Украинизация продолжает шагать по стране. Очередной фронт борьбы с русским языком открыл министр образования Иван Вакарчук (отец лидера «Океана Ельзи» Святослава). На итоговой коллегии министерства чиновник потребовал от ректоров всех украинских вузов до 19 апреля подать ему сведения, как обстоит дело с преподаванием предметов на украинском языке, и напомнил, что одним из самых приоритетных заданий его ведомства является внедрение в полном объеме преподавания в высших учебных заведениях «державной мовы» в течение трех лет. Вузы также должны подготовить объяснительные — почему до сих пор используется негосударственный язык.

Вакарчук сказал, что ответственность за выполнение программы перехода на госязык будет лежать на вузах, которые в контрактах с преподавателями должны прописать обязательное ведения обучения на украинском. И, соответственно, если преподаватель эту норму не соблюдает, значит налицо нарушение контракта со всеми для вытекающими для работника последствиями (то есть, надо полагать, будут просто увольнять), пишет «Сегодня».

Сейчас ситуация в вузах примерно следующая. В центре, в Киеве и на Западе страны переход на украинский язык был завершен худо-бедно еще лет десять назад. На юго-востоке в крупнейших университетах и институтах читают в большинстве своем на русском (в первую очередь это касается технических, естественнонаучных и медицинских дисциплин). И с этим до последнего времени власти мирились — ведь иначе мог пострадать учебный процесс (студенты бы просто не поняли о чем им читают лекции, да и преподавателям очень трудно). Но теперь, как видим, стоит задача искоренить язык Пушкина окончательно. Реакция юго-востока оказалась прогнозируемой.

Сергей Киселев, доцент кафедры социальной и экономической географии, Таврический Национальный Университет им. Вернадского (Симферополь), считает, что на Вакарчука нужно подавать в суд за разжигание межнациональной розни. «В связи с этим в последнее время внимательно изучаю статью 161 Уголовного кодекса Украины, которую обычно упоминают в случаях разжигания межнациональной розни, и которая правильно называется «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии». Думаю, в этом случае есть все основания для судебного иска именно по этой статье».

Его коллега из того же ВУЗа, преподаватель на факультете журналистики Ольга Володченко считает, что в случае 100% украинизации многие ее коллеги будут искать другую работу. «Людям ведь не оставляют выбора, таких драконовских методов не было даже при тоталитарном советском режиме, который так любят сейчас ругать. Я за то, чтобы они прекрасно владели двумя языками, но это не достигается такими методами, которые сейчас предлагают».

Депутат от Партии Регионов Вадим Колесниченко назвал инициативу министра «нацистской»: «Патриот возвышает свою нацию путем создания условий для ее развития, а нацист — за счет подавления других наций. Проблемы в Косово начались тогда, когда там было запрещено получение образования на албанском. Так что, Вакарчук готовит почву для раскола Украины». Другой «регионал», юрист Валерий Бондик, считает, что повальная украинизация ВУЗов противоречит ст.10 Конституции. «За русским языком закреплено право на свободное развитие и использование, — говорит Бондик. — Поэтому если преподавателей будут увольнять из-за того, что они хотят преподавать по-русски, ни могут смело обращаться в суд». Фракции НУНС и БЮТ поддерживают инициативу Вакарчука и намеков на раскол страны в ней не видят. «В инициативе Вакарчука нет ничего нового, — так считает депутат-бютовец Виталий Курило, член комитета Верховной Рады по науке и образованию. — Это норма, принятая еще задолго до прихода Вакарчука в министерство в начале 90-х. Просто она не всегда выполнялась. Теперь Вакарчук решил взять это на контроль».

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3911