«Неладно что-то в Датском королевстве», – говаривал принц Гамлет, правда, в литературной обработке русскоязычных переводчиков. У Шекспира же эта фраза звучит немного иначе: «Something is rotten in the state of Denmark», что в дословном переводе – «подгнило что-то в Датском королевстве».
 
Именно на такие ассоциации наталкивают современные украинские пейзажи: от мусорных баков возле многоквартирных домов до окрестностей городов и весей, лесов и гор нашей Отчизны. Сотни тонн различного рода отходов ежедневно вываливаются как в специально отведенных, так и, особенно, в запрещенных для таких целей местах.
 
Знакомая картина?
 
«Благодаря» этому Украина, воспетая в песнях как «зеленый и цветущий» край, постепенно превращается в огромную и дурно пахнущую свалку. Все попытки бороться с горами мусора, растущими в геометрической прогрессии, привели к созданию вокруг больших и малых населенных пунктов так называемых полигонов (термин прямо из военной лексики!).
 
Поскольку эти места имеют ограниченную площадь, мусор уплотняют, т.е. закатывают в землю, которая на многие годы становится непригодной для использования. Никто не хочет задумываться о том, что время распада пластика в природной среде – 400 лет, полиэтиленовой бутылки – 100 лет, полиэтиленовых мешков – 20 лет, а стеклянной бутылки – один миллион лет! Иногда мусор на полигонах «самовоспламеняется», превращая в ад жизнь людей, имеющих несчастье жить рядом с такими «изобретениями» цивилизации.
 
 
 
К сожалению, проблема утилизации отходов все эти годы оставалась для власти далеко не на первом месте. Мешало все: выборы, Оранжевая революция (даже Говерлу завалили мусором!), финансовый кризис, снова выборы. Видимо, «лед тронулся» только после Евро-2012, имевшего и обратную, не футбольную сторону (помните отъезд с Труханова острова сторонников охраны окружающей среды – шведов?).
 
И что интересно! Есть у нас в стране Министерство экологии и природных ресурсов. Сокращенно оно называется Минприроды, т.е. «экология» здесь как бы второстепенное понятие. Наверное, поэтому на ее (экологии) защиту встала Генеральная прокуратура Украины, выступившая накануне Дня независимости с совсем непраздничным заявлением. Оказывается, общий объем промышленных и токсичных отходов уже составил более 14 миллиардов тонн! Угрозу представляют отходы I-III класса опасности, которых накоплено более 19 миллионов тонн. Из-за отсутствия полигонов для удаления опасных отходов в большинстве регионов они хранятся на территории предприятий, а существующие полигоны в большинстве случаев не выполняют функцию природоохранных сооружений и крайне негативно влияют на окружающую среду. Естественно, за нарушения экологического законодательства органы прокуратуры возбуждали уголовные дела, часть их направляли в суд, вносили протесты и т.д. и т.п. Но решат ли все эти меры проблему «мусоризации» страны? Думается, что нет!
 
Выход из создавшейся ситуации существует, и состоит он в создании современной мусороперерабатывающей отрасли. Многие страны мира давно и успешно осуществляют такую политику на национальном уровне. Примером по переработке отходов для многих европейских стран является Швеция. На сегодняшний день там перерабатывается более 80% всех видов бытовых отходов. Что стало возможно только после перехода на самые современные технологии переработки. Всего лишь около 18% мусора сжигают, но тоже без нанесения ущерба окружающей среде (и снова – спасибо технологиям!). И только 2% занимает вывоз отходов на полигоны для их захоронения, при этом на территории Швеции свалок «украинского типа» вы не найдете (видимо, на Трухановом острове жили какие-то «неправильные» шведы!). В Швеции широко применяется система так называемых «депозитов», когда в цену продукции входит стоимость ее утилизации.
 
Мини-завод для переработки грязных ПЭТ бутылок

Еще более выгодно сдавать бытовую технику и автомобили. Все, что может нанести вред экологии – вывоз мусора, его утилизация или хранение – строго контролируется государством. За незаконный вывоз мусора налагается огромный штраф, а на всех предприятиях переработки вторсырья установлены датчики по контролю за предельно допустимой концентрацией вредных веществ. Информация с этих датчиков постоянно поступает в государственные органы надзора за экологией.

Другой пример – Япония. Территория страны слишком мала, чтобы использовать ее под мусорные полигоны. Поэтому на сегодняшний день в Стране восходящего солнца подвергается вторичной переработке около 45% всех отходов, а вывоз мусора на полигон с последующим хранением занимает всего лишь 18%. И японцы постоянно стремятся свести последний показатель к нулю. Слава Богу, и у них нет проблем с современными технологиями.

Недавно и у нас начались подвижки в этой сфере. По словам заместителя директора государственного предприятия «Чистый город» И. Алексеевца, «заявление премьер-министра Украины Николая Азарова о необходимости скорейшего строительства мусороперерабатывающих заводов может свидетельствовать о том, что власть наконец обратила внимание на вопиющую ситуацию с утилизацией твердых бытовых отходов в Украине». Еще 8 августа правительством было утверждено предварительное технико-экономическое обоснование Национального проекта «Чистый город». Правда, тот же эксперт отметил, что документ пока не вступил в силу из-за затянувшейся процедуры бюрократических согласований. Хочется верить, что Николай Янович как руководитель исполнительной власти и человек последовательный сможет «убедить» своих подчиненных поскорее завизировать необходимые бумаги. А если процесс затянется, можно провести выездное заседание Кабмина на полигоне ТБО №5 под Киевом. Там слова принца Датского сразу приходят на ум, причем без литературной обработки – в дословном переводе!

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3572