Похоже, в газовых перипетиях, зашедших в тупик, намечается сдвиг. Во всяком случае, предстоящий субботний газовый саммит при участии руководства Украины, России и ЕС, общественность склонна называть «светом в конце тоннеля». Известно также, что Президент РФ Дмитрий Медведев предложил собраться в Москве. Однако премьер Украины Юлия Тимошенко настаивала на проведении саммита на территории ЕС. И, похоже, ее мнение перевесило. По крайней мере, посол Чехии в России Мирослав Костелок заявил, что газовый саммит, скорее всего, пройдет на территории ЕС.

Кстати, Александр Палий, эксперт Института внешней политики Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины считает, что «то, что саммит будет проходить на территории ЕС – очень оптимистический вариант для Украины», поскольку «само место проведения, и те шансы, которые даются нашей стране для полного, всеобъемлющего освещения среди дипломатов, чиновников и в СМИ соответствующих стран».

Его коллега Кость Бондаренко, политолог, директор Института проблем управления им. Горшенина полагает, что на предстоящем саммите «в обязательном порядке попытаются вынести политику за скобки, а будут вести диалог только в деловом, экономическом ключе. О развитии ситуации в целом тоже трудно сказать. Один из вариантов – в результате переговоров вдруг родится «РосУкрЭнерго-2», который будет стоять на совершенно других позициях. И если «РосУкрЭнерго» создавалось 50х50 на паритетных основаниях Украины и России, то сейчас какой-нибудь новый клон, боюсь, будет менее выгоден для Украины.

Тарас Чорновил, народный депутат Украины VI созыва убежден, что «компромисс будет рано или поздно потому, что все его требуют». Но допускает, что все «может немножко затянуться во времени – может быть, где-то до весны. Уверенные шаги по разблокированию системы транзита, я думаю, будут сделаны в течение недели, но силовые вопросы будут «колотиться» до весны. Почему я говорю именно о весне: цена нефти резко пошла вниз в начале осени. Есть временные рамки – 9 месяцев, по истечении которых Россия уже не сможет выставлять ту цену, которая ей нравится. До конца весны еще может говорить о 450 долларах, а с конца весны цена на газ должна упасть 250-270 долларов – это Евросоюз. На таких условиях, безусловно, что у России еще меньше козырей».

Нардеп из БЮТ Андрей Шкиль выражает свое мнение так: «На вопрос решит ли что-то именно этот саммит – тяжело ответить, но то, что все вопросы может решить только саммит – это однозначно. Других вариантов достижения конструктивных решений не существует. Мы заинтересованы в том, чтобы все возобновилось. Но, с другой стороны, украинцы не имеют никаких оснований стимулировать процесс потому, что мы независимы от российского транзита. Просто когда идет российский транзит, нам не надо свой газ компрессорными станциями гнать на восточную и южную Украину – там другая технология работает.

И все, а то, что плохо или хорошо – нам все равно. Говорят, что мы должны обеспечить прописанные в контракте условия по транспортировке газа – это не правильно. В контракте написано, что мы должны обеспечить Европу газом, то есть обеспечить транспортировку газа с украинской границы с Россией и до украинской границы с ЕС – вот и все. А когда газа нет, при всем нашем желании мы ничего сделать не можем. Решать вопросы транспортировки собственными средствами и силами Украина не собирается – этот этап давно прошел».

Михаил Чечетов, народный депутат из фракции Партия регионов думает, что «на этом саммите россияне хотят руками европейских руководителей устроить публичную порку, прежде всего президенту Ющенко за то, что он заморозил пол-Европы и заставить его пойти на все для того, чтобы открыть газовый коридор через Украину. И, несмотря на то, что этот «матч» будет сыгран, скорее всего, не в России, а на европейских полях, думаю, этот сценарий все равно будет реализовываться».

Тарас Стецькив, народный депутат из фракции НУ-НС уверен, что «при активном посредничестве и активной позиции Евросоюза этот саммит может быть успешным. Могут быть найдены компромиссы для решений газовых разногласий, которые навязала Украине и Европе Россия».

Олег Зарубинский, народный депутат из фракции Блок Литвина не боится быть банальным, и уверен, что «надежда умирает последней. Но это как раз тот случай, когда она должна не умереть, а, наоборот, конвертироваться в решение вопроса о поставках газа как в Европу, так и, прежде всего, к нам, на Украину. Во всяком случае, я думаю, что публичность и транс-поверхность этого обсуждения, когда есть обвинения и вторая сторона сразу отвечает, а не делает это через СМИ, может подвигнуть лидеров государств, во-первых, быть осмотрительнее и точнее. И, во-вторых, как мне кажется, минимизирует попытки манипуляций».

В отличие от своих коллег-парламентариев, коммунист Леонид Грач сомневается в успехе встречи: «Еще раз постановка вопроса со стороны России о необходимости провести такой саммит подтверждает, что острота проблемы чрезвычайно высокая. С другой стороны, Европа, естественно, не в состоянии была сама решиться на влияние в отношении правомерного поведения Украины. Потому, что Украина, я имею в виду ее руководство – Ющенко и Тимошенко ориентируется на Вашингтон, нежели на Европу, к которой так стремится. И это очевидно, что теперь главам государств, правительствам европейских стран надо, в конце концов, принять все ответственные решения, если они не хотят продолжать катаклизмов. А вот послушается ли Украина…. В этом я продолжаю глубоко сомневаться, потому что поедет туда правительница по имени Тимошенко, которая опять глазки всем состроит, со всеми похихикает, приедет, и опять будет искать тех крайних, которые к проблеме не имеют никакого отношения. Посидят-поговорят, а проблемы как были, так и будут», - отмечает политик.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2361