Уважаемые читатели, сегодня мне хочется поразмышлять вместе с вами на тему, которая в последние несколько недель в буквально смысле будоражит умы всех мало-мальски здравомыслящих людей, а именно – возможный дефолт США.

На мой взгляд, Соединенные Штаты не спасены от него и не застрахованы. Просто он отложен. Пока. Но то, что это произойдет в ближайшее время – однозначно.

В «пользу» этого суждения свидетельствуют как минимум два фактора: во-первых, в США до сих пор не изменена экономическая модель. То есть все, как и прежде, предусматривает только раскрутку финансовых спекуляций, а отнюдь не оздоровление экономики и рост реального сектора. И второе: выделенные Конгрессом средства никоим образом не покрывают растущей дыры бюджета.

Начнем со второго пункта. Недавно Конгресс США принял решение о выделении в пользу государственного бюджета 2,4 трл. долларов (900 млрд. сразу, и до конца года еще 1,5 трл). А теперь посмотрим на долги США. До конца текущего года им необходимо заплатить по своим векселям 1,8 трл. долларов и до середины следующего года – 2,6 трл. Следовательно, на год (от лета до лета) «набегает» цифра в 4,4 триллиона. А поскольку им выделяют только 2,4 – то есть вдвое меньше – следовательно, встает вопрос о необходимости немедленного сокращения расходов бюджета. Причем, как показывает анализ специалистов, для того, чтобы устойчиво расплачиваться с долгами, США необходимо сократить расходы бюджета на 4 триллиона долларов.

За счет чего можно (и нужно) сокращать расходы бюджета? Лауреат Нобелевской премии Пол Кругман очень четко указал решение проблемы, заключающееся в изменении экономической модели и сокращении архиогромных расходов на военную машину.

Кроме того, для оздоровления экономики США жизненно необходимо введение прогрессивной шкалы налогообложения на физические лица и корпорации с тем, чтобы изъять сверхдоходы. Однако, ни в выступлениях Обамы, ни в решениях Конгресса, ни в соглашениях между ними абсолютно эти шаги не предусмотрены.

Таким образом, очевидно, что сейчас США начнут резать государственные расходы, сокращать расходы бюджетного сектора (социальные выплаты). Это все говорит о сохранении прежней порочной экономической модели и о том, что реальные вложения в экономику (именно в производственный сектор) поступать не будут, поскольку именно государственные капитальные вложения и есть самая большая гарантия того, что будет развиваться реальный сектор экономики.

Такое положение дел на сегодняшний день в США совершенно понятно всем специалистам в мире. Почему трясет фондовые биржи, и падают индексы? Потому что всем понятно: американский дефолт неотвратим. Вопрос только в том, когда он произойдет – через месяц или погода…

Теперь, в свете вышесказанного, давайте рассуждать о нашей стране. Слова Азарова о том, что у нас мощная экономика и нам не грозит никакими потрясениями американский дефолт – чистой воды блеф. У меня лично складывается впечатление, что либо у него в Борисполе стоит заправленный самолет, и он думает, что в любую тревожную минуту прыгнет в него и улетит, а потому позволяет себе такую блажь; либо наивно полагает, что в Украине вообще нее осталось толковых людей, которые соображают и понимают, что экономика Украины от американского дефолта пострадает тяжелейшим образом и даже в большей степени, чем экономики США, Германии и других стран мира, относящихся к первой или второй группе.

Чтобы стало понятнее – объясню: государство первой группы – это самые развитые страны капитализма, действительно имеющие мощный экономический фундамент: отстроенные предприятия, новейшие технологии, высокоэффективно работающие научные школы, внедряемый в производство развитый научно-технический прогресс. Понятно, что американский дефолт для них не так критичен, как для стран второй группы – периферийных стран капитализма. Но ведь есть и третья группа стран, в которую входит Украина, где на периферии дикого капитализма экономика добивается. В качестве примера: у нас износ основных фондов по разным отраслям составляет от 75 до 90%, доллар напрямую участвует в денежном обращении – помните, это нам приснопамятный Пинзеник такое устроил: разрешил чужой валюте участвовать в расчетах. Сегодня в Украине на доллары можно купить квартиру, яхту, расплатиться за ужин в ресторане, хотя по всем правилам и законам нормальная страна, наоборот, должна защищать себя от иностранной валюты, позволяя ей участвовать в денежном обращении только через обменные операции.

И поскольку в Украине экономика разрушена, технологии устаревшие, денежное обращение на треть в долларовой массе, а золотовалютные резервы на две трети в долларах и ценных бумагах США, девальвация доллара падет на нас сразу и тяжелейшим образом. Кризис неплатежей, остановка предприятий и (как следствие) рост безработицы, резкое падение потребление население – все это, к сожалению, предопределено. Как раз это имели в виду специалисты, когда говорили о некой «пороховой бочке, заложенной под мировой экономикой». И когда эта «бочка» грохнет, Украину – увы – ожидают тяжелейшие потрясения…

Но прежде чем падать духом, вспомним справедливые слова о том, что пока живы люди и могут работать, выход непременно найдется. Только для этого нам всем нужно постараться: перекоммутировать связь и избавиться от долларовой макулатуры. Все это можно сделать в рамках Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства. Страны ЕЭП смогут, обеспечивая, грубо говоря, натуральное производство, поднимая экономику, увеличивая объемы работы предприятий, увеличивая выпуск производимой продукции и увеличивая внутренне потребление своим населением, обезопасить себя от краха долларовой пирамиды, который – повторяю – предопределен.

Наталия Витренко

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

25439