В Мюнхене начинается судебный процесс против предполагаемого нацистского пособника 89-летнего Джона (Ивана) Демьянюка. По версии обвинения, при его косвенном участии в 40-х годах были убиты около 28 тысяч евреев. Подсудимый свою вину полностью отрицает.

За оградой бывшей женской тюрьмы в Людвигсбурге Германия пытается искупить грехи прошлого: люди, которые здесь теперь сидят и работают, заняты поиском нацистских преступников. Курт Шримм собирал улики против американца украинского происхождения Джона (Ивана) Демьянюка. Получилось 40 томов.

«Нас интересовала, его деятельность, назовем ее предполагаемой - в лагере Собибор. У нас нет прямых улик, которые бы свидетельствовали о его персональном участии в казнях. Но мы знаем, что он там был надзирателем, знаем, что Собибор был чистым лагерем смерти, а не рабочим лагерем. И мы знаем, что каждый, кто попадал в Собибор был убит. И каждый, кто там служил, был частью этой машины убийства», - сказал глава центра по раскрытию преступлений национал-социалистов Курт Шримм.

Ожидается, что освещать процесс в Мюнхен приедет около 220 журналистов, наблюдатели, историки и ученые. В процессе будут принимать участие порядка 40 частных обвинителей, по большей части это родственники людей, убитых в Собиборе. Немецкие СМИ называют дело Демьянюка «одним из последних в мире среди процессов против преступлений нацизма». До мая 2010 года запланировано 35 дней судебных заседаний.

В польском местечке Собибор в 1942-1943 годах были уничтожены 250 тысяч евреев. Следствие пытается доказать причастность Демьянюка к гибели 28 900 человек. Есть удостоверение СС и его фамилия в списках лагерной охраны. Но бывает, что не только документальных улик, но даже живых свидетелей оказывается недостаточно. Так случилось в 1993 году в Израиле, где Демьянюк ожидал казни. 18 человек опознали его как Ивана по кличке Грозный - палача из концлагеря Треблинка. Но справка из архива КГБ о том, что фамилия Грозного была Марченко, развалила дело. Его нынешний адвокат рассчитывает на то, что мюнхенский процесс закончится так же.

Экстрадиция Демьянюка из Штатов, куда он уехал в 1952 году, вообще была под вопросом: суды, апелляции, сердечные приступы, так продолжалось до тех пор, пока сотрудники иммиграционной службы США не заметили его садящимся за руль автомобиля. Но все-таки ему почти 90, и судить его будут медленно.

Судебные заседания ограничены по времени: 90 минут два раза в день. И в зале будут дежурить врачи. Они могут понадобиться не только подсудимому, но и тем, кто будет против него свидетельствовать.

У преступлений, за которые судят Демьянюка, нет срока давности, но ему могут припомнить одно дело, сданное в архив. Это случилось уже после войны, когда он работал шофером на американской военной базе в Германии. Под колеса его грузовика попал человек - еврей по национальности. Тогда это признали несчастным случаем, но по информации, которая появилась в газетах накануне процесса, прокуратура попытается доказать, что это было преднамеренное убийство. Может быть, водитель и пешеход знали друг друга.

По материалам «Вести.ру», РИА «Новости»

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3293