Ни для кого не секрет, что я давно выступаю в поддержку Хартии языков. И считаю, что этот, дважды ратифицированный нашим парламентом документ, должен быть внедрен в жизнь. В этом смысле против инициативы Януковича, гарантирующей русскому и другим языкам национальных меньшинств Украины защиту, свободное развитие и использование, возражать трудно.

В мире существует такое понятие, как второй, третий региональный язык и связано это не только с целесообразностью поддержки малых народов, как иногда пытаются толковать, но и, прежде всего, с понятием свободы.

Безусловно, невозможно обеспечить равные условия всем языкам, носители которых проживают в Украине, но принятие мер, предусмотренных Хартией в тех регионах, где значительная часть населения говорит на данном языке – правильная позиция. В этом смысле на уровне парламента давно следовало принять конституционное решение о статусе русского языка в регионах без конкретного упоминания национальных меньшинств. И это тоже было бы правильно.

Однако не будем забывать о тех регионах, где практически нет никаких условий для развития украинского языка. В таком случае, если, например, в том же Крыму или в Луганской, Донецкой, Харьковской областях будет объявлен региональный местком, украинский язык немедленно станет языком миноритарным.

То есть таким, на котором говорят намного МЕНЬШЕ, нежели на любом другом. И тогда точно защиты, которая предусмотрена Хартией для миноритарных языков, потребует государственный язык нашей страны.

И если до конца законодательно проводить в жизнь то, что предусмотрено Хартией, а именно все те меры для развития возможностей языка и поддержания языковой свободы в регионах, то они, безусловно, должны быть применены так же и к украинскому языку. А вот как раз этого конца, как я подозреваю, в программе Януковича нет…

Ведь государственный язык не обязательно отменять – это и не предусмотрено в Хартии языков. Государственных языков может быть два и больше – в Канаде, например, их, вообще, четыре. Дело же не в этом! А в том, чтобы обеспечить возможность развития на данном языке.

Хотя, на мой взгляд, принятие русского языка в качестве второго государственного – это кошмар, чудовищный акт. Русская культура насаждалась в Украине веками, украинский язык находится в бедственном состоянии и требует защиты. Правда, я не совсем понял, какая именно роль отводится русскому языку в программах Януковича – как второго государственного или как регионального, но, по сути, это и не имеет особого значения. Ну, разве что чисто политически…

И если рассматривать эту проблему как раз с такого ракурса, то легко можно заметить, что дело тут том, что Россия, как государство, хочет удержать Украину в сфере своего влияния. Если это не так. Почему она в таком случае возражает против вступления Украины в НАТО? Это что, каким-то образом угрожает РФ? Конечно, нет! Просто вступая в НАТО, Украина выходит «из-под зонтика» России, которая в любом случае хотела бы сохранить контроль над Украиной. И одним из самых важных средств достижения этого являются разносторонние культурные идентичности Украины.

За триста лет половина украинской культуры перекочевала в Россию. Между прочим, и Гоголь и Достоевский имели украинские корни и пронесли их сквозь свои творения. Этот список можно продолжать до бесконечности. Можно называть имена сотни людей, известных во всем мире, которых никто не отождествляет с Украиной. Ну, кто отождествляет с нашей страной экономиста Михаила Туган-Барановского, почившего в чине министра финансов Центральной Рады?

Украинцы и без того обворованы. Наша культура сначала ушла в Российскую империю, потом в СССР. Одним словом, все, что у нас было, шло на Москву и Ленинград. И это общеизвестный факт. Понятно, что Россию не устраивает перспектива, при которой наше население через 20 лет на 75-80% говорило бы на украинском языке. Россия заинтересована в том, чтобы украинская культура была этнографической. Чтобы загнать ее куда-нибудь в Галицию и пореже о ней слышать и вспоминать. Только тогда Украина будет никому не опасна.

И это, безусловно, вытекает из программы России по установлению контроля над украинской жизнью. В данном случае я говорю, кстати, и о тех обещаниях, которые давал Янукович, будучи кандидатом в Президенты и которые он собирается выполнить сейчас.

К слову, ему это удастся очень просто – имея большинство в парламенте, он проведет соответствующий закон. А вот как он будет справляться с остальными обещаниями – вот это мы еще посмотрим.

Мирослав Попович

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

14017