. В последние месяцы потребительский оптимизм находится под равным воздействием ситуации на востоке страны и на валютном рынке. Далее эти два фактора будут сохранять свое влияние на потребительские настроения, и к ним добавятся ожидания относительно стабильности энерго-и теплоснабжения зимой», — отмечают аналитики компании.
Больше всего — на 18 пунктов — снизился индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (составил 43 пункта), а индекс экономических ожиданий на пять лет упал на 11 пунктов — до 72,8. Индекс текущего личного материального положения составил 49,4, что на 4,5 пункта хуже июльского результата, а индекс целесообразности делать крупные покупки ухудшился на 8,3 пункта — до 53,8. Продолжается ухудшение инфляционных ожиданий: соответствующий индекс в августе вырос на 2,8 пункта - до 188,7.
Одновременно существенно усилился пессимизм украинцев относительно курса гривни в течение ближайших трех месяцев: индекс девальвационных ожиданий вырос на 22,1 пункта — до 147,8. Улучшился только один индикатор: индекс ожидаемой динамики безработицы. Он равен 146,7, что на 1,1 пункта меньше, чем в июле, пишут «Вести».
По мнению эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, в первую очередь на потребительские настроения повлияло понижение покупательной способности населения.
«С января по июль зарплаты в долларовом эквиваленте ощутимо упали, если смотреть по статистике за декабрь, когда средний заработок был на уровне 3600 грн и доллар был 8 грн. Сейчас долларовая сумма будет куда меньше, — говорит он. — При этом выросли цены практически на все товары, потому что большинство потребительских товаров в Украине импортные, только продукты питания местные, но и те подорожали».
Также, по его мнению, на настроениях отразились действия Нацбанка по ограничению обмена валюты и снятия средств со счетов. «Началась вполне предсказуемая паника. Население уносит деньги из банков и складывает их дома под матрасом. Потому что не знают, чего ждать от курса или от АТО и что им понадобится в первую очередь: холодильник или бронежилет. Они ждут, что в самый последний момент надо будет куда-то бежать и что-то срочно покупать», — говорит Гаврилечко.
Покупаются только товары первой необходимости и продукты. «Население решило пока придержать деньги, — подтверждает старший экономист Международного центра перспективных исследований Василь Поворозник. — Больше стали экономить на одежде, внимательнее следить за распродажами и секонд-хендами, отказываются от лишних покупок». И, конечно же, отказываются от крупных приобретений вроде дорогостоящей бытовой техники и автомобилей.
В то же время, по словам Василя Поворозника, наши сограждане не перестали ездить в отпуск и дарить друзьям подарки. «География отдыха изменилась, переключились на более дешевые страны, такие как Болгария. А вместо Крыма путешествовали по другим направлениям внутри страны — поднялся внутренний туризм», — говорит он. При этом украинцы стали меньше потреблять импортных товаров и переключились на внутренних производителей. «Все ищут, где бы сэкономить. В оптовых магазинах вроде «Ашана» наверняка увеличились продажи, поскольку люди стараются закупить побольше: «на всякий случай» и «пока не подорожало». А более бедные слои населения больше начали заходить на рынки, а не в супермаркеты», — говорят эксперты.
Аналитики опасаются, что существенного улучшения придется ждать несколько лет. После полной стабилизации ситуации в восточных областях сразу восстановить работу смогут далеко не все предприятия — многим потребуется реконструкция. Так что на стабилизацию экономики проблемного региона и страны в целом потребуется немало времени. Так же как и для бизнеса.
«Не исключаю, что осенью может быть небольшой прирост в сфере развлекательной индустрии, так как война побуждает в людях желания отвлечься от нее. Но и он будет недолгим, учитывая, что у людей нет денег на развлечения», — прогнозирует Юрий Гаврилечко.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом