
Каждый год к привычным для зимы проблемам в виде снежных заносов прибавляется еще одна, сугубо городская – сосульки. Они свисают с карнизов домов над головами прохожих, словно мифические Дамокловы мечи. И преуменьшать их опасность не стоит. Поскольку даже туристку из далекой и жаркой Австралии, которой, казалось бы, уж чего-чего, а сосулек бояться не стоило бы, недавно в Киеве привалила одна такая ледышка.
С наступлением оттепели опасность стала еще серьезнее – снежно-ледяные груды с грохотом падают с крыш и балконов на головы беспечных горожан. ForUm обзвонил травмпункты столицы, чтобы узнать сводки за последние сутки. Оказалось, что статистика обращений существенно не изменилась. Большинство травм люди получили, пострадав от гололеда.
«Статистика за последние сутки ничем существенным не отличается от предыдущих дней», – заверили в травмпункте столичной Городской больницы № 12. По словам дежурного врача, обращений было двадцать. Травмы традиционны для сезона гололеда – это преимущественно повреждения рук и ног.
Врачам уже пришлось помогать и пострадавшим от падения сосулек и снега с крыш. Таких пока, к счастью, мало, человек пять. Медики предполагают, что столь немногочисленные обращения связаны, скорее всего, с бдительностью горожан.
Но неужели уберечь от опасности может только собственная бдительность? Оказывается, что для борьбы с сосульками существуют спецотряды спасателей. ForUm решил посмотреть, как это происходит, и вместе с аварийно-спасательной службой отправился на очередное задание.
Итак, ровно в 9.30 утра мы прибываем в Киевскую службу спасения (КСС) по ул. Вышгородская, 21. Во дворе спасатели неспешно грузят в машину необходимое оборудование. Кто-то курит в сторонке, много шутят. На столике у входа в кабинет командира вижу журнал «Женские истории». Впрочем, среди спасателей есть немало женщин.
Далее проходим в кабинет командира правобережного отряда Юрия Бороды. Он как раз распределяет задания между начальниками аварийных служб спасения. ForUm закрепляют за отделением Валерия Моленко.
Получив в руки распечатку с десятью адресами, командир отделения спешит за лопатой. Кстати, у спасателей она непростая, а закрепляющаяся, словно варежки у ребенка, веревками.
«Это для того, чтобы во время работы не упустить ее с крыши, – объясняет Моленко, увидев мой вопросительный взгляд. – Если трудишься на 10-16 этаже, долго придется за ней бежать. Да и пришибить кого-то можно».
А пока Моленко готовит свое отделение к операции «Сосулька» (так в шутку называют свою работу спасатели), Борода раскрывает мне все нюансы в работе их службы.
«Если на вашем доме образовались сосульки, угрожающие жизни и здоровью прохожих, вам необходимо в первую очередь обращаться в ЖЭК. Они обязаны принять меры, иначе их оштрафуют. Но если вдруг они ничего не предпримут, вам следует жаловаться в службу мэрии по известному номеру 1551», – советует Борода.
По его словам, КСС чаще всего обслуживает социальные объекты: школы, детские сады, поликлиники и больницы – весь бюджетный сектор. Они сами звонят и просят приехать. За это служба с них не берет ни копейки. А вот для частных учреждений существует специальная такса. Она зависит вовсе не от объема работы, а почасовая – 939 грн за один час.
«Дело в том, что объекты бывают разные: на одном можно справиться за пару часов, на другой угрохаешь двое суток», – поясняет Борода.
Среди сложностей в работе спасателей он называет двускатные и/или прогнившие крыши. Таких больше всего в «хрущовках» и «сталинках» – на Печерске, Нивках и т.д.
«Часто крыши в таком ужасном состоянии, что промальпинисту попросту не за что закрепиться, – возмущается Борода. – Ограждения практически сгнили, местами крыша обрушена. Например, недавно нам пришлось работать в школе, расположенной в селе Троещина. Она настолько старая, что ступить страшно! Пришлось работать с земли».
В тоже время Борода говорит, что работа шла бы быстрее, однако по правилам безопасности альпинистам можно трудиться только в световой день.
Итак, оборудование погрузили, лопаты сложили – вперед!
Первым объектом, на который выехали спасатели, оказалась средняя школа №54 на ул. Белецкого, 7. По иронии судьбы Родион, один из спасателей, когда-то в ней учился.
«Будешь спасать свою альма-матер», – подшучивают над ним коллеги.
Припарковавшись у школы, спасатели облачаются в страховочное снаряжение.
«Сегодня у нас не сложный объект, поэтому достаточно нижней обвязки, – говорит спасатель Виктор. – При сложных, высотных работах обязательно надевается также грудная подвязка».
Подобрав из большой связки подходящий для подъема и спуска карабин, он надевает каску. Те же действия проделывают и другие спасатели.
Затем часть группы отправляется в школу. Поднявшись на второй этаж, они через окно выходят на крышу перехода в спортзал, расположенный особняком от учебного заведения. Тем временем оставшиеся дежурить на земле прикрепляют к ГАЗельке трос и тоже выводят его на крышу – для страховки. Когда трос ослабевает, машина отъезжает вперед, тем самым натягивая веревку.
«Это еще цветочки! Вот на Крещатике в Пассаже нам туго пришлось! – восклицает Моленко. – Там на карнизе висела трехтонная брыла! Мы старались ее разбить на куски, но лед – такая непредсказуемая штука! Почти целой слетела! Когда разбилась об асфальт и разлетелась на десятки метров, земля так загудела, что казалось, будто разорвалась бомба. Звук, похожий не бьющееся стекло, было, наверное, слышно за сотни метров».
По словам Моленко, в тот момент мимо проходил мужчина. Спасатели его не пускали, а он, бросив «мне надо», напролом пошел в опасную зону.
«Едва не пришибло! Если бы еще шаг – не жилец!» – говорит Моленко.
Он также припомнил трехметровую сосульку на здании мэрии – со стороны дворов. Правда, ее удалось сбить без эксцессов. «А вообще, если сравнивать с прошлым годом, то сосулек примерно столько же», – подытоживает Моленко.
Между тем остальные спасатели уже активно машут лопатами на крыше. Бьют по карнизу, к которому крепятся одно-двухметровые сосульки. Те, бывает, частями слетают, а бывает, срываются огромными глыбами. В школе как раз звучит звонок на переменку, дети высыпают в коридоры. На улицу их пока не пускают – на время занятий все выходы заблокированы.
«Что смогли, мы сбили сами. Затем вызвали бригаду спасателей. Вчера уже одни приезжали, но не успели все сделать. Сегодня доделывают другие, – рассказывает заместитель директора по хозяйственной части Лидия Ященко. – По периметру школы мы развесили предупреждения, выставили ограждения – от детей можно всего ожидать».
«Бывает, объясняешь человеку – не ходи туда, опасно. А он отвечает, мол, я стороной. Но льду-то ведь это не объяснишь! – возмущается спасатель Форноляк, дежурящий снизу, чтобы не допустить в опасную зону прохожих. – А еще достали машины! Ужасно мешают работать. Бывает, подойдешь – стукнешь по ней, сработает сигнализация. Но редко когда выходит хозяин. Приходится либо ювелирно работать на свой страх и риск, либо откладывать задание на другой день».
Напоследок фотографируемся с трофеем – тяжелой глыбой льда, свалившейся с крыши. Желаем спасателям спокойных дежурств и уезжаем.
Читателям же хотим пожелать: граждане, будьте бдительны! Сосулек в Киеве очень много и все их убрать не удастся. И не потому, что не захотят, а попросту не успеют.
Фото Виктора Ковальчука
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом