Пока украинцы дожидаются оглашения официальных результатов своего волеизъявления, элита общества тоже не дремлет. Похоже, каждая из враждующих сторон продолжает проводить переговоры не только со «своими», но и с потенциальным союзником, которым является Владимир Литвин. Руководитель Центра прикладных исследований «Пента», политолог Владимир Фесенко считает, что экс-спикер будет до последнего момента выбирать, в какой же лагерь ему податься. Хотя и утверждает, что у «оранжевых» Владимира Михайловича не очень то и любят. Особенно Юлия Тимошенко. Об этом и многом другом Фесенко рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.

- Владимир Вячеславович, насколько может затянуться процесс подсчета голосов избирателей?

- Во-первых, есть формальные критерии. Так или иначе, по протоколам Центризбирком может подбивать итоги выборов в течение двух недель. То есть, до 15 октября они должны объявить официальные результаты голосования.

По состоянию на сегодняшнее утро осталось 6% протоколов, поэтому с техническо-организационной точки зрения я пока не вижу принципиальных оснований волноваться.

Есть другая проблема: будут или не будут судебные конфликты по итогам голосования по отдельным участкам. Поскольку весьма велика вероятность, что исход выборов будут решать буквально несколько десятых процента, то, конечно же, риск «судебной войны» достаточно высок.

- Не поспешил ли вчера Президент, поручив правоохранительным органам разобраться, почему так долго, по его мнению, идет подсчет голосов?

- Объективности и справедливости ради, разбираться тогда надо было не только по Донецкой, Луганской областях, Крыму, но и по Киеву. Ведь на момент заявления Ющенко наиболее низкий процент подсчета голосов был именно здесь. Вот это вызывает удивление. Все-таки Киев – столица, здесь, казалось бы, должно быть меньше тех же транспортных проблем, то есть, в организационном плане ситуация могла бы обстоять гораздо лучше. Поэтому намек на Восток и Юг – это своеобразный инструмент давления на Партию регионов и ее союзников, это некое политическое предупреждение. Если хотите, это косвенное использование административного ресурса, конечно же, в символическом плане, так как о прямом использовании речь не идет.

Борьба идет не просто за каждый процент голосов, а буквально за каждую десятую процента. И с этой точки зрения, напряжение остается достаточно высоким.

- Есть ли еще шанс у социалистов попасть в парламент?

- Теоретические шансы сохраняются, но, боюсь, «зацепиться» им будет очень тяжело. Их судьба сейчас очень напоминает ситуацию с Витренко с некоторыми коррективами. В прошлом году экзит-поллы дали ПСПУ три процента, а потом по официальным подсчетам им несколько сотых не хватило для преодоления барьера. У Мороза ситуация несколько иначе: по экзит-поллам он не выходил на этот уровень, но по официальным подсчетам он имеет шанс «зацепиться»…

- А оппозиция говорит, что социалистам сейчас «дотягивают» проценты.

- Такие подозрения имеют право на существование. Когда речь идет о нескольких сотых процента, вспомните опять же ПСПУ. Тогда Витренко и ряд экспертов не безосновательно подозревали, что у нее могли эти сотые «отнять». А тут говорят о том, что социалистам прибавили. Вообще, согласно практике, легче «забрать» голоса, то есть испортить бюллетени, а прибавить голоса сложнее. Хотя, конечно, это тоже возможно.

Если есть подозрения, то надо проверять эту информацию. Это единственный критерий поиска истины.

- Владимир Вячеславович, так быть или не быть «оранжевой» коалиции?

- Есть шансы на появление такой коалиции - в данный момент не большое преимущество у них сохраняется. Если в парламент все-таки попадают социалисты, тогда появляются шансы на создание коалиции у ПР.

Но возможен еще один вариант. Теоретически не исключено, что ПР, коммунисты и Блок Литвина будут иметь буквально на несколько десятых процента больше, чем БЮТ и «Наша Украина».

По состоянию на утро не только в Донецкой и Луганской областях были не досчитаны голоса, но и в Одесской, Запорожской. Как раз, может быть, в этих регионах будет решаться окончательный исход голосования.

Пока возможно три варианта коалиции: «оранжевая» - БЮТ и «Наша Украина», если проходят социалисты – расширенный вариант прошлой коалиции или большинство, сформированное из ПР, КПУ и Блока Литвина.

Очень многое будет зависеть от позиции Литвина.

- То есть, к «оранжевым» он не пойдет?

- Я думаю, что Владимир Михайлович будет выбирать до последнего момента. Пока ситуация складывается таким образом, что «оранжевые» его и не зовут. Особенно заметно, что именно Юлия Тимошенко не хочет видеть в этой коалиции Литвина. У нее уже выработался «комплекс Мороза», и она не хочет иметь дело с потенциально неустойчивым партнером. С этой точки зрения, конечно же, «оранжевые» постараются сформировать «чистую» коалицию.

- Я так понимаю, коалиции из ПР и НУ все-таки не будет?

- Это крайне маловероятный вариант. Во всяком случае, на ближайшую перспективу. А дальше – я не исключаю разных вариантов. Вполне может возникнуть такая ситуация: создается «оранжевая» коалиция, некоторое время она существует, но как уже показала практика 2005 года, весьма велика вероятность очередных конфликтов между Ющенко и Тимошенко, и если эта коалиция распадется, то тогда встанет вопрос либо о досрочных парламентских выборах, либо о какой-то новой конфигурации большинства. И кто знает, может возникнуть коалиция из ПР, того же Литвина и какой-то части «Нашей Украины». Но это уже дела будущего, которые будут зависеть от новых политических обстоятельств.

А на данный момент коалиция из ПР и НУ мне представляется маловероятной, в том числе и потому, что для Ющенко это будет очень большим риском, ведь тогда Тимошенко постарается максимально опустить его рейтинг, расколоть «Нашу Украину», перетащить на свою сторону радикалов и революционеров из НУ.

- Таким образом, она будет готовиться к досрочным президентским выборам.

- Разумеется. Тогда она возьмет курс на президентские выборы и на вытеснение Ющенко из «оранжевого» лагеря. Кстати говоря, эта тенденция уже имеет место, ведь, согласно предварительным данным, наибольшая прибавка голосов у БЮТ в западных регионах Украины. Это очень показательно. Ющенко проиграл регионы своего традиционного влияния. Конечно же, теперь Тимошенко сможет шантажировать Виктора Андреевича как раз перспективой будущих президентских выборов.

- Но ведь Ющенко должен это понимать.

- Конечно, он это прекрасно понимает. Поэтому проблема Юлии Тимошенко в гораздо большей степени это проблема Ющенко, чем, допустим, ПР.

Кстати, я не исключаю и другого варианта развития событий. Вполне может сложиться, что не будет создана ни одна коалиция, если переговоры зайдут в тупик. Ведь если будет формироваться «оранжевое» большинство, я думаю, споры будут идти не столько вокруг кандидатуры премьер-министра, а вокруг силового блока правительства. Я предчувствую очень острую и жесткую борьбу за МВД. Похоже, что БЮТ и лично Турчинов будет претендовать на это ведомство. А Ющенко они могут оставить контроль над СБУ. Не исключено, что могут быть серьезные споры и в борьбе за ТЭК. Так что поводов и предметов для конфликтов интересов может быть достаточно много. И рано или поздно они могут привести к распаду «оранжевой» коалиции.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5010