НАК «Нафтогаз Украины» имеет право обратиться в ОАО «Газпром» с предложением внести изменения в соответствующие пункты подписанных контрактов с целью приведения их в соответствие с межгосударственными соглашениями и установления равноценных паритетных отношений договорных сторон.
«Секретариат Президента Украины, в частности, юридические подразделения под моим руководством, подготовили сводный краткий юридический анализ газовых соглашений, подписанных 19 января 2009 года в Москве», - сообщил заместитель главы Секретариата Президента Украины, Уполномоченный Президента Украины по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины Игорь Пукшин, сообщает «УНИАН».
В сообщении отмечается, что положения контрактов на транзит и поставку газа дают серьезные основания для заключения о явной диспропорции в вопросах прав и обязанностей, а также в основах ответственности договорных сторон, что дает право НАК «Нафтогаз Украины» обратиться в ОАО «Газпром» с предложением внести изменения в соответствующие пункты контрактов с целью приведения их в соответствие с межгосударственными соглашениями и установления равноценных паритетных отношений договорных сторон.
Отказ ОАО «Газпром» внести изменения в контракты предоставит право НАК «Нафтогаз Украины» обратиться в компетентный арбитраж - Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма для решения спора о внесении соответствующих изменений в контракты или для признания дискриминационных положений контрактов недействительными, отмечает Пукшин.
Основаниями для признания контрактов или их отдельных положений недействительными могут быть предписания законодательства Швеции, которое применительно к контрактам.
В частности, в соответствии с законодательством Швеции в случае, если одна из сторон договора находилась в неблагоприятных обстоятельствах, а другая сторона воспользовалась такими неблагоприятными обстоятельствами, чтобы навязать первой стороне невыгодные ей условия договора, такой договор может быть признан ничтожным либо недействительным в целом, либо в соответствующей части.
Такие же последствия наступают в случае, если стороны при заключении договора находились в заведомо неравнозначном положении, и та сторона, которая имела преимущество над другой, воспользовалась своим преимуществом, чтобы заключить договор на выгодных для нее условиях. (Abuse of Position Section 31, Contracts Act). Такие же последствия может повлечь за собой тот факт, что одна из сторон осуществляла переговоры не с позиции добросовестности (good faith, section 33, Contracts Act).
Приведенные дискриминационные положения контрактов, которые предоставляют ОАО «Газпром» очевидные преимущества, а НАК «Нафтогаз Украины» ставят в явно неблагоприятное и зависимое положение, дают основания для вывода, что заключению контрактов предшествовали переговоры, которые не отвечали принципу добросовестности, отмечают в Секретариате Президента.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом