В стремительно развивающемся техногенном мире что-то постоянно уходит вперед, а что-то остается неизбежно далеко позади. В какой-то момент оказалось на распутье и современное радио. Смирившись с тем, что кабельному осталось недолго, оно ринулось на волны FM и в Интернет. Однако за танцевальными миксами и какофонией дерзких голосов молодых ведущих куда-то совсем пропали культурно-исторические передачи, радиоспектакли и программы с хотя бы минимальным интеллектуальным уклоном. В День работников радио, телевидения и связи ForUm заглянул туда, где все это еще есть – в Национальную радиокомпанию Украины – и пообщался с ее Генеральным директором.
– Чем живет сегодня Национальная радиокомпания Украины? Еще в начале Вашего назначения на должность гендиректора НРКУ вы говорили о том, что сделаете все, чтобы отформатировать Украинское радио и сделать его общенациональным вещателем. Что для этого уже удалось сделать, а что пока не получается?
– Что-то удалось, что-то нет. Есть вещи сложные, но если они зависят только от работы творческого коллектива, то их проще реализовать, как ни парадоксально это звучит. За это время все каналы отформатированы, каждый имеет свое направление. Первый канал – это общественно-политическое вещание, «Проминь» – разговорно-музыкальный, 3-й канал – «Культура». А также иновещание – на украинском, английском, немецком и румынском языках.
Ни для кого не секрет, что содержать структуру, которая работает не в режиме шарманок, а в режиме общественно-политического, культурологического вещания – это серьезная расходная статья для государства. Хорошо, что оно может финансировать и содержать огромную структуру, которая работает на 100% собственного контента. Но вещание – это не только творчество, но и возможность донести созданное до слушателя. К сожалению, Национальная радиокомпания не имеет ни одной полноценной сети распространения сигнала.
«Проводное» радио умирает. Сегодня их осталось не более двух миллионов. Такая вот грустная статистика. Конечно, Украинское радио – это не только «провода». К сожалению, при декларированном в законе равенстве между коммерческими и государственными вещателями именно последний не имеет полноценных FM-сетей в FM-диапазоне. Абсолютно, скажем так, нестандартная ситуация.
– Почему же так произошло?
– Потому что принимать решения в пользу государственного вещателя намного сложнее, чем в пользу коммерческого. Последние при равных возможностях у нас оказываются «роднее».
– Борется ли Национальная радиокомпания Украины со сложившейся грустной ситуацией?
– Вообще-то ситуация более чем странная. Уставная задача Национальной радиокомпании – освещение деятельности Президента, Верховной Рады, правительства, органов местного самоуправления Украины, обеспечение прав граждан на получение достоверной и полной информации, развитие гражданского общества, консолидация общества на принципах патриотизма и высоких духовных ценностей. И это не патетика. Мы наполняем строчки в уставе реальным содержанием. Абсолютно затребованным продуктом. Да неужели кто-то думает, что народу Украины достаточно форматов в два прихлопа, три притопа и рифм уровня певец-хитец-звездец. Никто не говорит, что этого не должно быть, но не может все радийное пространство быть таким. И вот когда вы выезжаете за пределы страны, на Восток или Запад, то понимаете, что украинская реальность должна быть другой. Обязательно два-три вещателя – это только классическая музыка.
Со своей стороны мы прилагаем усилия, чтобы обратить внимание Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию на необходимость обеспечения единственного общегосударственного вещателя FМ-ресурсом. Недавно мы в который раз обратились к Нацсовету с просьбой включить решение этой проблемы в План развития на 2013 год. Пока что получили в ответ глубокое объяснение о том, что нужно думать о цифровом формате. Мы думаем, но не можем принимать решения вместо тех, на кого эта функция возложена.
Что же касается форматов вещания, то этот вопрос должен рассматриваться в европейском контексте. А ситуация в Европе такова, что FM-вещание будет оставаться доминирующим еще на протяжении длительного времени. Это происходит по одной простой причине – развитие цифрового вещания (формат DAB, DAB+) не несет в себе качественного изменения, которое обусловило бы необходимость таких затрат. И мощные европейские вещатели придерживаются режима плюарализма, работают как «широкозахватная сеялка». То есть остается аналоговое вещание и ложится на параллель цифровое вещание. В Украине ситуация еще неопределеннее, поскольку по цифровому формату окончательного решения нет. У Национальной радиокомпании ситуация и вовсе неопределенная, поскольку на три канала вещания есть около 30% FМ-покрытия территории Украины, причем исключительно за пределами областных центров и крупных городов. В этой ситуации мы пытаемся конкурировать только за счет преданности наших слушателей, то есть в первую очередь за счет контента, который мы для них создаем. Они ищут возможность, чтобы слышать нас в УКВ-диапазоне, пытаются «поймать» нас на средних волнах. Именно благодаря им мы до сих пор удерживаем рейтинги и боремся за место на нашем радийном рынке. И я думаю, что довольно неплохо боремся.
– А на какого слушателя вы ориентируетесь в плане контента в первую очередь? Или пытаетесь охватить всю аудиторию?
– Охватить всю аудиторию – это утопия. Но у каждого вещателя есть своя миссия. Мы не коммерческий вещатель и, соответственно, должны думать, как работать на ту аудиторию, на которую не работает никто. Если у коммерческих вещателей эфир формируется в значительной степени за счет музыкального плеера и незамысловатого текста между этими звуками, то Национальная радиокомпания формирует содержательный контент. Да, у нас есть определение аудитории и они немного отличаются в зависимости от канала вещания. Первый канал ориентируется на аудиторию 35-40+. Также мы последовательно работаем над детской аудиторией. Когда менялась сетка вещания, мы перенесли детские передачи туда, где они должны быть – с 16:00 до 17:00, как раз в то время, когда дети приходят из школы. Но в том-то и искусство, чтобы делать программы такими, чтобы их могли слушать и взрослые, и дети. Если нет искусственного сюсюканья, а мы обращаемся к ребенку как к части Вселенной, то даже детская передача будет интересной для разновозрастной аудитории. На аудиторию немного моложе – 30+ мы ориентируемся на канале «Промінь». Ну а «Культура» – она вечная и ориентирована в значительной степени на классические образцы. То есть мы, если смотреть критически, ничего не придумали экстраординарного. Так же, как мы, работают в любой европейской стране – общественный это вещатель или государственный – это уже дело десятое. Формат есть формат – он диктует свои правила и мы их соблюдаем.
– Недавно я нашла в социальных сетях группу любителей украинского радио, созданную молодежью. В ней она ностальгирует по старым ведущим и передачам, обсуждает умирание кабельного радио… У Национальной радиокомпании вообще есть передачи для аудитории 20+?
– Да, конечно есть. Мы учитываем тематику молодого поколения. Но давайте будем смотреть правде в глаза – сейчас для аудитории 20+ не работает никто, это невыгодно и никому не нужно. Нация стареет. Да, возможно это не выгодно с точки зрения коммерции, рекламы. Но мы не гонимся за прибылью, хотя тоже работаем на рынке и должны заботиться о доходной статье.
– Охотно ли сейчас идут к Вам на работу молодые кадры? Расскажите немного о коллективе НРКУ.
– К нам молодежь приходит еще во время учебы в Институте журналистики. С молодыми кадрами у нас все нормально. Мы ведь понимаем, если не брать на работу молодое поколение, если оно не будет перенимать традиции, то где оно научится журналистике? Будет ли будущее у Украинского радио? Одно поколение уходит, а на смену ему должно прийти другое. Вот вы вспоминали группу в социальных сетях, созданную молодыми людьми. Все в жизни меняется, меняются поколения, но Украинское радио обязано жить. Просто нужно взять эту доминанту и делать все для того, чтобы так было. Тогда новое поколение будет вспоминать то радио, которое было до них, а за ними следующее и так далее.
– Ну а в финансовом плане молодежи выгодно идти к Вам работать или с этим немного сложно?
– Никто не говорит, что легко. Да, сложно. Но мы пытаемся как-то решать эти вопросы. Мы не живем в придуманном мире.
– А государство помогает решать эти вопросы?
– Если у нас будет кадровая нехватка, мы об этом скажем. На данный момент такой нехватки нет. Как и каждое СМИ, мы имеем какие-то моменты, которые хотели бы усилить, к примеру, набрать больше тех или иных ведущих, но это вечный поиск. Я не говорю, что нет проблем, но если проблемы не пытаться решать, их будет становиться больше.
- Расскажите, над какими проектами Вы сейчас работаете?
– У нас работа над новыми проектами не прекращается. Не нужно забывать, что Национальная радиокомпания производит сотни разноформатных программ. К тому же мы реализуем не только радийные проекты. Недавно с Европейским вещательным союзом НРКУ выступила соорганизатором Европейского джазового оркестра. Это не только украинский контент трудами композитора и дирижера Игоря Стецюка, это звучание бандуры талантом Георгия Матвиива. Европейское турне, два концерта в Киеве и все с большим успехом. Украинскую джазовую музыку восприняли как открытие. В Киеве звучание было усилено струнной группой симфонического оркестра Национальной радиокомпании. Десятки стран уже транслировали киевский концерт в своих радиоэфирах, а вскоре выдадим в эфир и телевизионную версию. Также на выходе очередная телерадиопрограмма «Мистецькі історії», подходит к завершению цикл радиоочерков «История христианской церкви»: уже написано более ста радиоочерков. После завершения этого цикла будет сделано еще около сорока посвященных исключительно украинской церкви. Ко Дню украинской письменности и языка мы будем проводить традиционный Всеукраинский диктант. Кстати, будут изменения. Надеюсь, интересные.
Планируем в новом качестве записать лучшие театральные постановки. Постепенно выкладываем огромный архив НРКУ в подкаст на сайт для того, чтобы все, в том числе и наши дети, которые не очень любят читать, могли бы послушать в лучших образцах и лучшем исполнении программные произведения.
– А как, кстати, с техническим оснащением? Его хватает?
– Я не знаю вещателя, которому бы всего хватало. У нас давно не было капиталовложений, как говорят у нас на радио, в «железо». Но мы пытаемся зарабатывать на рекламе и хотя бы частично решать проблемы, но, к примеру, заменить эфирный блок вместе с программным обеспечением нам не по силам. Однако нельзя сидеть и говорить, что все плохо, иначе так оно и будет. Поэтому недавно мы своими силами закончили ремонтные работы в Доме звукозаписи, к примеру.
– Расскажите о сотрудничестве Украинского радио с иностранными вещателями.
– Сотрудничество с ними позволяет выходить Украинскому радио с интересными темами на абсолютно разные страны, причем в прайм-тайм. Мы так работаем с нашими российскими и белорусскими, евросоюзовскими коллегами: португальцами, испанцами, итальянцами, болгарами, эстонцами и многими другими. Эта двусторонка как следствие нашей общности в Европейском вещательном союзе. Мы находим общий язык, помагаем друг другу. Такая вот реальная евроинтеграция.
– Сгодня мы празднуем День работников радио, телевидения и связи. Расскажите, кто же такой в Вашем понимании профессиональный радийщик?
– Это сложный вопрос. Журналистика – она или есть, или ее нет. А радио или телевидение – только лишь уточнение. На качество влияет множество факторов, и оправдание всегда можно найти. Журналистика – это искусство невозможного. И журналист – он или думающий, способный подняться до уровня афористического мышления, или поверхностный, то есть никакой.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом