Говорят, историю пишут на заказ, а реальным отображением действительности являются мифы и легенды. Возможно. Однако факты – вещь упрямая и хотя каждый из них при желании можно «выкрутить» как захочется, исходное «зерно» их все равно остается неизменным.

О фактах, отображающих нынешнюю реальность украинского государства и своем видении ситуации, в эксклюзивном интервью с корреспондентом ForUm’a поделился директор аналитического центра «Диаматик» Юрий Гребенчук.

- Юрий Леонидович, на днях экс-министр внутренних дел Украины Юрий Луценко заявил, что первый президент Украины Леонид Кравчук может стать объединительной фигурой для украинской оппозиции.

Луценко также утверждает, что на сегодняшний день Кравчук фактически стал арбитром нации, и никто кроме него не справится с возобновлением демократического движения в Украине. Как Вы считаете, это так?

- Думаю, Кравчук с этим не справится, поскольку ведет себя крайне непоследовательно. Мне кажется, у Кравчука нет соответствующего авторитета, достаточно вспомнить, как он сдавал свой пост. Основная причина этого была в том, что Кравчук развел коррупцию, масштабами которой была возмущена вся нация. Достаточно вспомнить также продажу Черноморского Морского Пароходства (ЧМП)…

Ведь и Кучма стал Президентом после того, как Кравчук его уволил с поста премьер-министра. И как всегда происходит в странах, где правительство цинично относится к нуждам простых людей, каждый, кого выкинули из власти, получает сочувствие электората. Так было с Бродским, так было и с Тимошенко. Правда, после этого коррупция приобрела катастрофические масштабы…

Я хорошо помню, как в 2000 году, когда Украина получила третье место с конца в рейтинге Transparency International (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, основанная в 1993 году, и имеющая на сегодняшний день свои филиалы по всему миру – авт.) , меня вызвали к себе в Администрацию президента для консультации. Я им долго рассказывал, как работает эта организация, какие у них рейтинги, как проводятся опросы.

Они хорошо запомнили, что представителем Transparency International в то время был Сергей Головатый. И вот однажды включаю телевизор и вижу, как в Испании выступает Кучма и говорит: «Да вы не верьте, что у нас такая коррупция, просто представителем Transparency International сейчас является мой бывший министр юстиции, которого я уволил, и он мне теперь мстит». Ну, что сказать – молодцы, использовали меня втемную …

Вот, кстати, сегодня Transparency International выпустил очередной рейтинг коррупции и не знаю почему, но они нам добавили шесть десятых балла. Было 2,2, стало 2,8 – то есть картина вроде бы чуть-чуть лучше. Но, по-моему, они поторопились…

- Почему Вы так думаете?

- А помните, мы с Вами однажды говорили о том, как Янукович организовал национальный антикоррупционный комитет с собой во главе?

- Помню.

- Так вот, они за полгода собрались аж два раза, причем второй раз три дня назад, ничего полезного не сделали, а вредного…. Например, отсрочили введение пакета антикоррупционных законов 2009 года, в котором была очень интересная деталь: чиновники должны отчитываться не только о своих доходах, но и о расходах.

А зачем, спрашивается воровать деньги и брать взятки, если их нельзя свободно потратить? Вот потому и отсрочили пакет, сначала на три месяца, потом до января 2011 года, ссылаясь на то, что «закон сырой, плохо прописан». Хотя его поддержала группа GRECO, которая прямо говорит, что в Украине реально никто с коррупцией не борется.

- Можно ли протекцию Луценко расценивать как то, что верный рыцарь Тимошенко сейчас открещивается от нее?

- Луценко энергичный парень, хороший политтехнолог. Но вступать в анализ побудительных причин того или иного украинского политика, пусть даже Луценко, не желаю.

Ясно одно – оппозиция разделена и не в состоянии объединиться. Это главная причина, почему дела у нее идут очень плохо. И если еще Луценко покидает Тимошенко… Не знаю, не знаю…

- Венецианская комиссия дала свое заключение по законопроекту о проведении мирных собраний, находящемуся сейчас на рассмотрении Верховной рады. Они считают, что проект требует доработки.

Вместе с тем известно, что против принятия документа выступают многие правозащитники и общественные организации Украины, считающие, что он нарушает право граждан на свободу собраний. Как Вы полагаете, будет ли откорректирован скандальный законопроект или же оппозиции стоит приготовиться к тому, что основное ее «оружие» будет запрещено?

- Думаю, его все-таки запретят. Партия регионов смело и нахально захватила власть, презирает все замечания оппозиции, большинство голосует строго по указке семафорящего им матроса Чечетова. И если они не испугаются Венецианской комиссии, то ничего хорошего я здесь не жду.

Сейчас вот на подходе еще один закон о доступе к публичной информации. Закон вроде бы неплохой, но пройдет ли? Готовится закон об общественном телевидении, о котором рассуждают более пятнадцати лет и Янукович уже заявил, что готов его подписать. Есть неплохой законопроект, который предложил Андрей Шевченко, но вместе с Администрацией Президента аналогичный закон разрабатывает и Валерий Бебик…

- А в чем основной смысл-то?

- Ясно, что наблюдательный совет и финансирование должны быть независимы от государства. У Шевченко предлагается 0.05 % от бюджета, отдельной строкой, а у Бебика финансирование за счет взносов граждан. Вы думаете, кто-нибудь из украинцев согласится платить за дополнительный канал? Конечно, нет.

Кроме того, они наверняка что-нибудь придумают, чтобы наблюдательный совет находился под жестким контролем власти, ведь это совсем несложно. А коалиция, простите, большинство потом послушно проголосует за проект Бебика.Вот и все.

- Кстати, по поводу доступной информации. Буквально вчера Янукович заявил, что свободы слова при нем не меньше, чем при Ющенко, однако в ежегодном Индексе свободы слова-2010 от «Репортеров без границ» Украина опустилась на 42 позиции и заняла 131-е место между Ираком и Израильскими территориями. Что Вы скажете на это?

- А что я могу сказать? (смеется) Конечно, «Репортеры без границ» правы – эта организация очень авторитетная… Вы посмотрите, после убийства Гонгадзе снова пропал журналист оппозиционной газеты, занимавшейся коррупцией. Расследование ведется не шатко, не валко… Большинство СМИ, особенно ведущих телеканалов, находятся в руках представителей власти, так что и темники присылать не надо. В общем, «Репортеры без границ» на 200% правы.

Кроме того, не стоит забывать и об очень ловкой женщине, Анне Герман, которая пыталась выдать какого-то гражданина за представителя «Репортеров без границ» . Это все было проделано настолько хитро и «тонко», что настоящему представителю, приехавшему в нашу страну, пришлось недвусмысленно заявить: «Мы не довольны тем, что происходит сегодня в Украине со свободой слова». И рейтинг красноречивое тому подтверждение.

Сегодня в Украине идет реальное сворачивание свободы слова. Приведу один пример. Недавно со стороны Януковича было очень интересное выступление, когда он собрал админресурс где-то в регионах и с плохо скрытой издевкой заявил: «Я приказываю, чтобы у каждого кандидата была возможность донести до избирателя их платформы и программы». Но ведь совершенно очевидно, что говорится одно, а делается абсолютно другое. Со всех сторон идут сообщения о нарушениях, о том, что не регистрируют кандидатов…

В общем, все как всегда. У нас перед каждыми выборами прогнозируют, что «эти» будут самыми грязными, и в этот раз я думаю, что как раз так оно и будет.

- Вчера на совместной пресс-конференции с канадским премьером украинский президент говоря о своем отношении к Голодомору 30-х годов, подчеркнул, что Украина всегда будет осуждать сталинский режим, совершивший преступление Голодомора. Однако недавно в Страсбурге на ПАСЕ прозвучала прямо противоположная версия: о том, что Голодомор нельзя признавать геноцидом. Что это, как, по-вашему?

- Это поворот. Ведь геноцид по определению – это преследование людей определенной национальности или вероисповедания. Поэтому называть Голодомор геноцидом нельзя.

Это преступное преследование зажиточных крестьян, не желавших идти в колхозы. Землю, в соответствие с лозунгом ОТДАЛИ крестьянам, а урожай с неё забрали и вывезли. Весь, подчистую! Поставили по границам сельских районов НКВД-шников и организовали чудовищный голод. Это не геноцид, это нечто другое.

- Тогда что?

- Это было преступление против не согласных с властью людей, умеющих трудиться на земле. Красноармейцы не заставляли голодать по национальному или религиозному признаку. Внутри огороженных зон, в деревнях ведь жили и цыгане, и евреи, и русские, но на Украине, конечно, в основном украинцы. И умирали все! На Украине в большинстве украинцы, в Поволжье в основном русские.

Наш Голодомор по определению не геноцид, а бесчеловечное преступление тоталитарного режима против инакомыслящих. И Янукович правильно его трактует, пока…

- Пока что?

- Пока не создал свой тоталитарный режим…

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6106