Сейчас уже наверняка можно утверждать, что заметно охладевшие за определенный период украино-российские отношения перешли на принципиально новый уровень. Во всяком случае, об этом можно судить по достаточно конструктивным диалогам между руководителями двух государств. Свой взгляд со стороны на происходящее в интервью корреспонденту ForUm’a выразил российский политик, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

- Константин Федорович, экс-президент Виктор Ющенко называет своей ключевой ошибкой Юлию Тимошенко. Она же, по его мнению, является персональной угрозой для Януковича. Вместе с тем, Ющенко допускает, что после решения КСУ о легитимности новой коалиции может появиться коалиция ПР и БЮТ. Однако экс-президент называет этот возможный альянс ужасным и утверждает, что за ним стоит Кремль. Хотелось бы узнать мнение директора института стран СНГ: лично Вы сомневаетесь в легитимности новой коалиции?

- Конституция Украины, начиная с 2004 года, неоднократно правилась в интересах конъюнктуры и действующей власти. Все было начато при Ющенко, с третьего тура выборов, который, собственно, и дал ему победу. После этого, заявления со стороны нынешней оппозиции, которая вчера была властью о том, что что-то там нелегитимно, не выдерживают серьезной критики.

Весь путь таких политиков, как Ющенко и Тимошенко, был устлан разного рода компромиссами с Конституцией, попытками обойти, или переделать законы. И правило, по которому коалицию создают только фракции, а не действующие депутаты – это норма в украинском законодательстве появилась именно благодаря Ющенко в 2007 году – четко и однозначно.

После этого фарисейством выглядит попытка усомниться в том, что сама же Верховная Рада может изменять порядок формирования коалиции, поскольку речь идет все-таки о главном вопросе – легитимности самого парламента.

Я вообще считаю, что на Украине крайне запутанная и чрезвычайно усложненная схема формирования коалиции, созданная специально для того, чтобы поставить одних в выгодное, а других в невыгодное положение. Те, кто добивались подобного рода изменений в украинской Конституции, как-то не очень далеко глядели и уж точно никак не ожидали, что сами окажутся в роли людей, на которых примеряют эксперименты над Законом.

Поэтому у меня нет большого сочувствия к их потугам развалить правительство Азарова, а его самого поставить под сомнение. Украина сейчас в таком положении, что эта борьба уже перестала быть борьбой с Азаровым или Януковичем. Она стала борьбой против Украины, как государства, которое находится в чрезвычайно тяжелой ситуации. Казна пуста, раскручивается спиральная инфляция, денег нет, как нет и полного доверия со стороны партнеров на Западе и Востоке, и в этот момент из личных побуждений Ющенко или Тимошенко занимаются обструкцией любых усилий власти по выводу страны из кризиса.

Хотя еще совсем недавно они сами призывали к этому и клеймили всякую критику со стороны оппозиции – плохих украинцев, не понимающих, в каком трудном положении находится государство. Где же их последовательность или хотя бы минимальная политическая порядочность?

- Конституционный Суд Украины принял решение об ограничении депутатской неприкосновенности, однако запретил обижать непосредственно Президента. Иными словами, если плохо сказал о Януковиче, значит, плохо сказал и обо всем украинском народе. Не кажется ли вам, что это немного отдает «царизмом»?

- Я не знаю редакции, в которой принято это решение, но надеюсь, что там нет того, о чем Вы сказали. Ведь речь идет о законном праве критиковать любые действия власти. Никакой Конституционный суд не может затронуть подобным образом основы демократии в собственной стране.

Конечно, к власти нужно относиться уважительно, но часто сама власть не дает для этого поводов и поэтому, безусловно, можно и нужно критиковать власть, и если она умна, это должно стать для нее поводом к совершенству.

Я потому весь предшествующий период и запрещался ко въезду на Украину, что при Ющенко «уважаемые демократы» считали, что, если я критикую политику их Президента, значит я украинофоб и враг народа.

Я лично так не считаю. Наоборот. Я друг украинского народа, даже более того – ближайший его родственник.

- Украинофобом у нас сейчас называют министра образования Дмитрия Табачника, считая его откровенно пророссийским, за что и хотят снять с должности. А как Вам его идеи и то, что творится вокруг него?

- Вообще-то, для меня новость, что Табачник является пророссийским. Мне кажется, в украинском языке специально предпринята легкая филологическая диверсия. Русский язык по-украински называют «российской мовой» и таким образом он становится языком заграничного государства – Российской Федерации. Хотя на самом деле речь идет о русском языке – одном из мировых языков, который живет и развивается в России и имеет право на жизнь в других государствах. Никто в мире не называет русский язык российским, кроме Украины.

То же самое можно сказать и о политиках. Сегодня клише «пророссийский политик» используется одними людьми для того, чтобы восхищаться, а другими для того, чтобы поносить того или иного политического деятеля Украины.

Я помню Дмитрия Табачника в разные периоды. У меня далеко не всегда были с ним хорошие отношения. Г-н Табачник возглавлял Администрацию Президента Кучмы, в бытность которого в 1996 году мне в первый раз запретили въезд в Автономную Республику Крым. Табачник не мог этого не знать. Инициатором этого был Евгений Марчук – даже не Кучма, но тем не менее, они не стали против этого возражать. Я говорю это для того, чтобы подтвердить, что я-то уж никак не питаю преувеличенных мнений о пророссийскости Табачника.

Табачник – политический деятель Украины, который, основываясь на своем опыте, придерживается определенных, достаточно ясных взглядов. Он считает, что, если русские по национальности граждане Украины, такие же налогоплательщики, как и украинцы, значит, они имеют полное право считаться полноценными гражданами украинского государства.

В этом смысле, Украина должна, как своим украинцам (по национальности) так и русским (опять же по национальности) предоставлять все возможности для развития. Сегодня она этого не делает, поскольку в предшествующие периоды – с момента признания независимости, принимала различные запретные меры, направленные на сдерживание или сокращение ареала русского языка и усиленное внедрение украинского.

- Складывается впечатление, что Вы противник украинского языка…

- Я не против украинского языка, я с уважением к нему отношусь. Я не понимаю только, почему он должен развиваться за счет ограничений возможностей русского языка, за счет потребности людей.

То, что сейчас происходит вокруг Табачника является совершенно пещерным национализмом со стороны тех, чьи мозги и в самом деле устроены неандертальским образом и тех, кто действует из конъюнктурных и политических соображений.

- А конкретней?

- Например, г-жа Тимошенко не является безусловным националистом. Она вообще не является каким-либо идейным политиком, а просто приспосабливается к текущим политическим обстоятельствам. Вчера они (обстоятельства) подталкивали ее в объятия к Путину, а сегодня она вновь, как и несколько лет назад, требует отставки пророссийских политических деятелей, таких как Табачник. Я считаю, это конъюнктура и к тому же свидетельство неумения со стороны «оранжевых» и их эпигонов достойно проигрывать.

Я не помню, чтобы Партия регионов или кто-то еще из тогдашней оппозиции в 2005 году вел себя подобным образом, какой позволяют себе сегодня Ющенко и Тимошенко. Им не создавали таких сложностей в формировании правительства, Партия регионов и другие депутаты присутствовали на инаугурации Ющенко, чего г-жа Тимошенко, как Вы помните, не соизволила сделать.

Так кто же разваливает Украину? «Пророссийские» деятели вроде Табачника или люди, которые кричат, что готовы пойти на баррикады лишь бы Табачник не наводил порядка в министерстве, которое насквозь заражено бациллами даже не национализма, а чистого шовинизма. В министерстве, которое все это время было рассадником самой отъявленной русофобии – достаточно взглянуть на учебники истории, которое оно штамповало и отправляло в школы.

Так что это вопрос принципиальный и какого-то сочувствия к попыткам снятия министра Табачника у меня нет. Напротив, – есть желание солидарности с ним и я ее проявил, когда был в Киеве, и буду проявлять дальше.

- В заключение, давайте поговорим немножко о ЧФ РФ. Недавно в интервью одной из российских радиостанций министр иностранных дел Украины Грищенко заявил, что Черноморский флот России не несет угрозы для Украины. Основываясь на этом, можно ли теперь утверждать, что эта раздражающая тема будет, наконец, снята?

- Я надеюсь на это. Любой здравомыслящий человек может и должен понимать, что от присутствия Черноморского флота Севастополь, Крым и Украина в целом только выигрывают, поскольку Черноморский флот – элемент обороны не только России, но и при определенных обстоятельствах Украины тоже.

Черноморский флот – налогоплательщик Украины. Благодаря ему и всему, что с ним связанному, в том числе и истории Севастополя, Украина получает дополнительные средства от туристов и тех расходов, которые несет Россия и ее регионы, пытаясь помочь флоту и его личному составу.

Наконец, Черноморский флот – это важный элемент межэтнического баланса в Крыму и, в частности, в Севастополе. Если бы не Черноморский Флот, я думаю, русское и украинское население Крыма гораздо больше волновалось бы о перспективах превращения Крыма в Косово.

- Отчего же?

- Из-за неуемной активности такого рода незаконных формирований, как Меджлис, с которым украинские власти с момента его образования принялись заигрывать и дозаигрывались до очень серьезных последствий. А теперь неизвестно, каким образом их преодолевать.

Лера Нежина,

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

12950